20
21
22
ПЕРЕД ЗИМНИМИ СТАРТАМИЛетне-осенний спортивный сезон закончился; Впереди зима, и мотоспортсменам ее надо встретить во всеоружии. Подготовка машин к разным видам зимних соревнований имеет свои особенности. Ниже мы публикуем статьи, которые могут оказаться полезными для молодых кроссменов и участников гонок по льду.Первая принадлежит Г. "Жемочкину, механику мотосещии МИФИ, неизменно добивающейся успехов в крупнчх зимних соревнованиях. В статье аспиранта МАДИ Ю. Котелевского об инженерной подготовке мотоцикла для гонок по ледяной doрожке освещаются некоторые вопросы устойчивости мотоцикла.Холод, снег и.» н адежность кроссовой машиныимой у гонщика, участвующего в кроссе, и его мотоцикла появляются новые препятствия: холод, лед, снег, замерзшие колеи на трассе. К борьбе с этими врагами надо подготовить машину заранее. Не допускайте образования льда. Во время летних и особенно осенних тренировок и соревнований в бензобаке, карбюраторе, бензокранике скапливается вода. При минусовой температуре она превращается в лед, который может нарушить поступление топлива из бака в смесительную камеру. Поэтому надо тщательно промыть эти узлы бензином, а карбюратор продуть сжатымЗманного тока, соединяют с атмосферой дополнительной трубкой (рис. 1а). На провод высокого напряжения надевают резиновую трубку и тщательно изолируют его как у выхода из магнето, так и при соединении с наконечником. Холод меняет свойства жидкости. Приняв меры против образования льда, нужно заменить масло в коробке передач. Если оставить в ней более густое летнее масло, сцепление станет пробуксовывать во время движения мотоцикла. При температуре до —10° в коробку передач заливают смесь автола с трансформаторным маслом (приблизительно по 50%), а при более низких температурах — чистое трансформаторное масло. Попутно устраняют возможвоздухом после промывки. Отверстие в ный перекос нажимного диска при выпробке бензобака следует увеличить до жимании рычага сцепления, вскрывая 2—2,5 мм, свободно вставив в негр левую крышку картера и ослабляя или шплинт. При движении мотоцикла шплинт будет вибрировать и не даст обусиливая натяжение пружин. У мотоциклов ИЖ часто обламываются «усики» разоваться льду на краях отверстия. дисков сцепления. Причина этого — гуНадо учесть также, что после соревстое масло в коробке передач; при вынований или тренировок, когда мотожатом сцеплении диски не могут разойцикл вводят в теплое помещение, на тись, и ударная нагрузка при включении контактах и катушке высокого напряжения конденсируются пары воды, что отпередачи придется на их «усики». рицательно сказывается на работе магНе годится зимой жидкость, залитая нето. Чтобы создать вентиляцию, снимав амортизаторы летом, — ее надо замеют крышку магнето. Кроме того, понить менее вязкой. За основу берут велость картера двигателя, там где устаретенное или трансформаторное масло. новлено магнето или генератор переЕсли амортизаторы изношены, его сме-20 Рисунки Г. Возлинского. шивают с автолом. Немало времени и терпения нужно, чтобы добиться хорошей работы амортизаторов передней вилки и задних подвесок, сообразуя применение того или иного масла с температурой воздуха и профилем трассы. Опробовать амортизаторы надо не в теплом гараже, где вязкость масла значительно ниже, а на улице. К моменту старта масло амортизаторов должно быть доведено до рабочего состояния. С похолоданием резко меняется качество рабочей смеси — она обедняется. Поэтому следует заново отрегулировать карбюратор — поставить жиклер с большим отверстием, предварительно прогрев двигатель. У неподготовленного к зиме мотоцикла нередко в соревнованиях заклинивает тросы и плохо работают рычаги управления. Чтобы избежать этого, следует смазать тросы управления веретенным или трансформаторным маслом. Это можно сделать, освободив лишь один конец троса и не снимая его полностью: надо заполнить кусок резиновой трубки маслом и пропустить через нее трос, прижимая к нему трубку, чтобы масло не выливалось. Свободные выходы тросов сцепления и переднего тормоза надо защитить, как это показано на рис. 2а, кусками резиновой трубки, применяемой в медицине.Ручку управления газом необходимо тщательно вымыть бензином и смазать жидким маслом, после чего обмотать изоляционной лентой. Это предохраняет от попадания влаги. Чтобы предупредить замерзание червяка выжима сцепления двигателя мотоциклов ИЖ-49, которые еще применяются в кроссе, защитный колпачок следует закрыть куском материи, приклеиваемой к крышке нитрокраской (рис. 16). Для более надежного «раетормаживания» на рычаг ножного тормоза устанавливают пружину «в» тормозной колодки (рис. 1). Снег — враг карбюратора и свечей. Колеса и ноги гонщика бороздят снег. На участках трассы, где он поглубже, образуется целое облако снежной пыли. Она опасна для двигателя. Чтобы снег не попал в картер и цилиндр, чтобы не заклинился золотник дросселя и не переохладился карбюратор, устанавливают защитные крышки (рис. 3). Лучше всего сделать их из алюминия