всасывания, на конструкцию которого выдан патент. Двигатель мопеда развивает мощность 1.5 л. с. при 4250 об/мин. Топливный бак мопеда, имеющий значительно большую емкость, чем в прежней модели (5,5 л), устанавливается на наклонной балке рамы, причем переход между баком и рамой закрывают боковины, штампованные из стального листа. Непосредственно на коленчатом валу двигателя установлена муфта сцепления. Сцепление — многодисковое, работает в масляном картере; два диска снабжены фрикционными накладками. Привод сцепления осуществляется рычагом на левой половине руля. Передача от двигателя осуществляется не цепной передачей, как обычно, а двумя шестернями. заключенными в масляный картер. Двухступенчатая коробка передач, выполненная в общем блоке с двигателем, имеет специальный механизм, позволяющий лри случайном повреждении троса привода ехать на мопеде дальше, работая педалями. Механизм этот устроен так, что стальная пружина постоянно удерживает зубчатую муфту (при помощи которой включаются отдельные передачи) в постоянном зацеплении с шестерней второй передачи. Для того чтобы исключить возможность переключения передач без предварительного выключения сцепления, применено блокирующее устройство, не допускающее вращения левой рукоятки привода коробки передач, когда сцепление включено. Через картер коробки передач проходит вал с кривошипом и педалями по обоим концам. Этот вал, с опряженныйс пусковым механизмом и передачей на заднее колесо, служит не только для запуска двигателя, но также и для торможения заднего колеса, наподобие того, как это устроено на велосипедах. Улучшению ходовых качеств нового мопеда способствовало как применение шин увеличенного размера (23—2,25), так и значительно измененная система подвески заднего колеса, которая установлена в подвижной вилке с двумя телескопами; перемещение заднего колеса в вертикальной плоскости достигает 75 мм, что весьма ценно при движении по плохим дорогам. Подвеска переднего колеса осуществляется при помощи винтовых пружин, в которые вставлены резиновые вкладыши, ограничивающие перемещение колеса в вертикальной плоскости; эти же резиновые элементы обеспечивают прогрессивность амортизирующего действия подвески. Колеса мопеда взаимозаменяемые. Ободья их выполнены из стали. Ступицы алюминиевые, так же, к аки крышки тормозных барабанов. Расположенные в ступицах стальные тормозные барабаны весьма надежны. Рабочая площадь тормозных накладок равна 52 см'. Привод переднего тормоза осуществляется рычагом на правой стороне руля и тросом. Задний тормоз приводится в действие тягой от рычага на валу педали.РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПОЛЬШЕК период между двумя мировыми войв труднейших европейских автомобильнами Польша оставалась аграрной ных соревнованиях и нередно занимают страной. Металла на немногочисленных призовые места. В 1961 году в очень металлургических заводах выплавлялось трудном зимнем ралли «Монте-Карло» слишком мало, чтобы удовлетворить помашина снова вошла в число «призетребности страны. ров», несмотря на конкуренцию более В таких условиях и автотракторная мощных автомобилей того же класса. промышленность не могла развиваться, Работа по усовершенствованию прокак следует. Она располагала, собствендукции завода ни на минуту не прекрано говоря, лишь двумя небольшими предщается. Как «Варшава», т аки «Сирена» приятиями: государственным заводом в постоянно совершенствуются. Урсусе, близ Варшавы, выпускавшим по Верхнеклапанный двигатель автомобиитальянской лицензии легковые и груля «Варшава» имеет мощность 75 л. с , зовые автомобили «Фиат», и Варшавским при 4500 об/мин. Телескопические аморзаводом американского нонцерна Дженетизаторы и новый тормозной механизм, а рал моторе, на котором собирались мав будущем и полностью синхронизирошины марки «Шевроле», а позднее ванная четырехступенчатая норобка пе«бюики» и «опели». Масштабы произредач позволят «Варшаве» достичь уровводства были весьма невелики: оба заня современных конструкций. вода выпускали на рынок лишь около 5000 автомобилей в год. В 1960 году на опытном образце автомобиля «Варшава» с верхнеклапанным В 1945 году молодая Польская ресдвигателем сотруднини редакции польпублика заново приступила н созданию ского журнала «Мотор» приняли участие отечественной автомобильной промышв международном ралли «Чехословакия», ленности, т аккак эти заводы были уничтрасса которого частично проходила по тожены немецкими оккупантами. горам. Несмотря на наличие сильных В то время страна нуждалась