металлов, сопротивление которых меняется в зависимости от их температуры. В некоторых странах разработан и испытывается регулятор с электронным управлением (рис. 2). Он лишен недостатков, свойственных обычному регулятору. В отличие ог последнего, обмотка его сердечника включена не непосредственно в напряжение генератора, а через транзистор, т. е. полупроводниковый триод, используемый как усилитель. Контакты включают и выключают цепь с токами очень малой величины. Искрообразование между контактами полностью отсутствует. Точность регулировки увеличивается по сравнению с обычной в 10 раз, а износ контактов резко уменьшается. Перспективным планом развития электрооборудования в СССР предусмотрено повысить удельные мощности генераторных установок примерно на 45%. Осуществлено это будет путем увеличения начальных и максимальных скоростей вращения и рационального подбора диаметра и длины якоря. Повышение тока возбуждения генераторов до 3—3,5 а (вместо 1,8 а) позволит поднять удельную мощность еще на 10%- Однако ввиду трудностей, связанных с регулировкой, это приемлемо только для генератора мощностью свыше 375 вт. Применение нагревостойкой изоляции позволит увеличить предельно допустимую температуру перегрева с 105 до 130°. Это также даст возможность повысить удельную мощность генераторов. Рост скоростей вращения до 9000 об/мин требует особо прочных коллекторов. С этой целью предполагается усовершенствовать технологию опрессовки, а также применить специальные пластмассы. Для автобусов разработаны генераторы переменного тока мощностью 375—2000 вт при напряжении 12 ви начальной скорости вращения 2000 об/мин. На генераторах постоянного тока мощностью до 250 вт будут установлены двухэлементные реле-регуляторы, которые на 30% легче трехэлементных ив то же время обеспечивают улучшенный зарядный баланс батареи при низких скоростях движения. В перспективных конструкциях реле-регуляторов предусматриваются новые колебательные системы с плоскими пружинами. Они значительно упростят регулировочное устройство. Намечены также меры, цель которых — удешевить релерегулятор и повысить его надежность. Создание вибрационных реле-регуляторов с новыми кон ­ тактными материалами и новыми схемами позволит заменить существующую схему регулировки с контактно-дроссельным регулятором для генераторных установок мощностью от 1200 до 2000 вт (максимальный ток возбуждения 3,5 а). Для всех автомобильных генераторов переменного тока будут использованы унифицированные узлы существующих релерегуляторов. Реле-регуляторы для генераторов мощностью 250—500 вт рекомендуется изготовлять на базе РР-24 (ток возбуждения — 1,8 а), а мощностью 750—2000 вт — на базе РР-20, при этом должны быть применены новые контактные материалы, средства искрогашения и ток возбуждения 3,5 а.Применение генераторных установок переменного тока на массовых грузовых и легковых автомобилях даст большой технико-экономический эффект: повысится надежность работы электрооборудования, сократятся расходы на эксплуатацию.Т Рис . 1. Принципиальная схема генератора переменного тока.>М4/'^—^ЛМ4^—11<Р ис . 2. Принципиальная схема регулятора напряжения с кристаллическим триодом: 1 — обмотка электромагнита; 2 — контакты; 3 — сопротивление: 4 — триод; 5 — обмотка возбуждения; 6 — генератор. Отсутствие коллекторного узла в генераторах переменного тока позволяет увеличить передаточное число до 2,5-—3,0 ипо ­ высить коэффициент использования до 60—100 вт/кг при мощ ­ ности от 200 до 2000 вт. Еще более разительны сравнительные данные по весовым параметрам. Генератор переменного тока мощностью 250 вт имеет вес в 2,8 раза меньше, чем современный генератор постоянного тока Г-12. Дальнейшее развитие генераторных установок переменного тока для автобусов, легковых, грузовых и специальных автомобилей связано с применением: схем смешанного питания потребителей, в которых 35—50% общей мощности генераторной установки идет на питание осветительных приборов и электродвигателей непосредственно переменным током без выпрямления, при этом, соответственно уменьшается расход селена, габариты и вес выпрямителя; схем питания с люминесцентным освещением салонов автобусов (с питанием от трансформированного тока генератора); селеновых выпрямительных элементов с повышенной плотностью тока; выпрямителей для работы в условиях интенсивного обдува воздухом при пяти-семикратной перегрузке по току, м он ­ тируемых во впускном патрубке дизелей; германиевых и кремниевых выпрямителей; схем регулирования с использованием полупроводниковых триодов.ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙПРИБОРКаждому автомобилисту известно, с какими неудобствами связано обслуживание или ремонт автомобиля при плохом освещении, особенно при работе под машиной. Я использую для этой пели светильник (см. рисунок). Он состоит из оправы очков с укрепленными на ней двумя лампочками, которые применяют обычно для освещения шкал контрольно-измерительных приборов или радиоприемников. Способы крепления лампочек могут быть самыми различными. К сети светильник подключается с помощью гибкого шнура. Но удобнее использовать батарейки от карманного фонаря. Светильник позволяет лучше направлять свет к малоосвещенным местам, что значительно облегчает и ускоряет работу, так кпк отпадает надобность держать в руках источник света. Одно из достоинств прибора заключается в том, что лучи •света не попадают в глаза. Кроме того, стекла очков (или оптические лиизы) надежно защищают глаза от пыли, песка и масла при работе лежа на спине. В. КУРИХИН. Мытищи. Московская область.оветыбывалыхПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ КЛАПАНОВ Для регулировки зазоров между наконечниками стержней клапанов и нажимными болтами коромысел двигателей с верхнеклапанным расположением мною сконструировано удобное и простое приспособление. Сделано оно из стандартного торцового ключа на 14 мм. Внутри его свободно вращается также торцовый ключ под головку нажимного болта коромысла, ось вращения его фиксируется отверстием в наглухо заделанном воротке. Вороток одновременно является рычагом торцового ключа на 14 мм. А. ГЕРАСИМОВ. Ленинград.26