толщиной 1,5—2 мм. Крышки должны легко сниматься, их надо хорошо пригнать по месту. Для утапливания поплавка служит отверстие с клапаном (а), для рычага бензокраника — отверстие «б». Устанавливать на карбюратор сетчатый фильтр не следует, так как сетка забьется снегом. Дополнительной преградой для снега на пути к карбюратору будут и подкрылки «б» (рис. 2), которые устанавливают на щиток переднего колеса. Их делают из алюминия толщиной 1 мм. От снега надо защитить и свечи. Если снег попадает на свечу, может расколоться изолятор. Поэтому на головку цилиндра устанавливают легкоснимаемый козырек «г» (рис. 3). Для удобства гонщика при использовании мотоцикла ИЖ-57 на трассе с твердым снежным или ледяным покровом спортсменам небольшого роста можно рекомендовать несколько изменить крепление задних подвесок. Для этого к стаканам подвесок приваривают, как показано на рис. 4, две дополнительные цапфы «а». Если на трассе есть глубокие колеи или заснеженные участки, подвески устанавливают на старые цапфы. На любом мотоцикле седло желательно заменить подушкой такой же, как у К-58К. На заснеженной трассе с колеями гонщик для устойчивости вынужден спускать ноги, и не исключены травмы от ударов о подножки. Чтобы предупредить их, желательно установить предохранительные дуги «д» (рис. 1). Рычаг ножного переключения передач для большего удобства следует устанавливать, как показано на рис. Зв. Что можно рекомендовать в отношении шин! Все зависит от того, какова трасса. Если на ней много снега, покрышка для заднего колеса должна быть с редким рисунком протектора, при ледяном покрытии нужна шина с более частым рисунком. В том и другом случае на протекторе покрышки переднего колеса следует иметь вырезы, расположенные в шахматном порядке. Давление в шинах не должно превышать норму. Г. ЖЕМОЧКИН, механик мотосекции.УСТОЙЧИВОСТЬ МОТОЦИКЛАотоциклетные гонки по ледяной дорожке привлекают все больше участников и зрителей. К сожалению, промышленность не выпускает специальных мотоциклов для этого вида состязаний, и гонщикам приходится самим переоборудовать машины. Зачастую они не учитывают при этом технических норм и особенностей езды по льду. В ледяных гонках у нас используют чехословацкие гаревые мотоциклы ЭСО-500 с двигателем мощностью 50 л. с. Но ходовая часть их малопригодна для этой цели. Как известно, на гаревой дорожке при повороте происходит пробуксовка заднего колеса и занос его от центра поворота; переднее колесо сохраняет при этом первоначальное направление движения по касательной (к кривой поворота); угол между плоскостями колес составляет в среднем от 25 до 35°. Чтобы движение было устойчивым, на мотоцикле ЭСО-500 угол наклона рулевой колонки сделан очень небольшим, в пределах 20—22°. Такой наклон почти не дает выпета колеса (рис. 1), и, следовательно, стабилизирующий момент, который удерживает переднее колесо в плоскости мотоцикла, практически равен нулю. Благодаря этому мотоцикл может «складываться» при прохождении поворота без особых усилий со стороны гонщика и сохранять нужный угол поворота переднего колеса. Для большей наглядности рассмотрим схему работы передней вилки мотоцикла. Условия ее весьма сходны с условиями работы самоустанавливающегося колесика (рис. 1). Ось, вокруг которой поворачивается передняя вилка с колесом, пересекается с поверхностью дороги в точке А, расположенной на некотором расстоянии от точки В касания колеса с дорогой. Если такое колесико отклонить на некоторый угол а от направления движения, то сила сопротивления качению F, называемая в данном случае стабилизирующей, стремится вернуть колесико в первоначальную плоскость. Стабилизирующий момент, равный Мет = F sin а С, тем значительнее, чем больше плечо стабилизации С, называемое вылетом передней вилки. Из сравнения двух роликов нетрудно заметить, что чем больше угол наклона оси ролика (или вилки), тем больше вылет С. Для мотоцикла, применяемого в гонках по гаревой дорожке, наличие такого момента крайне нежелательно, так как спортсмену придется из-за этого прилагать значительное усилие к рулю при прохождении поворота, противодействуя моменту, стремящемуся вернуть переднее колесо в среднюю плоскость мотоцикла. При этом нужно помнить, что чем рыхлее поверхность дорожки, тем больше сила сопротивления качению. Иное дело в гонках по ледяной дорожке. Здесь мотоцикл проходит поворот с большим наклоном. В результате этого угол поворота переднего колеса очень мал и наличие стабилизирующего момента является положительным фактором, благоприятно сказывающимся наМ21 устойчивость мотоцикла. Поэтому угол наклона оси рулевой колонки мотоциклов, предназначаемых для гонок по льду, рекомендуется делать в пределах 32—35°, а вылет от 80 до 100 мм. Однако следует иметь в виду, что предыдущие рассуждения о действии стабилизирующего момента справедливы только для случая, когда сила сопротивления качению приложена в центре контакта переднего колеса с дорогой, то есть в средней плоскости колеса. При прохождении поворота ледяной