ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПЫТ И СИЛЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ!С пленума Федерации автомотоспорта УкраиныПыступая с отчетным докладом на " l l пленуме Федерации автомотоспорта Украины, председатель президиума ФАМС И. Микитюк «не уложился» в отведенное ему время. Вместо положенных 35 минут его сообщение заняло... только 25. И это понятно. Та часть отчетного доклада, в которой обычно говорят о достижениях, в его рассказе почти отсутствовала. Произошло это не потому, что на Украине нет настоящих мастеров автомотоспорта. Они есть. Лорент, Григорьев, Евдощук, Ткачев, Долгодворов, Фарагун... Не одну медаль завоевали они, защищая спортивную честь республики. И все же автомотоспорт Украины за последнее время не только «е шагнул вперед, но даже не смог удержать завоеванных позиций. Автомобилисты, неоднократные победители всесоюзных ралли, в 1961 году отступили на 9-е место. Не остались, как говорят, в долгу и команды мотоспортсменов: они спустились на две ступеньки ниже в многодневных соревнованиях и гонках по ипподрому и на одну — в мотокроссе. «Поменяли» пятое место на восьмое и автомоделисты. Да, так и получилось: в личном зачете — даже золотые медали, в командном — места за чертою лучших. О чем это говорит? О том, на наш взгляд, что автомотоспорт на Украине еще не стал массовым, что кропотливая работа по воспитанию достойной смены мастерам пока не налажена. А где нет массовости и полноценного резерва, могут быть отдельные, иногда и значительные успехи, но не будет настоящих больших достижений. На пленуме, где присутствовали делегаты 25-ти (из 26) областей Украины, развернулся серьезный нелицеприятный разговор о судьбах автомотоспорта в республике, был дан глубокий анализ причин его отставания. Много внимания уделили выступавшие тренерской работе в спортивных коллективах. Подготовка и воспитание спортсменов не может идти самотеком. Они должны находиться в опытных тренерских руках. Но чтобы воспитатель сам оставался на уровне сегодняшних требований, ему необходимо постоянно повышать свою тренерскую квалификацию. Однако ни Федерация, ни республиканский автомотоклуб за два года не организовали для наставников спортсменов ни одного семинара, ни одного методического сбора. В республике не пропагандировался передовой опыт тренеров, рациональные приемы обучения и подготовки к соревнованиям. Откуда же ждать хороших результатов? Эта мысль открывшего прения А. Привиса (Харьковская коллегия судей) была поддержана Г. Лазаревым (начальник Львовского АМК), Ю. Мазуркевичем (старший тренер республиканского АМК), А. Николаевым (начальник Ровенского АМК) и другими. Одна из причин наших отставаний в мотоспорте, заявил заслуженный мастер спорта Э. Лорент, кроется в низком уровне подготовки тренерского состава. Раньше институты физической культуры Ленинграда, Москвы, Харькова выпускали тренеров и по автомотоспорту, а сейчас, когда спорт неизмеримо вырос и потребность в квалифицированных тренерах особенно велика, их почему-то никто не готовит. Мастер спорта В. Стасевич говорил о том, что тренерам часто вменяют совсем не свойственные им хозяйственные обязанности, отрывая от основной работы. В результате даже на тренировочных сборах перед соревнованиями спортсмены иногда предоставлены самим себе. А ведь именно в эти последние дни они, как никогда, нуждаются в помощи. За 9 лет занятий мотоспортом, подчеркнул он, мне никто не помог дельным советом в подготовке мотоцикла, в освоении техники езды. Все делегаты пленума согласились с тем, что необходима серьезная перестройка всего дела воспитания и подбора тренерских кадров. Судьбы автомотоспорта в значительной мере зависят от состояния его материальной базы. На Украине она за последнее время выросла, но все же недостаточно. Правда, в отчетном докладе председателя президиума ФАМС указывалось, что материальная база позволяет полностью обеспечить украинских мастеров своей техникой. Однако под словами «украинских мастеров» имелись в виду всего лишь сборные команды республики. Особенно тяжелое положение сложилось со спортивными автомобилями. Тяжелое — даже не то слово. Этих машин в автомотоклубах Украины просто нет. Можно ли мириться с этим, — спрашивали делегаты Пленума, — когда в республике есть все необходимые условия для развития спортивного автомобилестроения? И Киевский мотоциклетный, и Мелитопольский моторостроительный заводы, и запорожский «Коммунар» могли бы оказать помощь создателям спортивных автомобилей, в частности, и для нового вида соревнований — картинга. Однако в организации этой работы Федерация не сказала своего слова. Она не установила связей с совнархозами, с Министерством автомобильного транспорта республики, которое объединяет большое количество автохозяйств. Несколько лучше обстоит дело с мотоциклетной техникой, но спортивных мотоциклов в автомотоклубах также мало. Часто обкомы ДОСААФ получают тяжелые мотоциклы, которые новичкам давать нельзя, а машин класса 125175 см3 выделяется ничтожное количество. Об этом на пленуме говорили А. Банин (Донецкий АМК), Г. Журавлев (Харьковский АМК), А. Чалый (Львов) и другие. Многие делегаты указывали на то, что и имеющаяся в распоряжении автомотоклубов техника подчас эксплуатируется неумело. Неразумно, например, предоставлять новые машины начинающим спортсменам, которые не в состоянии использовать их скоростные возможности. Более того, они иногда выводят из строя дорогостоящую технику. Это влечет за собой увеличение расходов на ремонт, на приобретение запчастей. Нередки также случаи, когда уникальные спортивные машины попадают в коллективы, где в них нет надобности. Чтобы спортивная техника использовалась рационально, распределение ее должно быть взято под строгий контроль общественности. Эта мысль была выражена рядом делегатов. При некоторых автомотоклубах республики открыты за последнее время хозрасчетные ремонтные мастерские. Но странное дело — спортивную технику автомотоклубов они не ремонтируют. На недопустимость этого положения указывал начальник Харьковского АМК т. Журавлев. Многие из выступавших говорили ио недостаточном использовании огромных резервов массового спорта. — В Харькове около шести тысяч индивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов, но к спорту они не привлечены. — Мы очень слабо приобщаем к спорту учащуюся молодежь, студентов технических вузов. — На базе АМК нужно организовать спортивные школы молодежи. Следует чаще устраивать соревнования в коллективах физкультуры. Но спортивный актив надо учить, как проводить спортивные встречи. А много ли методических пособий выпустила за последнее время Федерация автомотоспорта и республиканский АМК ДОСААФ? Их не было. Отсутствие прочных связей президиума Федерации с общественностью, с областными и районными спортивными организациями явилось одной из главных причин ее слабой работы.6