ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦАип нудный осенний дождь. Кому угодно он мог испортить настроение, но люди, пришедшие в Ужгородский городок ДОСААФ , просто его не замечали. Их целиком поглотили события, проходившие на бетонной дор ожке городка. Здесь разыгрывался приз Закарпатья по шоссейно-кольцевой мотоциклетной гонке с участием многих сильнейших гонщиков страны. Мало, кто сомневался в силах прославленных спортсменов Украины, Латвии, Российской Федерации. Именно им болельщики и предсказывали победу. Но они ошиблись. Приз увезли казахстанцы. Решающее слово при этом было сказано Владимиром Дарвиным. Вырвавшись вперед со старта, он не уступил лидерства и финишировал первым. Когда победитель слез с мотоцикла, к нему подошел немолодой уже человек и обнял его. Обнял как отец обнимает сына. ...Как-то в алмаатинские авторемонтные мастерские, где работал после войны Одинцов, заглянул долговязый паренек. «Сергей Ефимович, —г стеснительно спросил он, возьмете 1меня в секцию? — И вдруг, осмелев, выпалил: «Очень*~^хочу стать гонщиком!». «Ну, что ж, желание неплохое, — одобрил Одинцов. — бот тебе мотоцикл, — и показал на раму, рядом с которой лежали разные детали. — Собирай, а потом будем тренироваться». Так, в одинцовской • команде появился еще один новичок — Владимир Дарвин. Суровая встреча не была специальным педагогическим приемом. Просто мотоциклов тогда было мало, и спортсменам приходилось восстанавливать их своими руками. Но как знать, может быть, поэтому и вышли из школы Одинцова лучНа снимке: Сергей Ефимович Одинцов (второй справа) среди своих учеников.Лшие казахстанские гонщики мастера спорта Глаголевскии, Дарвин, Зальцман, Кузьмин. Вот что рассказывает о своем пути в мотоспорт Валерий Глаголевскии. В 16 лет, говорит он, я получил удостоверение на право вождения мотоцикла и захотел основательно заняться мотоспортом. Это желание окрепло, когда я увидел два-три кросса с участием Сергея Ефимовича. Но ни в одно спортивное общество, а их было в Алма-Ате пять, не принимали без своей машины. Единственным тренером, который не считался с этим, был Одинцов. О нуже набрал несколько таких же, как я, новичков. Больше месяца возился яс мотоциклом. Многие детали вытачивал сам, конечно, с помощью Сергея Ефимовича. Зато, закончив машину, знал ее в совершенстве. Не раз я потом убеждался, что это так нужно спортсмену. Долго ждал я дня, когда мне разрешат выехать на тренировку, но если бы «е Сергей Ефимович, этот долгожданный день принес бы мне одни огорчения. Мои первые неудачные повороты вызвали смех у товарищей — они-то чувствовали себя чуть ли не асами по сравнению со мной. Сергей Ефимович отнесся к делу серьезно. Заметив мое смущение, подбодрил, а потом заставил и попотеть. На трудных участках трассы приходилось несколько раз повторять упражнения, пока не получилось гладко. От глаза опытного методиста и тренера не ускользала ни одна мелочь. Но дело-то не только в этом, главное — очень хорошо умел он разъяснить и показать, как исправить ошибку, на все хватало терпения. «Трудно в ученье — легко вбою . Так иу нас мотоциклистов», — говорил тренер. Может, кто-нибудь и удивился, что в первых же официальных соревнованиях я пришел первым, а через два года стал перворазрядником. Но мои товарищи по команде делали такие же «неожиданные» успехи, и мы-то знали, кого благодарить за них. Другой раз обижались на тренера. Помню, дошло до Одинцова, что у меня неблагополучно с учебой. Пришел он ко мне домой, побеседовал с родителями. От тренировок отстранил. Кому такое понравится? Но потом понял я, как прав был Сергей Ефимович. А в 1958 году мы вместе с ним получили значки мастера спорта. Путь учителя к этому званию был намного длиннее, чем у его учеников. Тридцать лет назад в автобазе Новосибирского управления связи начал Сергей Одинцов трудовую жизнь. Здесь в автоклубе Осоавиахима научился водить мотоцикл, а потом сел за руль автомобиля. Отсюда пошел в Красную Армию. В автобазу он вернулся уже бывалым водителем, а в автоклуб — опытным мотоциклистом. Не раз отстаивал честь города и края на соревнованиях, но теперь уже вместе с женой — такой же заядлой спортсменкой Машей Комарковой. Вместе они ушли на фронт в грозные июньские дни 1941 года, он — автомехаником, о на — м отоциклистом . Сергей Одинцов прошел боевой путь от Москвы до Чехословакии и закончил его старшим лейтенантом. Маша отпраздновала победу под Берлином. Сколько раз с благодарностью вспоминали они мотоспорт, воспитавший в них смелость, ловкость, выносливость. Наступили мирные дни. Новая жизнь не застала супругов врасплох: у обоих была профессия. Специалисты по автоделу нужны были везде. Так Одинцовы очутились в столице Казахстана. Здесь при автомастерских Сергей Ефимович и создал 'Мотосекцию. Через несколько лет его назначили старшим инженером на шиноремонтный завод. Дел прибавилось. Началось наступление на целину, и надо было срочно увеличить выпуск резиновых изделий для автохозяйств республики. Десятки усовершенствований и приспособлений разработал и внедрил 'На заводе Одинцов. Работы было очень много. Но, как и раньше, не оставлял он своих питомцев, тренировал их при автомотоклубе ДОСААФ . А когда наступала пора ответственных соревнований, тренер-общественник готовил республиканскую команду. Вот и перед гонками в Закарпатье посвятил он этому отпуск. 'Большой труд тренера принес замечательные плоды: в финале Всесоюзной спартакиады мотоциклисты Казахстана, среди которых было немало учеников Одинцова, заняли почетное четвертое место. Не одного квалифицированного спортсмена и хорошего человека воспитал Сергей Ефимович Одинцов. Многие из них уже ездят лучше его. Но попрежнему приходят за помощью к первому учителю и знают: никогда он не откажет вдобром совете. Не по должности, по велению сердца растит общественный тренер молодых спортсменов, воспитывает в них мужество и скромность, выносливость и любовь к технике. А. БЕЛОУСОВА, ответственный секретарь Казахского республиканского комитета ДОСААФ.6