14
15
СОПЕРНИКИВ верху — автомобиль «Купер» формулы «Юниор». В низу — автомобиль «Ягуар-Д». Такого напряженного спортивного сезона, как лето 1961 года, еще не знали мастера гаревых гонок. Участие в личном и командном первенстве Европы, серия встреч в Чехословакии, Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта, первенство страны, наконец, международные встречи на наших мототреках. Как ив прошлые годы, гостями советских гаревиков были чехословацкие и польские спортсмены. Встречи гонщиков братских стран становятся доброй традицией. Совместные выступления обогащают спортсменов опытом, содействуют популяризации мотоциклетного спорта. О том, как проходили встречи спортивных друзей на гаревых дорожках Уфы, Майкопа, Ровно и Львова, рассказывают ниже нештатные корреспонденты журнала «За рулем».МАЙКОПлес, и высокие степени сжатия в двигателях, и дисковые тормоза и многое другое, что характеризует сейчас совершенную автомобильную конструкцию, впервые появились в свое время на гоночных автомобилях. И все-таки некоторые работники автомобильной промышленности еще склонны скептически оценивать практическую пользу автомобильных соревнований. Этих скептиков позволительно спросить: неужели им не дорог престиж нашего отечественного советского спорта! Неужели у них болью не сжимается сердце, когда они узнают, что наши гонщики, лучшие мастера автомобильного спорта, вынуждены уступать пальму первенства представителям стран, где автомобильная промышленность по общему уровню своего развития не идет даже в сравнение с могучей советской автомобильной индустрией! Ведь факт, что наши «юниоры» проходили лучший круг на «Невском кольце» примерно на 10 секунд медленнее, чем польские (Ежи Янковский, например, показал время 1 :41,1) и немецкие (Хайнц Мелькус на «вартбурге» — 1 : 40,2). Разве молодая автомобильная промышленность Польской Народной Республики (ставшая, как известно, на ноги с помощью советской индустрии) располагает большими возможностями, чем, скажем. Московский завод малолитражных автомобилей с его развитой конструкторско-экспериментальной базой! Нет, разумеется. Причина тут не в технических возможностях, а в отношении к делу, в том внимании, которое проявляют руководители и работники автомобильной промышленности к автомобильному спорту. Несоответствие уровня развития автомобильного спорта с достигнутыми масштабами промышленного производства автомобилей в СССР, давно уже ставшего одной из крупнейших автомобильных держав мира, прямо-таки бросается в глаза. И международные гонки на «Невском кольце» подчеркнули это обстоятельство со всей остротой. Впрочем, было бы неверно объяснять причину поражения на «Невском кольце» только несовершенством конструкций наших гоночных и спортивных автомобилей. Сказалось, конечно, также и отсутствие опыта международных соревнований у наших спортсменов. Но опыт — дело наживное, о чем наглядно свидетельствуют даже эти первые международные соревнования. Достаточно было советским спортсменам впервые попасть в сильную «компанию», как уже трое из них сумели побить рекорд трассы (Людвиг Кырге, Юрий Вишняков и Юрий Чвиров), а еще шестеро — значительно улучшить личные результаты прохождения дистанции. К этому следует добавить успех Юрия Бугрова, прошедшего дистанцию лучше, чем победитель первенства СССР 1961 года в гонках на автомобилях III формулы и весьма многообещающий результат лучшего круга (1 : 50), показанный на автомобиле «Юниор» молодым Хендриком Саармом. В свете этих фактов становится ясным, что за опытом, как говорится, дело не станет. Побольше международных встреч, побольше внимания со стороны автозаводов к автомобильному спорту, а уж гонщики наши лицом в грязь не ударят. Порукой тому их «советский характер» и высокое спортивное мастерство. Первые в СССР международные шоссейно-кольцевые автомобильные гонки были весьма содержательными. Они принесли спортсменам большую пользу, зрителям — много удовольствия, а наши конструкторы и руководители автомобильной промышленности получили наглядный урок. Остается только пожелать, чтобы этот урок не пропал даром. Ю. КЛЕМАНОВ. Треку Адыгейского автомотоклуба ДОСААФ всегда не везло. Как