12
13
ПЕРВЫЕ международныеШОССЕЙНО - КОЛЬЦЕВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГОНКИна приз ЦАМК СССРНАЧАЛО ПОЛОЖЕНОывают спортивные встречи, технические результаты которых неизмеримо менее важны, чем сам факт встречи. Разумеется, в каждом соревновании кто-то побеждает, а кто-то терпит поражение и даже в случае официального ничейного результата всегда сохраняется некий «моральный счет» в пользу того или иного спортсмена, либо команды. Но когда спортивная встреча становится определенной вехой на пути развития спорта, то она приобретает значение, далеко выходящее за рамки судейских протоколов. Такой именно и была первая в истории отечественного автомобильного спорта международная шоссейно-кольцевая гонка, которая состоялась в конце августа на «Невском кольце» в Ленинграде. В ней участвовали, кроме советских, финские, польские и немецкие гонщики, выступавшие на «кулерах», «лотусах», «ягуарах», «вартбургах» и других известных во всем спортивном мире автомобилях. И хотя наши спортсмены не заняли ни в одном из четырех заездов первых мест, встреча эта вылилась в большой спортивный праздник, отмеченный печатью крупного успеха. Победу здесь одержал советский гоночный спорт в целом. Он вышел на международную арену, что, несомненно,. будет стимулировать его дальнейшее развитие. Положено начало большому, важному делу. В самом деле, это был большой праздник советских автомобилистов. Уже по количеству зрителей, собравшихся на обратных склонах трибун стадиона имени Кирова, соревнование не имело себеБравных — билетов было продано по крайней мере вдвое больше, чем даже в дни розыгрыша первенства СССР по шоссейно-кольцевым гонкам. Не менее 70 тысяч ленинградцев аплодировалисвоему земляку Юрию Бугрову, когда он финишировал вторым в гонках на автомобиля» III формулы, оставив позади себя двух «кулеров» и с добрый десяток автомобилей «Эстония-3». Развевав-• Т^Г • "В верх у—автомобиль «Краб-2» свободной гоночной формулы. В низу — автомобиль «Вартбург» формулы «Юниор». шиеся на башнях стадиона флаги четыПри этом составы лидирующих групп во рех государств, перекинутые через трасвсех заездах все время изменялись. Так, су белые полотнища с лозунгами мира и например, в классе гоночных автомобидружбы на многих языках, установленлей свободной формулы на втором меный на высоком постаменте вымпел ФИА сте шел сначала Юрий Вишняков, затем и, наконец, многообразие форм и констШота Зардиашвили, затем снова Вишнярукций гоночных и спортивных автомоков и, наконец, Людвиг Кырге, который и билей, допущенных к старту, — все это закончил дистанцию вслед за финским создавало приподнятое настроение, пригонщиком Хеймо Хиетаринте, выступавдавало событию характер подлинной шим на «ягуаре». Несколько раз меняспортивной премьеры. лись лидеры ив гонках на «юниорах» и на автомобилях III формулы. Правда, сразу надо сказать, что главным солистом на этой премьере был Одним словом, борьба была напрязаезжий гость — финский гонщик экстженной и интересной, технические рера-класса Курт Линкольн. Он продемонзультаты ее весьма высоки, а проявленстрировал на «Невском кольце» высокое ный к ней общественный интерес далеко мастерство ис большим преимуществом выходил за рамки обычного для автомовыиграл три гонки из четырех. Но и бильных соревнований. остальной ансамбль, в состав которого Однако это был не только яркий входили чемпионы Советского Союза праздник, но и суровый урок. И полумиАнтс Сейлер, Виктор Марейкин, Алекли его, наряду с гонщиками (которым, сандр Суховей, Шота Зардиашвили и разумеется, есть чему поучиться у КурЮрий Чвиров, лучшие гонщики ГДР та Линкольна, Хайнца Мелькуса и Ежи (Хайнц Мелькус, Фридер Редляйн, Зиг- > Янковского), прежде всего конструкторы мар Бунк], Польши {Ежи Янковский, Анавтомобилей и работники автомобильной тонин Вейнер, Эдвард Вроцлавский) и промышленности, слишком мало еще Финляндии (Хеймо Хиетаринта, Лео Мауделяющие внимания спортивным и готилла, Сеппо Риккиле и Эуко Норделл], ночным автомобилям. оказался на высоте. Достаточно сказать, Надо было видеть, как выходили