К месячнику советскочехословацкой дружбыУ наших друзейСоревнуются 200000 водителейЧтобы уменьшить количество несчастных случаев на транспорте, по инициативе Свазарм начато общегосударственное соревнование за вождение машин без аварий .и нарушений правил. В это соревнование включилось уже свыше 200 тысяч водителей. Каждый участник получает специальное удостоверение и треугольную наклейку на машину. Если в течение трех лет водитель выполнит условия соревнования, он награждается значком «Отличный водитель» и дипломом. Для участия в этих соревнованиях широко привлекается молодежь, особенно владельцы 'мотороллеров (в ЧССР ежегодно продают 160 тысяч роллеров). Все* их Свазарм обязался воспитывать грамотными водителями. Большой задачей, выдвинутой вторым съездом Свазарм, является .развитие авто- и мототуризма. В настоящее время на территории республики создано свыше 50 кемпингов, и строительство их продолжается. Не менее важна и другая задача, поставленная съездом, — создание станций по контролю за техническим состоянием транспорта и организация дорожной службы. Опорой окружных комитетов Свазарма .при выполнении этой большой работы должны стать так называемые кафедры (секции) мотористов, объединяющие всех активистов автомотодела, представителей транспортных и других организаций, которые своим профессиональным опытом способствуют воспитанию и повышению квалификации водителей. Задачи технического прогресса и задачи обороны республики требуют, чтобы Свазарм стал хорошим помощником в деле воспитания водительских кадров. Именно на это и нацелены сейчас все организации Свазарм.этом году произошло большое событие в жизни чехословацкого патриотического оборонного Общества — состоялся II съезд Свэзарм. В период между двумя съездами подготовлено свыше полумиллиона водителей автомобилей и мотоциклов. Теперь перед Обществом 'поставлены новые задачи по воспитанию шоферов и прежде всего — борьба за безопасность движения. Выполняя .решения съезда, Свазарм проводит работу по вовлечению в свои ряды вое новых отрядов автомобилистов и мотоциклистов, по ознакомлению их с новыми правилами уличного движения. Наряду с клубами этому содействуют создаваемые повсюду мастерские взаимопомощи, где можно своими силами проводить текущий ремонт мотоцикла или автомобиля. Такие коллективные мастерские становятся базой повышения технической культуры водителей.ВТам, где делают ЭСОГородок Дивишов, что в Бенешовском округе Чехословакии, можно даже не найти \на карте. Зато он известен среди мотоциклистов и автомобилистов, как, скажем, Прага или Плзень среди прочих граждан. В послевоенное время сюда из пограничной области «перекочевало» небольшое металлообрабатывающее предприятие. Как-то его руководитель Ярослав Зимандл, большой любитель За сборкой кроссового ЭСО. мотоциклов, предложил увеличить производственную программу завода за счет выпуска запасных частей к английским «жапам», .которыми пользовались чехословацкие гонщики. Эти мотоциклы, как известно, совсем не похожи на обычные. У них нет тормозов. «Жапы» для коротких дистанций не имеют ико ­ робки передач, а для длинных — снабжены двухступенчатой коробкой. Двигатель их работает не на бензине, а на метаноле. Только одна фирма в мире делала такие машины. Постепенно было освоено изготовление почти всех .деталей для «жапа». И тогда возникла мысль: а почему бы не попробовать самим сделать мотоцикл? И притом -лучше, 'чем «жап», в частности создать двигатель с небольшим ходом поршня и большой мощности (до 50 л. с ) . Вскоре в сотрудничестве с Иозефом Кизилкой, одним из лучших чехословацких гонщиков, Зимандл создал прототип первого чехословацкого мотоцикла для гаревых гонок. Но, как это часто бывает, премьера была далеко не успешной: на треке в Страхове мотоцикл просто развалился. Однако неудача не охладила пыла дивишоацев. Они твердо верили в успех и даже дали имя фактически еще не родившемуся мотоциклу — «ЭСО», что означает туз. Три года длилась борьба за новую машину. Но вот наступило признание — ЭСО стал вытеснять «жап». Началось с того, что известный австрийский гонщик Карл Киллмайер решил пересесть на новый мотоцикл. А вскоре гаревые ЭСО, изготовленные в ЧССР, стали экспортироваться в Венгрию, ГДР, ФРГ, затем в Болгарию, Румынию, Югославию, Финляндию, Швейцарию, Китай, США, Австралию, СССР. За признанием пришел и триумф. Второго сентября прошлого года в шведском городе Гетеборге проходило командное первенство мира по гаревым гонкам. На старт выехал чемпион мира швед Ове Фундин. «Если бы мне на его машине...» — подумал вслух один из чешских спортсменов. Об этом оказали фундину, который тут же согласился на обмен машинами, и этот обмен состоялся. Стадион замер, когда швед вышел на старт. А через минуту грянул гром восторженных аплодисментов. Авации относились ик победителю ик чехословацкому ЭСО. На финиш они пришли с невиданным доселе отрывом — в 150 метров! Чемпион мира заявил тогда, что не хотел бы расставаться с ЭСО, который намного превосходит своего английского прародителя. Затем последовало традиционное зимнее турне чемпиона по Австралии, куда из Дивишова прибыло два мотоцикла. Результат выступлений был сенсационным: в первом же соревновании швед побил рекорд трека, на который замахивался уже не раз. Успех сопутствовал ему и во втором состязании, а в третьем — победил англичанин Мак Кинлей, также выступавший на ЭСО. И вот из Австралии в Дивишов пришла телеграмма: «Посещу завод 12 февраля. Прошу приготовить два мотоцикла ЭСО. Буду защищать на них звание чемпиона мира. Фундин». ...Люди, впервые попадающие на этот завод, как правило, разочаровываются. Ожидают увидеть большое предприятие, а оказываются в бывшей конюшне дивишсвского поместья. Мотоциклы здесь делают почти вручную. Но ко-28