ЯКОВВМ УЗЫК А—Г ЕРОЙказалось не только подвига, но и просто чего-нибудь заметного ему совершить не удастся. Призвали его в 1939 году в армию и, узнав, что он на Киевщине был трактористом, послали на курсы шоферов. Через несколько месяцев стал Яков Музыка перевозить курсантов в одном из ленинградских военных училищ. Но когда началась война, училище эвакуировали в Магнитогорск. На фронт коммуниста Музыку не пустили: хватало работы в тылу. Так и вернулся Яков Кириллович со службы без боевых орденов. После .войны он работал в Нижнем Чире в зооветеринарном техникуме, водил старенькую лолуторку. К этому времени была уже у него семья — ж енаи дочь. Казалось, прочно обосновался на своем месте человек и никогда не придется попасть ему на передний край. Передовая мирного созидательного труда пришла под Волг оград — здесь началось строительство Волго-Донского канала. Яков Кириллович .вместе с семьей приехал на строительство в самый разгар работ. Шла борьба за досрочный пуск канала. Пять тысяч автомобилей непрерывно сновали от шлюзов к карьерам и от цементных заводов — к шлюзам. Работать пришлось в исключительно трудных условиях. Кругом степь; летом — зной и песчаные бури, зимой — вьюга, ледянящий ветер, снежные заносы. Вот тогда-то и проявились замечательные качества Музыки: дисциплинированность, упорство, аккуратность во всем, любовь к технике. Как бы ни уставал Яков Кириллович после напряженного рабочего дня, он всегда оставался в гараже, мыл и чистил свой ЗИЛ-585, готовил к завтрашнему дню. И не было случая, чтобы его автомобиль не вышел в рейс из-за какой-нибудь неисправности. А когда машину ставили на техобслуживание, шофер трудился вместе с ремонтниками, придирчиво проверяя каждый узел. Бывало, обижались слесари:маленьком садике невысокий мужчина задумчиво смотрит, как дождевые калли медленно стекают с листьев на землю. Капель 1много и каждая, падая, издает чуть слышный музыкальный звук. Звуки сливаются в мелодию «Ши-po-JKa стра-на IMO-Я...». Но вот мелодия кончилась, иллюзия разрушилась. Из далекого репродуктора донесся голос: «Говорит Москва. С добрым утром, товарищи! Сегодня воскресенье, 10 сентября... Сегодня состоится торжественный пуск Волжской гидроэлектростанции имени XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза, самой крупной в мире». Потом диктор зачитал рапорт строителей, а за рапортом — у!каз Президиума Верховного Совета СССР. «За выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Сталинградской гидроэлектростанции... присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и 'Молот»... Музыке Якову Кирилловичу, шоферу». Это была его фамилия. И не успел он опомниться, как из дома выскочили Татьяна и Ирина ис возгласом: «Папа, ты Герой!»—"повисли у него на шее. За ними — жена: — Яша, ты слышал, что по радио сказали? — Ну, ладно, ладно,—'отбивался от девочек Яков Кириллович, стараясь скрыть волнение и радость...Якову Кирилловичу Музыке сорок два года. Из них ровно половину он лровел за рулем автомобиля. Это удивительно скромный человек. И среди шумных, острых на язык шоферов его не сразу заметишь. Героями не рождаются. Героями становятся те, кто всегда стремится на передний край борьбы. Жизнь Якова Кирилловича поначалу складывалась так, что ВОЛГОГРАДА— Не доверяешь, Кириллыч? — Доверяю. Но проверит, не мешает, — и указывал на какую-нибудь мелочь, которую надо было переделать. Ездить приходилось обычно на (близкие расстояния. Яков Кириллович вспоминает сл^учай, когда на девятисотметровой дистанции ему пришлось сделать 109 рейсов за смену. Закончилась великая стройка южнее ©олгограда, но разворачивалась другая—севернее города-героя. Музыка приехал На строительство ГЭС в город (Волжский с орденом Трудового Красного Знамени. волжский... При упоминании о нем сегодня мы представляем себе ровные, утопающие в зелени улицы, застроенные светлыми трехэтажными зданиями, стадион, парки, прекрасный Дворец труда. А в мае 1953 года это был палаточный городок, в котором было и несколько юрт для семейных. В одной из таких юрт поселился Яков Кириллович. Когда в четвертую автоколонну прислали партию новеньких самосвалов ЗИЛ-585, ему досталась машина № 66-94, та самая, на которой он ездит и сейчас. Яков Кириллович зная, что по нормам автомобилю «положен» капитальный ремонт через 105 тысяч километров пробега. Но не мог с этим согласиться. Машина вполне может служить гораздо больше, думал он. И тогда созрело решение: взять обязательство пройти без капитального ремонта 250 тысяч километров. Многие шоферы да и некоторые руководители автохозяйства посчитали это обязательство несерьезным. «Разве можно наездить по таким дорогам 250 тысяч?