больше конкурентов, они заняли второе место в всего в грузовом транспорте. И вот своем классе автомобилей. уже в 1949 году на польских дорогах появились первые грузовики марки «Стар», Новый автомобиль «Сирена-104», внешпостроенные на заводе в Стараховицах. не только незначительно отличается от Разграбленная гитлеровцами страна нынешней модели 101, но в конструкцию нуждалась не только в автомобилях для внесены значительные усовершенствоваперевозки грузов. Необходимы были спения. У жев скором времени мощность циальные автомобили для строительной двигателя будет повышена с 27 до индустрии, для лесной промышленности 32 л. с. В результате произведенных и других отраслей народного хозяйства. изменений во впускной и выпускной сиПоэтому вскоре были созданы различные стемах уменьшилась шумность двигамодификации автомобиля «Стар» — самотеля. свал, автомобиль с длинной грузовой платформой для перевозки длиномерных В 1963 году «Сирена-104» получит ногрузов и, наконец, седельный тягач вый трехцилиндровый двигатель с водя«Стар» с полуприцепом. ным охлаждением, рабочий объем цилиндров которого достигнет 850 см 3 , а В 1952 году введен в строй завод, вымощность — 40 л. с. Полностью синхропускающий легковые автомобили «Варнизированная четырехступенчатая кошава-Жерань». Он был спроектирован и робка передач значительно облегчит уппостроен при помощи специалистов равление автомобилем. На нем будет Горьковсного автомобильного завода. установлена новая задняя подвеска на Спустя некоторое время началось произторсионных штангах, продольных короводство автомобилей «Варшава» — на мыслах и телескопических амортизатооснове конструкции советской «Победы». рах. Эти автомобили, несколько модернизированные, и в настоящее время составляют Серьезных ,успехов достигло в Польше основную продукцию завода. На их базе и производство грузовых автомобилей. создана целая серия грузо-пассажирских Их выпускают несколько заводов. Разавтомобилей: пинап «Варшава», фургон личные варианты автомобиля «Стар» и небольшой автобус «Ныса» Н-59, санипроизводятся на заводе в Стараховицах; тарный автомобиль. тяжелые 8-тонные «Жубры» выпускаются в Ельне под Вроцлавом, автобусы «Сан» Конструкторы спроектировали микролитражный автомобиль «Сирена». (Это, .на шасси «Старт» — в Саноке, грузо-пассажирские автомобили «Жук» на базе авкак известно, исторический символ польтомобиля «Варшава» собирают в Люблиской столицы). В нем использованы мноне, а фургоны и малые автобусы, т акже гие основные агрегаты автомобиля «Варна базе агрегатов автомобиля «Варшава», шава». поставляет завод в Нисе (Дольны «Сирена» снабжена двухцилиндровым Шленск). двухтактным двигателем с водяным охлаждением, мощностью 27 л. с. и рабочим Вернемся на завод в Староховицах. Сеобъемом 750 смЗ. Он выпускается замья автомобилей «Стар» продолжает раводом металлических изделий в Вельске сти. Различные ого варианты — от авто(Шленске). Этот двигатель используется в мобилей для перевозки мебели до новейнастоящее время танже на маленьких шего совершенного автомобиля высокой сельскохозяйственных тягачах и пожарпроходимости — оборудованы в настояных насосах. Обтекаемый кузов на 4 пасщее время верхнеклапанным карбюраторсажира и простая подвеска с листовыми ным двигателем с рабочим объемом цирессорами сделали автомобиль особенно линдров 5,5 ли мощностью 110 л. с. На удобным для личного пользования. автомобиль высокой проходимости устанавливается более мощный двигатель — За последние годы проводилась так на120 л. с , привод осуществлен на три оси, зываемая малая модернизация «Сирены», скорость автомобиля достигает 110 направленная на устранение первонакм/час, а грузоподъемность равна 4 тончальных ошибок и недосмотров. В настоянам. щее время на этом автомобиле, несмотря на его довольно слабый двигатель, наши В 1960 году завод в Ельче приступил к спортсмены успешно принимают участие производству отечественного грузовогоГабаритные размеры мопеда. Основные габаритные размеры мопе да показаны на рис. 1. На базе описанной стандартной модели мопеда выпускается его спортивная модификация «Стадион» С-23, на котором устанавливается несколько более форсированный двигатель и значительно изменена рама, усиленная продольной балкой, на которой монтируются топливный бачок. В спортивной модели применено другое (более длинное) седло. Началу крупносерийного производства мопедов «Стадион» предшествовали длительные лабораторные и ходовые испытания, подтвердившие исключительную надежность и высокие эксплуатационные качества машин.29