|Снижн/\я ПОЛКА )По страницамзарубежныхжурналовНОВЫЕ ИЗДАНИЯАвтомобильный и мотоциклетный туризм (спутник туриста СССР). Издание второе, переработанное и дополненное. М., Изд. «Физкультура и спорт», 1961, 319 стр., цена 91 коп. В книге рассказано, как организовать путешествие, выбрать маршрут, оборудовать автомобиль и мотоцикл для туризма. Описаны различные туристские маршруты. Дан перечень туристских баз, автопансионатов и кемпингов. В. В. Ш вайковский . Современные мотоциклы. Издание второе, переработанное. М., Изд. ДОСААФ, 1961, 288 стр., цена 57 коп. Классификация мотоциклов, мотороллеров и мопедов и их устройство. В книге рассматриваются разнообразные конструкции отдельных узлов, механизмов и агрегатов. Приводятся справочные данные по устройству и работе двигателя, силовой передачи, электрооборудования, ходовой части, механизмов управления. В специальном разделе описаны принципы общей компоновки машин и устройство деталей кузова (седла, подножки, грязевые щитки, брызговики, багажники, ветровые щитки и др.). Одна из глав посвящена характеристике прицепных колясок. В. А. Л азаре в. Автомобильные двигатели в катеростроении. Л., Судпромгиз, 1961, 259 стр., цена 1 руб. 06 коп. Рекомендации по использованию серийных автомобильных и других двигателей малой мощности для работы на судах. Особенности эксплуатации двигателей на мелких судах, схемы и конструктивные элементы различных судовых конверсии — от простых, доступных для изготовления силами любителей, до совершенных, выпускаемых специализированными заводами. Сведения по использованию в катеростроении двигателей с принудительным воздушным охлаждением. В. А. Л отоцки й, В. А. 3 обни н, В. К. К америлов , О. Ф. Ш мелев . Грузовые мотороллеры. М., Машгиз, 1961, 164 стр., цена 48 коп. Приведены основные сведения по устройству и правилам эксплуатации грузовых мотороллеров отечественного производства, описаны конструкции мотороллеров МГ-200 и МГ-150, даны краткие указания по уходу за ними и ремонту, а также по приемам вождения. А. Т. В олков . Ремонт мотороллеров. М. Машгиз, 1961, стр. 294, цена 76 коп. В книге приводятся сведения, необходимые для ремонта мотороллера в условиях мастерских, а также своими силами. Сообщаются данные о износе деталей и способы их восстановления. Большое место отведено описанию ремонта двигателя, а также приборов питания, электрооборудования и других. Специальные главы посвящены сборке основных узлов и обкатке после ремонта.«США,. МОДЕЛИ 1962ГОДА»ПОСОБИЕ ДЛЯ ГОНЩИКОВИздательство «Машгиз» выпустило в свет книгу инженера В. В. Бекмана «Гоночные мотоциклы»*. Появление такой работы нельзя не признать полезным и своевременным именно сейчас, когда советский мотоциклетный спорт все увереннее заявляет о себе на международной арене. В. Бекман, крупный специалист в области теории и практики мотоциклетного дела, рассматривает целый ряд вопросов, связанных как с конструированием, так ис эксплуатацией гоночных мотоциклов. Книга открывается главой «Мотоциклетные гонки», где рассказано о развитии мотоциклетного спорта, даны интересные иллюстрации и таблицы. Уместно отметить, что в этом разделе имеются сведения, до сих пор еще не публиковавшиеся в специальной литературе. Наиболее интересной является третья глава — «Конструкция двигателей гоночных мотоциклов», которую следует признать стержнем всей книги. Здесь довольно подробно описаны различные конструкции, получившие мировое признание. Однако, отдавая должное полету конструкторской мысли, ав* В. В. Б екман . Гоночные мотоциклы. Машгиз. Л.. 1961 г.. 166 стр. тор высказывает и некоторые критические замечания, разбирая существенные недостатки той или иной «безукоризненной» модели. Очень свежий материал приведен при описании типов гоночных карбюраторов и бикарбюраторной системы питания. Последняя глава книги посвящена экипажной части и динамике мотоцикла. Автор подчеркивает необходимость применения обтекателей как средства повышения скорости и приводит классификацию обтекателей в соответствии с международными требованиями ФИМ. О динамических качествах мотоциклов сказано не много. Но это объясняется, вероятно, тем, что у В. Бекмана есть специальная работа, освещающая данную тему («Динамика мотоциклов скоростного типа». М., 1956 г.) В заключение хотелось бы сделать одно замечание. Читателю, бесспорно, было бы интересно узнать подробности об установлении последнего абсолютного рекорда скорости. Однако автор почему-то не прокомментировал этого события. Вообще В. Бекману следует поставить в упрек излишнюю сухость изложения.