—говорили они.—'Это обязательство годится лишь для соревнований на асфальте». Яков Кириллович решил доказывать свою правоту не на словах, а на деле. Он по-прежнему тщательно ухаживал за машиной и по-прежнему не знал аварий. В июне 1955 года спидометр его самосвала показывал уже 185 тысяч километров, а нужды в ремонте машины нисколько не чувствовалось.На Волгоградгидрострое вышел плакат «Опыт работы шофера Музыки Я. К.». В нем подробно рассказывалось, какие приемы применяет передовой водитель. Особо подчеркивалось, что независимо от состояния погоды — в снег, дождь, пургу и метель — шофер строго выполняет весь комплекс работ, предусмотренный ежедневным уходом за машиной. Но это была лишь одна сторона дела. Яков Кириллович и водит свой автомобиль мастерски. В кабине он как-то вдруг преображается, в его движениях появляется властность и уверенность. Ни одного лишнего слова, ни одного случайного движения. Пример передового водителя оказался заразительным. Вскоре у Музыки появились ученики и последователи. В автоколонне была создана комиссия общественного смотра автомобилей. Вместе с другими опытными шоферами Яков Кириллович дважды в месяц оставался после работы в гараже и придирчиво осматривал каждую машину. Шоферы знали, что, найди Музыка даже самую мелкую неполадку, — не избежать неприятного разговора. И с каждым месяцем все больше автомобилей получали отличные оценки. В автоколонне выросла целая плеяда замечательных водителей. Федор Макаров и Владимир Фатеев, например, прошли по 258 тысяч километров без капитального ремонта, а Виктор Волостн ых — 318. Ну, а самТЯков Кириллович? Сдержал он слово? Не только сдержал, но и намного перевыполнил свое обязательство. Капитальный ремонт его самосвалу был сделан, когда спидометр показывал уже 477 тысяч километров пробега! А после ремонта машина прошла еще более 200 тысяч километров и находится сейчас в отличном состоянии. Чтобы понять, что значат эти цифры, достаточно вспомнить, что норма амортизационного пробега автомобиля ЗИЛ-585 составляет всего 330 тысяч километров. Таким образом, Музыка сберег для государства целый автомобиль, сэкономил тысячи рублей на ремонтах и авторезине. В строительстве каждой гидростанции есть два особо знаменательных момента — закладка первого бетона и перекрытие реки. Такими памятными днями для строителей ГЭС под Волгоградом были 5 сентября 1954 года и 31 октября 1958 года. В эти дни Яков Кириллович, как всегда, был на передовой. 5 сентября 1954 года он в составе сборной бригады возил первый бетон, а в октябре 1958 года участвовал в перекрытии Волги. Правда, семитонные бетонные пирамиды его ЗИЛ поднимать не мог, это делали более мощные ЯАЗы. На его долю выпало подавать к прорану тросы и проволоку. Но ведь и без этого Волгу не перекроешь. А солнечным сентябрьским днем 1961 года он был участником торжественного митинга строителей ГЭС. С волнением слушал Яков Кириллович слова Никиты Сергеевича Хрущева: «О чем же думаешь, когда пытаешься окинуть взглядом это диво-дивное: гигантскую плотину перегородившую могучую красавицу и труженицу Волгу, величественное здание гидростанции с его уникальными агрегатами, шлюзы и огромное водохранилище? Думаешь, прежде всего, о том, что человек велик своим трудом. Беспредельны возможности свободного советского человека. Он и моря создал, и атом укрощает, он и на соседние планеты слетает. Нет у него оков, ничто не сдерживает его. мечты, его порывы, его творчество». Это ио нем, шофере, говорил глава Советского правительства. Это ив его честь установлена величественная скульптура рабочего у въезда к Волжской ГЭС, носящей славное имя XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза. А. ТОЛПЕГИН. Волжский.В