дорожки суммарная сила сопротивления качению, которая складывается из потерь в подшипниках переднего колеса, потерь на деформацию шины, а также из силы, затрачиваемой на деформацию льда при вкалывании в него шипов, одновременно находящихся в зацеплении, смещается от средней плоскости колеса на некоторую величину а, равную расстоянию от средней плоскости колеса до середины ряда виражных шипов (рис. 2). Эта суммарная сила, приведенная к оси рулевой колонки, дает дестабилизирующий момент Mg = Fcosjja, который стремится повернуть переднее колесо внутрь круга. Когда колесо попадает в выбоину, величина этого момента резко возрастает, и это нередко приводит к падению гонщика. Увеличение угла наклона оси рулевой колонки благоприятно сказывается на уменьшении дестабилизирующего момента (уменьшается cosj}). Можно добиться более устойчивого и безопасного движения мотоцикла и свести затрату физических сил гонщика к минимуму, уменьшив или полностью устранив этот момент. Для этого плечо, на которое действует момент, должно быть равно нулю, чего можно достичь смещением оси рулевой колонки от средней плоскости мотоцикла на величину а (рис. 3). При повороте колеса на некоторый угол сила F на плече, равном вылету вилки, будет стабилизировать движение, и оно станет устойчивым. Величина смещения а зависит от типа и размера покрышки переднего колеса: для шины 2,75X23" оно составляет 27 мм, для шины 3,50X21" — от 33 до 35 мм. Поэтому при изготовлении рамы необходимо точно определить, какого типоразмера шины будут применяться. Смещение оси рулевой колонки влево по ходу мотоцикла на величину а делает необходимыми некоторые изменения в конструкции передней вилки. Шток ее надо сместить от среднего положения на ту же величину. В итоге ось рулевой колонки будет проходить как раз через виражный ряд шипов. Колеса останутся в средней плоскости мотоцикла и будут расположены след в след.УСЛОВНЫЕНа устойчивость и управляемость мотоцикла значительно влияет конструкция передней вилки (рис. 4). При прохождении поворота составляющая Д центробежной силы вызывает некоторое угловое смещение колеса у относительно перьев вилки. Особенно это заметно у мотоциклов с вилкой телескопического типа. Неравная жесткость пружин, наличие большого числа зазоров между трущимися поверхностями делают этот угол в некоторых случаях заметным даже на глаз. При изменении плоскости вращения колеса относительно оси рулевой колонки возникает жироскопический момент М; - \ ш ( V vM > который действует в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения. Этот момент создает колебательные движения колеса вокруг оси рулевой колонки. Большая угловая скорость (ц) вращения колеса, значительный инерционный момент ( I ) делают Mj весьма внушительным даже при малых углах v . Кинематика передней вилки должна обеспечивать жесткую связь колеса, то есть постоянство плоскости его вращения относительно перьев и оси рулевой колонки. Этим требованиям удовлетворяет передняя вилка параллелограмного типа. Единственный недостаток ее — отсутствие плавности хода. Дело в том, что в качестве упругого элемента на таких вилках применяются спиральные пружины, а для гашения колебаний служат фрикционные демпферы. При затяжке демпфера любой толчок или удар о неровность дороги меньший по величине, чем сила трения в демпфере (сила затяжки], вилкой не воспринимается, и она работает как жесткая велосипедная вилка. Все это неблагоприятно сказывается на управляемости мотоцикла. Помимо того, у гонщика от жестких толчков устают руки. Этот недостаток параллелограмной вилки легко устраним. Если вместо спиральной пружины установить на ней гидравлический амортизатор с пружиной от задней подвески современного мотоцикла (например, «Ява-175» или К-175С), то получится вилка с такой же характеристикой по плавности хода, как иу вилки телескопического типа. Предлагаемую здесь конструкцию ходовой части можно использовать с двигателем ЭСО-500 ис отечественными двигателями любой другой кубатуры отечественного производства. Новая рама прошла уже практическую проверку на легких мотоциклах. В наступающем спортивном сезоне любители мотоспорта увидят ее в гонках пятисоткубовых машин. Ю. КОТЕЛЕВСКИЙ, аспирант МАДИ, спортсмен 1 разряда. |} — угол наклона от рулевой колонки в продольной плоскости; Mg — дестабилизирующий момент; С' — центробежная сила; Ш,— угловая скорость вращения переднего колеса; U)jугловая скорость перемещения переднего колеса в новую плоскость вращения; •I — момент инерции переднего колеса; Mj — жироскопический момент; v — угол поворота переднего колеса относительно оси рулевой колонки и перьев вилки.ОБОЗНАЧЕНИЯА — точка пересечения оси вилки (колесика) с поверхностью дороги; В—точка касания колеса с дорогой; а — угол поворота колеса в горизонтальной плоскости; F — суммарная сила сопротивления качению; С — плечо стабилизации, или вылет передней вилки; Мет — стабилизирующий момент; а — величина смещения силы сопротивления качению или плечо дестабилизации;22