Д. АБЕЗЬЯНИН.Под таким заголовком нью-йорнский корреспондент Эрнст Берендт опубликовал в западно-германсиом журнале «АДАК — Моторвельт» обширный обзор новых американских автомобилей. «В 1962 году американская автомобильная индустрия решила подавить воображение покупателя прежде всего разнообразием предлагаемых его вниманию моделей, — пишет Берендт. — По сравнению с прошлым годом число их стало на несколько десятков больше. Такая «инфляция моделей» может трактоваться поразному, но прежде всего на ум приходит сравнение из области медицины: известно ведь, что чем меньше изучена болезнь, тем больше появляется различных лекарств и снадобий, количество которых всегда обратно пропорционально реальным шансам на излечение. Все фирмы энергичнейшим образом пытаются найти «формулу успеха», но поиски эти привели пока лишь к многообразию различных внешних форм, не наполненновых новым содержанием. На первом плане в 1962 году — т ак называемый «стиль», т. е. поиски модных линий; о действительных же улучшениях и технических новинках ничего, за очень редким исключением, не слышно и даже наоборот: впрыск топлива в Амер ике до сих пор почти неизвестен, резино-пневматическая подвеска лежит на смертном одре, а газотурбинные автомобили и автолеты продолжают оставаться мифом отдаленного будущего. Существенный технический прогресс состоит лишь в том, что ныне почти все американские модели имеют значительно повышенные сроки смазки узлов шасси и смены масла в двигателе. Но в этом вопросе наблюдаются огромные расхождения в рекомендациях, даваемых автомобильными заводами и нефтяными фирмами. Так, последние считают, что оптимальный пробег без смены масла в картере двигателя не должен превышать 1000 миль (около 1600 км). Форд жев рекламе некоторых своих моделей называет цифру в 6000 миль (9600 км). Что же делать бедному автомобилисту, если он проделал за год, например, 12000 миль? Менять масло два раза или двенадцать раз в год? Характерным для 1962 года является появление новой категории автомобилей, которые по размерам и цене находятся где-то между «компактами» и автомобилями среднего класса. Раньше в американском автомобилестроении существовало деление на три класса — т ак называемого «дешевого», среднего и высшего. Ныне вырисовывается пятиступенчатая классификация — она начинается с «компактов», затем следуют «люксус-компакты», затем новая группа автомобилей, которые уже нельзя назвать компактными, но и трудно еще отнести к среднему классу (типичный представитель этой группы — автомобиль «Шеви-Н») и, наконец, автомобили среднего и высшего классов. Эта классификация, правда, весьма условна, поскольку почти во всех классах появилось много «стейшнкаров» и «комби-каров» (с универсальными игрузопассажирскими кузовами), а также спортивных автомобилей, в том числе настоящих, полунастоящих и совсем не настоящих, т. е. имеющих лишь внешние черты спортивной стилизации. Обращает на себя внимание, что в этой пятиступенчатой классификации таки нет ничего похожего на малолитр ажные автомобили, не говоря ужео микроавтомобилях — эта проблема поп режнему остается нерешенной для американского автомобилестроения, хотя и ходят слухи, будто Форд готовит новую модель «Кардинал», близкую по размерам к «Фольксвагену». Таковы все «новости» 1962 года в области техникии классификации. Центр тяжести, повторяем, переместился в сторону «стиля», т. е. поисков новых внешних форм, и меющих главным образом, коммерческое значение». Далее Берендт подробно рассматривает происшедшие изменения в формах кузовов, отмечая любопытную тенденцию: если раньше «компактные» автомобили стремились сохранить внешние черты автомобилей среднего и даже высшего классов, то ныне как раз последние приобретают некоторое внешнее сходство с компактными.31