сразу что более десяти автомобилей III формувперед со старта автомобили «Купер» лы прошли лучшие круги со скоростью III формулы или «Лотус» формулы «Юнисвыше 100 км/час, а все без исключеор» (мы уже не говорим о «Ягуаре» ния «юниоры» превысили этот «рубеж» свободной формулы, который по мощпо показателю средней скорости на диности двигателя вдвое превосходил все станции. Пятнадцать гонщиков — и средругие машины этого класса), чтобы поди них три советских — побили установнастоящему оценить значение разгонной ленный на первенстве СССР 1961 года динамики автомобиля в шоссейно-кольновый рекорд трассы, а бывший его обцевых соревнованиях. Курт Линкольн неладатель Шота Зардиашвили вновь посколько замешкался на старте гонки аввторил свое — еще так недавно бывшее томобилей III формулы и покинул старнаилучшим — время прохождения круга товую зону чуть ли не последним, но (1:49,0). И, наконец, нельзя не отметить, уже через 300 метров он был во главе что все 4 заезда прошли в острой споргонки! А в классе «Юниоров» отставание тивной борьбе, если не за первое место, наших автомобилей по динамике разгона то за последующие. Об этом говорит ховыявилось еще более четко — здесь не тя бы тот факт, что второго и третьего только финские, но и немецкие, и польпризеров в гонке на спортивных автомоские гонщики с большим превосходстбилях свободной формулы отделяли на вом взяли старт, и на первом же круге финише 0,6 секунды, на гоночных автовсе 15 стартовавших машин разделились мобилях свободной формулы — меньше на две группы: впереди шли восемь ино7 секунд, а на «юниорах» —- 1,5 секунды. странцев (три «кулера», три «вартбурга»Курт Линкольн приветствует многочисленных зрителей, собравшихся в день международных гонок на Ленинградском стадионе имени С. М. Кирова Фото автора и два польских «рака»), а поодаль, столь же кучно, семь наших «юниоров». Потребовались поистине героические усилия и незаурядное мастерство наших спортсменов, чтобы в ходе гонки компенсировать хотя бы частично разрыв, «заданный» с самого начала техническими параметрами их машин. И так было в каждом заезде. Разумеется, гоночные автомобили «Купер» являются лучшими в мире и превосходят не только советские, но и американские, французские, немецкие и даже итальянские гоночные автомобили ['! формулы и формулы «Юниор». Однако это не дает оснований для самоуспокоения. На международных соревнованиях в Ленинграде достаточно наглядно выявилось элементарное отставание нашей гоночной техники, которая уступает также и «вартбургам» и польским конструкциям. Стало ясно, что дальнейшее развитие советского гоночного спорта требует прежде всего большой и планомерной работы по улучшению конструкций и совершенствованию методов изготовления гоночных машин, особенно их двигателей. На кустарных самоделках не угонишься не только за «кулерами» и «лотусами», но и вообще за современными гоночными и спортивными машинами — вот вывод, который необходимо сделать Автомобильному комитету ФАМС и всем ведомствам и ДСО, культивирующим гоночный автомобильный спорт. С особой остротой этот вывод следует довести до сознания тех руководителей, научных работников и ведущих конструкторов автомобильной промышленности, которые (к сожалению, в большинстве своем) все еще далеко стоят от автомобильного спорта. Гонки в Ленинграде еще раз показали, что нельзя развивать этот вид спорта без живого, деятельного, творческого содействия со стороны автомобильных заводов. В то же время жизнь давно уже учит, что заводы могут извлекать большую пользу из анализа технических результатов автомобильных соревнований, во время которых за несколько часов порой выявляется больше, чем за месяцы специальных лабораторных исследований и дорожных испытаний. Вряд ли нужно здесь повторять прописную истину, что гоночный автомобиль является разведчиком технического прогресса в автомобилестроении. Вся история развития современной автомобильной техники подтверждает это. Известно, что и независимая подвеска ко-В верху — автомобиль пер» III формулы. Внизу — автомобиль «Лотус» формулы «Юниор».