только назначались соревнования, портилась погода. В шутку даже стали говорить: «Когда у вас мотогонки? А то что-то дождя давно не было!» Менедзшаоодные же соревнования с участием спортсменов трех стран проходили в отличных условиях. В этот день трибуны мотодрома были переполнены. После упорной борьбы, которой был насыщен первый день, места распределялись так: В. Сланы (Чехословакия) — 13 очков. И. Май (Польша) — 13, Н. Свитало (Польша) — 12, Б. Рендек и Я. Вольф (оба Чехословакия) — по 11 и Я. Сухецкий (Польша) — 9 очков. На второй день соревнования проходили в более стремительном темпе. Сильнее всех на этот раз выступил поляк В. Идзиковский. В каждом из заездов он вписал себе по 3 очка и набрал максимальную сумму — 15. На два очка отстал от него член спортивного клуба вооруженных сил ЧССР «Красная звезда» Б. Сланы. Третье призовое место завоевал Я. Вольф, набравший 12 очков, на четвертое место вышел мастер спорта В. Нерытов, который в упорной борьбе победил Я. Сухецкого и Я. Вольфа (старшего). Советские мотоциклисты выступили ниже своих возможностей. Наши гаревики гораздо дольше приспосабливались к новому покрытию майкопской дорожки, чем гости, имеющие большой опыт выступлений в разнообразных условиях (мототрек был засыпан крупной непросеянной гарью). Однако в неудачах надо винить не только спортсменов. К сожалению, было много и организационных неполадок. Центральный автомотоклуб не обеспечил команду механиком. Не хватало запасных частей. Мотоциклы пришли из Уфы с большим опозданием, и на одной машине вынуждены были выступать по два гонщика. Все это помешало Л. Дробязко. В. Нерытову. Ф. Шайнурову показать свое мастерство. Адыгейский обком ДОСААФ много сделал, чтобы подготовить мототрек к встрече гостей. И все же предстоит еще большая работа, чтобы привести его в действительно хорошее состояние. Н. ПАРАМОНОВ, начальник учебной части Майкопского АМК, нештатный корреспондент журнала «За рулем».14 ВСТРЕТИЛИСЬ ВНОВЬУФАЧтобы наиболее объективно и правильно оценить результаты международных соревнований гаревиков Польши, Чехословакии и СССР, лучше всего прибегнуть к сравнению их с результатами прошлых лет. В июне 1959 года в Уфе состоялась первая встреча советских и польских спортсменов. Шестнадцать из двадцати предварительных заездов выиграли гости. Лучшим из советских гаревиков был тогда ленинградец А. Дежинов. Он занял пятое место. Фамилии Игоря Плеханова вообще не было в списке десяти силь* нейших. Август 1961 года. Уфимский мотодром «Труд». Соперники встретились вновь. В большинстве заездов побеждают советские спортсмены. В первый день соревнований они заняли два призовых места из пяти. 15 очков из 15 — таков блестящий результат уфимского гаревика Плеханова. 10 очков набрал его земляк Ф. Шайнуров, занявший четвертое место. На втором был опытный польский спортсмен И. Май и на третьем — двадцатилетний гаревик Чехословакии Я. Вольф. Второй день состязаний был еще более успешным для советских гонщиков. Они сумели занять три призовых места. Победителем снова стал И. Плеханов. набравший абсолютную сумму очков. Он же показал лучшую скорость круга. Это о нем так тепло сказал после финиша представитель польской спортивной делегации Ростислав Словецкий: «Я смотрю на Игоря Плеханова и восхищаюсь: молниеносные старты, железное спокойствие, редкое упорство и вера в себя — все это говорит о большом спортивном будущем советского гонщика». Земляк Плеханова Б. Самородов занял вторую ступеньку пьедестала, оттеснив И. Мая на третью. И снова четвертым был Ф. Шайнуров. Эти успехи тем более отрадны, что польская команда была составлена из гонщиков более опытных, чем те, что приезжали к нам два года назад. На треке в Ровно. Наши чешские друзья выставили не такой «обстрелянный» состав. Это и сказалось на их результатах. Выбыли из соревнований Б. Сланы и Б. Рендек. Неудача постигла во второй день блестяще выступавшего вначале Я. Вольфа (младшего). Этот порывистый, темпераментный спортсмен, мастер удивительных рывков и обгонов смело соперничал с Маем, Шайнуровым, Самородовым и обеспечил себе почетное третье призовое место. А на второй день подвели нервы. Четыре падения в великолепно начатых заездах и только одна победа. Как и всегда, на соревнованиях в Уфе господствовал дух братской дружбы.