4*ifr«bftitoviРУКАМИ ШКОЛЬНИКОВкоробки передач цепью с мотоцикла М1М. Передаточное число 2,16. Конструкция рулевого управления очень проста. Поворот передних колес обеспечивается рулевой трапецией. По обоим концам шкворней установлены бронзовые втулки. Тормоза использованы от мотоцикла. Действуют они на оба задних колеса. Топливный бак прикреплен к спинке сиденья. Его емкость 2,5 л. Автомобиль имеет три педали: сцепления, тормоза и управления дросселем. Привод их троссовый. Рычаг переключения передач прикреплен справа к боковой опоре сиденья. Длина автомобиля 1610 мм, ширина 1020 мм, высота 750 мм. Весит он 75 кг. Карт сделан с таким расчетом, чтобы на него можно было без переделки рамы установить и двигатель рабочим объемом 175 см 3 . На испытании микроавтомобиль развивал скорость до 70 км/час. Карт очень устойчив, у него высокие маневренные качества. Построить такую машину можно в каждом автомотоклубе, во многих первичных организациях ДОСААФи даж е силами отдельных энтузиастов технических видов спорта. Г. ЛИБЕРТ. 1/огда спортсмены Латвии, заинтере" совавшись картами, решили строить их, возник вопрос — где взять чертеж и , какую конструкцию выбрать? На помощь им пришли энтузиасты автомобильного спорта из автомотолаборатории Рижской станции юных техников. Конструкцию микроавтомобиля разработал инструктор лаборатории Я. Лапиньш. Под его руководством школьники старших классов построили первый в Риге карт. Особенно активно работали А. Тауриньш, И. Саулитис, А. Крауксте. Двигатель карта — обычный, мотоциклетный, с рабочим объемом 125 см 3 . С'н установлен над задней осью и смещен вправо. Рама сделана из стальных труб диаметром 35 мм . Задние колеса использованы от мотороллера «Тула200». Диски передних колес изготовлены из алюминия. На них установлены авиационные шины размером 310X135. База карта 1230 мм. Колея передних и задних колес одинаковая — 920 мм . Ведущее колесо — заднее, правое. Крутящий момент передается к нему отРига.ТЕХНИЧЕСКИЕклассификации автомобилей для соревнований, введенной в нынешнем году, специальный раздел посвящен новому типу гоночных автомобилей формулы «к» — картам. Технические требования к ним в целом соответствуют международным нормам. При их разработке были приняты во внимание особенности советского автомобилеи мотоциклостроения, характеристики выпускаемых у нас агрегатов м деталей, учтен опыт постройки первых картов. Этим вызваны некоторые отступления от международных норм. Для наших картов предусмотрены три категории: 1 — с 3 двигателем рабо3 чим объемом до 50 см ; 2 — до 125 см и3 — до 175 см 3 . Введение в классификацию 1-й категории позволит привлечь к постройке самых маленьких автомобилей, значит, и к соревнованиям, нашу молодежь, к ружки станций юных технинов, клубы юных автомобилистов. Двигатель карта должен быть двухтактным и обязательно массового или серийного производства. Это международное правило принято иу нас, поскольку оно способствует массовому развитию картинга. Международными требованиями предусматриваются карты двух видов: 1 — без коробки передач с центробежным сцеплением; 2 — с коробкой передач и нормальным управлением. Рабочий объем двигателя в первом случае может быть 100 и 200 см 1 , во втором — 125 см'. Наша промышленность не выпускает приемлемых двухтантных двигателей без коробки передач ис центробежным сцеплением, а также рабочим объемом, соответствующим международной классификации. Поэтому постройка картов первого вида затруднена и техническими требованиями предусмат3*ТРЕБОВАНИЯККАРТАМВривается любая конструкция силовой передачи от двигателя к ведущим колесам (разрешается, хотя и не обязательно, применение коробки передач). Однако фрикционное сцепление или устройство, его заменяющее, необходимо. Крутящий момент может передаваться на одно или на оба задних колеса, причем нельзя использовать дифференциал или другие механизмы, дающие аналогичный эффект. Чтобы ограничить скорость картов, разрешено устанавливать только один двигатель мотоциклетного типа. Запрещается применять золотниковое или клапанное газораспределение, наддув, подпор и непосредственный впрыск топлива для картов 2и 3-й категории. В качестве топлива можно пользоваться только теми сортами бензина, которые поступают в продажу. Если двигатель и топливный бак расположены рядом, что крайне нежелательно, необходимо разделить мх между собой несгораемой перегородкой. Такой же перегородкой (ею может служить спинка сиденья) они должны быть отделены от водителя. Обязательно удобное (расположение выключателя зажигания и применение глушителя шума выхлопа. Он должен быть от машины, на которой установлен двигатель данного объема. Выпускная система может быть любой конструкции, но отработавшие газы не должны выходить в атмосферу, минуя глушитель. Рама цельнометаллическая. К автомобилям 2и 3-й категории предъявляются дополнительные требования: шасси в целом должно выдерживать без поломок и деформаций нагрузку в 200 кг , приложенную к сиденью. Вместе со спинкой сиденье должно обеспечивать гонщику боковую опору. Высота спинки — не менее 500 мм от поверхности сиденья.Автомобиль не должен иметь кузова, обтекателя и ветрового стекла. По-прежнему запрещается применять упругую подвеску. Требования к платформе, рулевому управлению, тормозам, колесам такие же, нак ик автомобилям других категорий. Исключение сделано лишь для картов 1-й категории, у которых допускаются пневматические шины любого размера, устанавливаемые даже на подшипниках скольжения. Минимальная база карта 1010 мм, колея не менее 2/3 базы. Наименьший дорожный просвет определяется так: при спущенных шинах ни одна часть шасси нарта с сидящим на нем водителем не должна соприкасаться с поверхностью дороги. Комиссия по картингу сочла возможным не устанавливать верхний предел базы, а также не ограничивать длину и высоту автомобиля, но ни одна часть карта не должна выступать в плане за пределы передней и боковых сторон четырехугольника, описанного по наружным точкам колес. На карте должны быть укреплены три жестких номерных знака, отвечающих правилам соревнований. Поле знака окрашивается определенным цветом, соответственно категории карта: 1 — синим, 2 — черным, 3 — красным. Цифры наносятся белой краской. При постройке картов разрешается применять детали и агрегаты, производимые в социалистических странах. Новые технические требования открывают широкие возможности для развития картинга — «малого» автомобильного спорта. Л. ЗЕЛИКСОН, председатель комиссии по картингу Автомобильного комитета ФАМС СССР.15