м-103отоциклы класса 125 см3выпус ­ кает только Минский мотовелоз авод . С 1956 г. з десьначалось производство моделиМ1М . За прошед ­ шее время мотолюбители успели разобраться в ее достоинствах и недостатках. М 1М — с амыйдешевый из наш ихмотоциклов . Эта неприхотливаяи довольно надежная машина сослужила неплохую службу жителям села, она была первыммотоциклом для многих начинающих водителей. А недостатки? И хбыломногоионибеспокоили не | только мотоциклистов, но и конструкторов. В подарокк XXII съезду партии кол ­ л ективпредприятиявыпустил 500 машин М-103. С 1962 г. з аводполностьюпере ­ х одит на выпускновоймодели . Что же представляет собой М-103? Расскажем об этом по порядку. ДВИГАТЕЛЬ практически остался прежним . Еще раньше была изменена конструкция цилиндра и головки цилиндра. Более развитое оребрениепо ­ зволило снизить рабочую температуру головкипримерно на 60 — 8 0 ° . Много нареканий вызывало слабое крепление рычагов переключения перед ачикикстартера . На мотоцикле М-103 применен гораздо более надежный способ крепления рычагов. Д ля увеличения долговечности двигателя разработан новый масляный воздушный фильтр. П ринцип действия его таков. В нижней части находится слой .масла, н адкоторымрасположен фильтрующий пакетскапроновой наб ивкой . В оздух , троосодя надмаслам , о ставляетвнемболеетяжелые частицы пыли, а остальные — з адерживают ­ ся вфильтрующемпакете . При езде по шоссейным дорогам воздушный фильтр необходимо пром ыватьи заливать свежиммасломчерезкаждые 1000—.1500 кмпробега . Если же на дорогахмного пы(ли, то надоделать это черезкаждые300 — 5 00км . В фильтрзаливают 40 см3 автола. Новый фильтр потребовал корректи ­ р овкикарбюратора К-55. С овместнос работниками Ленкарза наши конструкторы подобрали диаметр диффузора — 22 мм , в место 20 мм . И змененотакже проходное сечение жиклера — п ропуск ­ ная способностьего сейчас 145 см3 / м ин . К арбюратордлядвигателя М-103 полу ­ чил названиеК - 5 5 - Д . Новый карбюратор .и воздушный фильтр дали 'возможность без снижениямощности (5 л . с.) у меньшитьудельныйрасходтопливадо380 — 3 90 г/элсч, а сле ­ д овательно , — и расходего на 100 кмпути . П риезде .по асфальтированнойдо ­ р огесоскоростью 50 км / ч ас ( б езпасса ­ ж ира ) о нсоставляет 2,2 л . Р АМАдлямотоцикла М-103 разрабо ­ тана заново . О на отличается изменениемконфигурациизаднихтрубок . Это повы ­ сило ее жесткость в целом и придало более строгий вид. Багажник устанавливается теперь .без .передних растяжек . ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА на М-103 телеско ­ пическая, бесштоковая, с гидравличес ким амортизатором. Ход передней вилк и 130 мм , п ружинысделаныдиаметром 22,8 ммизпроволоки 3,5 мм . В вилкузаливается 200 см3смеси , с остоящейиз70 % автола АКЗп - 6 и30 % о светитель ­ ного керосина. Испытания показали выс окие эксплуатационные качества новойМпередней вилки. Она придаёт мотоциклу устойчивость, повышает надежность крепления переднего колеса и создает лучшие удобства для водителя. ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА включает новую маятниковую вилку, изготовленную из труб32X2с усилителями в задней части перьев , и новыепружинно - г идрав ­ лические подвески. Изменилась также конструкция деталей натяжения задней цепи. Для установки заднего колеса и регулировки натяжения цепи сейчас служат серьги. Задние подвески имеютход 70 мм . Все усилиявоспринимаетпружинадиа ­ м етром 45 ммизпроволоки60С2Адиа ­ м етром6мм . Для гашения колебаний и предотвращения металлических ударов при крайних ходах подвески установлен гидравлический амортизатор двустороннего действия. В подвеску заливается 32 см3веретенногомаслаАУ . На мотоцикле М-103 дляездыспас ­ сажиром предусмотрено изменение жесткости задних подвесок спомощью полуколец, которые переставляют из нижней канавки нижней трубки амортизатора вверхнюю . Для этого необходим о сжать пружину .подвески, подняв нижний защитный чехол. Задние подвески соединены с рамой при помощи резиновых сайлентблоков. К ОЛЕСА на мотоциклеМ1Мбылисоспицамиразнойдлины , к оторые часто обрывались . На мотоцикле М-103 при ­ м енены сварные ступицы из штампованных деталей , итричем спицыимеютоди ­ н аковую длину. М ежду фланцами ступицы устанавливается декоративное гофрированное кольцо. Для облегчения монтажаидемонтажа шин в ближайшее время обод будет заменен нов ым , с болееглубокимпрофилем . Все это повыситжесткостьколеса . Изменены и тормозные колодки. Они сделанышире — 30 ммприпрежнемдиаметре — 120 мм . Б лагодаря этому улучшается эффективность торможения , да и сами колодки будут долговечнее. В ладельцевМ1М не устраивала установка задней звездочки с тормозным барабаном на заклепках . Практически при ее износе приходилось заменять все колесо . С ейчасзадняязвездочкастормознымбарабаномкрепитсяк ступице шестью болтами М6Х1 . К олесаумотоцикла М-103 невзаимо ­ з аменяемые . Р азмершин остался преж ­ н им — 2,5—19. КРЫЛЬЯ новойформыизящнее старых. К тому же они удобнее впроиз ­ в одстве — их изготовляютпрофилиро ­ ванием из стальной ленты. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ осталось прежним , с генератором Г-401 перемен ­ ного тока. Жизнь показала надежность системы с переменным током (без аккумулятора) для легких мотоциклов. Изменения, внесенные вконструкциюсамоголегкогомотоцикла , не увеличи ­ ли его веса. М ынадеемся , ч тоновая наша маши ­ на .понравится мотолюбителям . Р аботни ­ к изаводабудутидальшеулучшать отдельные узлы и детали новогомото ­ цикла. И нж . Г. Р АДИОН , нештатный корреспондентжурнала «За рулем». Минск.новый минский мотоциклТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАБаза, м мДорожный просвет, м м . Габариты, м м : Длина 1940 . 1240—1255 185ширинавысота Максимальная скорость, км/час570790 не менее 75Расход топлива на 100 км пути при скорости движе ­ ния 50 км/час ( б ез пассажира] не более 2,2Рабочий объем цилинд123 Диаметр цилиндра, мм . Ход поршня, мм Степень сжатия Номинальная мощность, л. с (при 5000—5200 об/мин] 52 58 7,15 5 А11У8