Л. НЕЧАЕВА, нештатный корреспондент журнала «За рулем».РОВНОС утра к трибунам мототрека, украшенным национальными флагами Польши, Чехословакии и СССР, устремились тысячи ровенских болельщиков. Их ряды пополнили приехавшие на соревнование любители мотоспорта из соседних областей и даже из Киева. Первые же заезды показали, что борьба за призовые места будет острая и напряженная. В первый день высоким мастерством блеснули гонщики Чехословакии. Лучшим из них был Б. Сланы, занявший первое место. Очень красиво проходил дистанцию и молодой Вольф, который был вторым. В остром соперничестве с ними последующие места заняли Л. Дробязко, Ф. Шайнуров, польский гонщик Б. Идзиковский и В. Нерытов. Во второй день соревнования проходили под непрекращавшимся дождем. Последние заезды напоминали скорее «водяные», чем гаревые гонки. Несмотря на это, спортсмены показывали хорошее время. В итоге первое место снова занял Б. Сланы, за ним Ф. Шайнуров, Л. Дро-бязко, Я. Вольф, Б. Идзиковский и В. Кузнецов. В ходе соревнований было много острых моментов, однако во всех случаях спортсмены показывали примеры спортивной этики и настоящей дружбы. Команда СССР, безусловно, состоит из сильных гонщиков, которые с успехом могут выступать на международной арене. Но. к сожалению, этот состав остается постоянным. Только Ровенская область смогла пополнить команду двумя способными гонщиками — В. Шило и Б. Савойским. Не говорит ли это о том. что гаревый спорт пока еще не достиг массовости? Надо отметить, что Федерация автомотоспорта УССР не уделяет внимания гаревым гонкам. Только этим можно объяснить, что на первенстве Украины были представлены гонщики всего трех областей. Хороший почин в развитии гаревого мотоспорта сделал президиум Ровенского обкома ДОСААФ, принявший решение о создании самодеятельного спортивного гаревого клуба на базе мототрека. Уже сейчас клуб объединяет многих энтузиастов гаревых гонок, с успехом выступающих на областных соревнованиях. Ровенский обком ДОСААФ провел также большую работу по реконструкции мототрека. Увеличено количество мест для зрителей, переоборудованы боксы для мотоциклов, построены кассы, иными словами, созданы удобства для спортсменов и зрителей. Нужно, чтобы инициативу ровенских досаафовцев по развитию мотогонок на гаревой дорожке подхватили ив других областях и республиках.А. НИКОЛАЕВ,начальник Ровенского автомотоклуба ДОСААФ, нештатный корреспондент журнала «За рулем».ЛЬВОВТысячи львовчан пришли на стадион Спортивного клуба армии, чтобы посмотреть состязание сильнейших мотоциклистов Чехословакии, Польши и Советского Союза на гаревой дорожке. К этому событию готовились долго и тщательно. Много сделали руководители СКА. Большую помощь оказали им общественники — инженеры Львовского автобусного завода тт. Ильинский, Пирогов и Этлин. Они оборудовали стартовое устройство, безотказно действовавшее во время соревнований. Зрители с волнением наблюдали за борьбой Шайнурова н Мая, Дробязко н Сланы, Сухецкого и Рендека. Дорожка нашего стадиона не совсем обычна. Слой гари здесь очень плотный, а ширина ее значительно меньше обычной. Несмотря на это, темп гонки был предельно высоким. Первый день соревнований принес успех советским мотоциклистам. Мастера спорта Ф. Шайнуров и Л. Дробязко заняли первое и второе места. Шайнуров установил рекорд трека. Четыре круга (1600 м) он прошел за 1 минуту 19 секунд. Во второй день высокое мастерство показали гости. Я. Сухецкий выиграл все 5 заездов и набрал 15 очков. Вторым был чехословацкий мастер Б. Сланы — 13 очков. Столько же очков иу Л. Дробязко. занявшего третье место. Зрители тепло приветствовали чехословацких спортсменов — отца и сына Вольф. Кстати, младшему, Ярославу, в день гонок исполнилось 20 лет. И, хотя ему не удалось занять призового места. незаурядным мастерством он покорил сердца любителей мотоспорта. Теперь уже ясно, что гонкам по гаревой дорожке успех у львовчан обеспечен.А. ЛЕБЕДЕВ, мастер спорта, тренер Львовского автомотоклуба, нештатный корреспондент журнала «За рулем».