В ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙсопротивления датчика благодаря увеличению размаха стрелки. Эти приборы имеют большую точность показаний и высокую чувствительность. Кроме того, они не создают радиопомех. Для указателя уровня топлива применен поплавковый реостатный датчик, для указателя температуры воды — датчик с полупроводником, резко изменяющим свое сопротивление в зависимости от температуры. Т. СУДЫМТ, инженер. Рига. СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ЗИЛ-111 И «ЧАЙКИ» В связи с выпуском новых моделей автомобилей высшего класса ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» перед НИИавтоприборов была поставлена задача создать для их двигателей новые типы свечей зажигания. После многочисленных экспериментов в НИИавтоприборов были изготовлены свечи с калильными числами от 140 до 240 единиц. Они обладают широким тепловым диапазоном работоспособности и тем самым обеспечивают нормальную работу двигателей на всех режимах. При создании свечей было уделено много внимания их конструктивному оформлению (электротермическая сборка) и использованы новые изоляционные и герметизирующие материалы (борокорунд, стеклогерметик). Для двигателя автомобиля ЗИЛ-111 создана свеча А13Б (СНЗОЗ) с калильным числом 180 единиц, а для двигателя «Чайки» — свеча А15Б (СН304) с тепловой характеристикой 160 единиц. Их устройство видно на рисунке. Новые свечи зажигания просты по конструкции и технологичны в изготовлении. В настоящее время опытный завод НИИавтоприборов поставляет их Московскому автозаводу имени Лихачева, выпускающему автомобиль ЗИЛ-111, и Горьковскому автозаводу, который производит «Чайку». В. КУРЯКОВА, инженер.ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРАакие требования предъявляются к конструкции осветительной аппаратуры, фар и фонарей в связи с повышением скорости движения автомобилей? Прежде всего необходимо улучшить освещенность дорожного полотна, снизить ослепление светом фар водителей встречных машин, увеличить дальность видимости сигнальных фонарей. Над решением этих задач работает коллектив нашего завода «Красный Октябрь» в творческом содружестве с НИИавтоприборов и предприятиями, выпускающими пластмассовые изделия и светотехническое стекло для фар. Как известно, любой оптический элемент состоит из трех основных деталей: источника света — лампы накаливания, зеркального отражателя параболической формы и стеклянного рассеивателя, распределяющего световой поток на полотно дороги. Освещение дорожноги полотна, создаваемое фарами автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-21, «Москвич-407», «ЗИЛ-150, вполне достаточно. Оно даже почти всегда выше нормы благодаря высокому качеству ламп « алюмикированных отражателей. Но недостаток фар этих моделей автомобилей (за исключением ГАЗ-21) заключается в том, что переключение с дальнего на ближний свет при движении встречных машин полностью не устраняет ослепление водителеи. За последние годы разработана конструкция ламп, у которых нить ближнего света прикрыта спереди экраном из жаростойкого металла. Впервые такие лампы были применены в фарах ФГ-105 автомобиля «Чайка». С 1 квартала 196! г. они устанавливаются ив фарах ФГ-21-Б автомобиля «Волга». Оптический элемент фар ФГ-105 обеспечивает рациональное светораспределение, имеет повышенную максимальную силу света. Наличие экрана облегчает вождение машин при плохой видимости (туман, пыль, мелкий дождь и т. п.). Внедрение такого оптического элемента для фар других машин зависит от того, как быстро сможет освоить массовый выпуск ламп А12—50 4- 40* Московский электроламповый завод. В настоящее время НИИавтоприборов разработана также конструкция оптического элемента с асимметричным светораспределением. Он позволяет резко снизить ослепление водителей светом фар встречных автомобилей и одновременно усиленно освещает правую сторону дороги. Отличительная особенностьКэтого оптического элемента —• применение ламп А12—45 + 40 и А6—28+28 с экранированной нитью ближнего света и рассеивателя с преломляющими линзами. Лампы А12—45+40 и А6—28+ 28 отличаются от лампы А12—50 + 40 тем, что нить ближнего света у них полуприкрыта защитным экраном снизу, а левая часть экрана (по ходу машины) как бы отогнута под углом 15°, что способствует лучшему освещению правой стороны дороги. В ближайшее время начнется выпуск фар с такими оптическими элементами для мотоциклов. Несомненно, что они получат признание у водителей и будут широко применяться. В нынешнем году начата разработка системы двойных фар, которая в первую очередь будет использоваться на междугородных автобусах и на легковых автомобилях высшего класса. Она дает возможность значительно увеличить световой поток дальнего света но сравнению с существующей системой, улучшить светораспределение при ближнем свете, а также увеличить контраст между дальним и ближним светом и за счет этого снизить ослепление водителей. Во второй половине 1961 г. опытные образцы таких фар поступят на автомобильные заводы для широких эксплуатационных испытаний. В последние годы на автомобилях «Волга» и «Москвич» увеличена дальность видимости задних фонарей. За счет чего это достигнуто? В рассеивателях задних фонарей использованы системы светопреломляющих линз, которые создают более яркий и направленный свет, повышающий дальность видимости сигналов в 1.5—2 раза. Кроме того, в рассенвателях применены отражатели света (катафоты), необходимые для своевременного обнаружения машины, стоящей на обочине с выключенным светом. Для увеличения контраста между габаритным светом и стол-сигналом в задних фонарях вводится новая двухсветная лампа А12 — 32 + 4 (ранее А12 — 21 + 6 ) . Такие лампы уже устанавливаются в задних фонарях ФП-110 автомобиля «Запорожец» и со второго полугодия их будут применять в задних фонарях ФП-25 «Волги». Для грузовых автомобилей разработана конструкция унифицированного заднего фонаря типа ФП-101. Он также имеет улучшенный рассеиватель, повышающий дальность видимости сигнала и катафотнрующую часть, которая, возможно, сделает ненужным применение специальных катафотов. Л. СУПОНЕВ, главный инженер завода . «Красный Октябрь».* Здесь и далее первая цифра обозначает напряжение, вторая и третья — мощность нитей дальнего и ближнего света.25