споштатья Б. Кузнецова «Спорт или не спорт!», напечатанная в № 1 нашего журнала за 1961 г., вызвала многочисленные отклики. Часть из них была опубликована в последующих номерах журнала (№№ 4, 5, 7, 9). Из поступивших в редакцию материалов видно, что автомобильные кроссы имеют не только противников, но и защитников. Поэтому необходимо рассмотреть главные доводы, приводимые в защиту этого вида соревнований. Как известно, задачей участников автомобильных кроссов является — пройти заданную дистанцию по пересеченной местности в кратчайший срок, то есть с максимально возможной скоростью в борьбе за заветные призовые места и спортивные звания. Практически участников соревнований ничто другое не интересует, кроме, разве, того, чтобы привести автомобиль к финишу без серьезных видимых повреждений и поломок, за которые может последовать исключение из зачета. Следовательно, кросс — это скоростная гонка по проселочным дорогам и бездорожью обычно на стандартных (или с ограниченными переделками) грузовых автомобилях, ни в какой мере не приспособленных для спорта, а предназначенных лишь для эксплуатации в интересах народного хозяйства. Возникает вопрос, чем же можно оправдать, что автомобили снимаются с эксплуатации или берутся из резерва для участия в кроссах, где они неизбежно подвергнутся повышенным нагрузкам, отнюдь не способствующим улучшению их состояния и увеличению срока службы! Некоторые защитники кроссов считают, что повышенные нагрузки и даже поломки автомобилей полезны, так как они, мол, помогают выявлять слабые места и тем самым способствуют техническому прогрессу. Это чаще всего — самообман. Значение автомобильных кроссов как средства испытания конструкций, учитывая обстановку, в которой они проводятся, не велико даже для новых автомобилей, а для автомобилей уже установившейся конструкции они вовсе не имеют никакого значения. Ведь техническая комиссия, работающая в составе судейской коллегии, ограничивается лишь поверхностным осмотром финишировавших автомобилей (оставшиеся на трассе часто вовсе не осматриваются). Осмотр проводится в полевых условиях, без применения каких бы то ниепорт?трассу с твердой, но неровной поверхностью, со спусками и подъемами. А это уже совсем меняет картину. Имея лишь одно желание — занять призовое место, участники соревнований в этих условиях ведут автомобили с еще более повышенными против нормальных скоростями. Риск поломок и повреждений увеличивается. Об этом еще раз убедительно свидетельствуют результаты автомобильного кросса на первенство Центрального совета «Спартака», проведенного недавПоэтому нельзя говорить о скольконо под Москвой в районе деревни Перенибудь серьезной технической оценке дельцы. Из 70 стартовавших здесь грузоавтомобилей, участвовавших в кроссах, вых автомобилей около половины полусо стороны организаторов соревнований чили те или иные повреждения, а из деи судейской коллегии. К тому же в навяти участвовавших в кроссе «Волг» пошей стране сотни тысяч автомобилей мято было семь. Такое, с позволения скацентрализованно эксплуатируются в авзать, воспитание кадров, особенно если тохозяйствах часто в тяжелых дорожных иметь в виду не крайне ограниченную по условиях. Обобщенные технические, экочисленности группу участников этих сономические, статистические и другие ревнований, а широкие шоферские масданные этой эксплуатации представсы, может нанести только вред. Учить ляют собой богатейший материал для водителей, в первую очередь молодых, объективных оценок и выводов о качестпреодолению дорожных препятствий ве автомобилей. Так неужели, чтобы субезусловно надо. И такая учеба должна дить об их прочности, надежности, нужносить не случайный, а планомерный ханы еще и кроссы с их искусственными рактер. Ее необходимо начинать в автоскоростными условиями! школах, клубах, на курсах, где постигаются основы шоферской профессии и Если же в данном случае иметь в виду рассматривать как важное средство улучиспытания новых автомобилей, то, на шения эксплуатации машин и повышения наш взгляд, проще, а главное полезней производительности труда. Продолжать проводить их в особых условиях, по спеучебу следует в период работы шофециальной программе, с непосредственров в автохозяйствах и при повышении ным участием представителей заводов и ими классности. С этой целью на местах научно-исследовательских институтов. . могут проводиться различные квалифиСторонники проведения автомобилькационные испытания и комплексные соных кроссов считают их школой повышестязания военно-технического характения водительской квалификации, средстра. Однако значение параметра скоровом приобретения навыков в преодолести в них должно быть сведено к мининии труднопроходимых дорожных участмуму, чтобы гарантировать сохранность ков. Но, во-первых, число участников авмашин. томобильных кроссов настолько ничтожно по сравнению с общим количеством Рассматривая автомобильные кроссы шоферов, а подготовка к соревновакак спортивные соревнования, связанниям, если она вообще проводится, наные с получением спортивных званий столько эпизодична, что говорить о ка(вплоть до мастеров спорта и чемпионов ком-то значении этих состязаний в повыСоюза ССР), нельзя не обратить внимашении мастерства армии шоферов прония и на то, что их участники, как прависто невозможно. Во-вторых, труднопроло, не имеют никакой спортивной подгоходимые участки трассы в процессе сотовки. И вполне естественно, что во вреревнований быстро превращаются в немя состязаний они демонстрируют лишь проходимые. Требуется применение тясвои профессионально-производственгачей. Вытаскивание безнадежно застрявные навыки, а не спортивные достижеших автомобилей часто приводит даже ния как результат соответствующего воск тому, что у них отрываются от рамы питания и развития в ходе сложного и передний или задний мосты — такие слудлительного подготовительного процесчаи были неоднократно. Поэтому стали са. избегать включения труднопроходимых Тренировочной работы по кроссу у участков. Теперь стремятся выбрать нас никакой не ведется. Нет тренеров, было контрольно-измерительных приборов, за короткий срок—от момента прибытия автомобилей на финиш до выведения спортивных результатов. Комиссия не имеет ни времени, ни возможности выявить возникшие в автомобилях дефекты и дать заключение — являются ли они следствием конструктивных недостатков, либо вызваны недопустимо неосмотрительной, а нередко и варварской ездой участников.ИТОГАМ ДИСКУССИИ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРОССАХС10