t- Таt ью "" H « i tl« »Полнее учитывать нужды производстваредложения авторов статьи «От простого — к сложному», по моему мнению, следует поддержать. Я много лет работаю на автотранспорте, преподаю на курсах шоферов и знаю, как трудно при изучении устройства автомобиля по «силовой схеме» доказательно объяснить курсантам такие программные вопросы, как мощность, крутящий момент, факторы, влияющие на мощность и экономичность двигателя, и некоторые другие из темы «Элементы теории двигателя внутреннего сгорания». И авторы статьи правы, что лучше начинать обучение шоферов с изучения ходовой части автомобиля, как более простой по устройству. Кроме того, очень важно изменить сложившееся в практике положение, когда некоторые преподаватели, слепо следуя программе, преподносят учебный материал в виде ответов на вопросы, не связывая их с работой автомобиля в эксплуатационных условиях. Ведь чрезвычайно трудно объяснить, а еще сложнее понять курсантам, почему двигатель имеет те или иные параметры, если вначале не рассказать о силах, действующих на автомобиль и возникающих в процессе движения.ППо этим же причинам при изучении механизмов силовой передачи преподаватели часто ограничиваются только рассказом о назначении и устройстве тех или иных механизмов, без анализа и обоснования, почему устроено так, а не иначе. А ведь современное производство требует, чтобы рабочий не только умел управлять машиной, но и понимал технологические процессы, закономерности и взаимосвязи механизмов. Опыт работы по обучению и переподготовке шоферов показывает, что устройство, а особенно рабочий цикл двигателей, так же рациональнее объяснять в последовательности, предлагаемой авторами: питание, зажигание, охлаждение и смазка. Курсанты лучше запоминают изученное, так как в этом случае рассказ преподавателя соответствует закономерностям протекания рабочего процесса двигателя. Давно прошло то время, когда большинство шоферов имело начальное образование. Многие водители сейчас стремятся не только к формальному повышению квалификации, а стараются по-настоящему, глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности.Включение элементов инженерно-технических знаний в подготовку специалистов всех отраслей промышленности стало необходимостью и неотложной обязанностью учебных организаций. Новые требования продиктованы самой жизнью, а существующая программа обучения шоферов, их, к сожалению, не учитывает. План, предлагаемый В. Беспалько и Б. Гельбуртом — попытка исправить это положение, и ее надо приветствовать. Попутно хочу остановиться еще на одном вопросе. Качество подготовки шоферов, по моему мнению, во многом зависит и от того, как проводятся сами экзамены. К сожалению, их содержание вот уже много лет определяют однажды составленные экзаменационные билеты. Мне кажется, что такая практика приводит к, своего рода, «катехизисному» обучению, школярству, натаскиванию. Необходимо, чтобы содержание экзаменационных билетов изменялось хотя бы один раз в год (что, кстати, и делается во всех учебных заведениях). Это, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению качества подготовки водителей. Г. РАБИНОВИЧ, инженер-механик.Не преждевременно ли?сновная мысль статьи 3. Беспалько и Б. Гельбурта актуальна и верна. Действительно, установившаяся много лет назад «силовая схема» обучения шоферов безнадежно устарела И тормозит учебный процесс. Что является главным в подготовке шоферов? Исходя из многолетнего опыта, скажу — обучение учащихся грамотному вождению автомобиля. В этом сущность данной профессии. Этому основному должно быть подчинено и изучение описательного курса «Автомобиль». Однако в настоящее время курсанты, приступая к вождению, не знают еще ни органов управления автомобиля, ни взаимодействия механизмов силовой передачи и ходовой части, тормозов и т. п. Все это затрудняет сознательное и прочное овладение навыками и приемами вождения автомобиля, а причиной всему — несогласованность теоретического курса с практическими занятиями. Правда, в некоторых автошколах имеются тренажёры, а там, где их нет, начальное обучение проводят на действующих макетах автомобиля. Необходимость предварительного тренажа предусмотрена и программой подготовки и методическими указаниями. Но надо сказать, что в сложившихся условиях польза упражнений на тренажёре минимальна. Многие приемы курсант выпол* См. журнал «За рулем» № 1 за 1962 год.Оняет совершенно бессознательно, так как не представляет еще работу неведомых ему механизмов, не понимает их взаимосвязи. Этот пробел восполнится впоследствии. Но в интересах дела было бы правильнее, чтобы и приступая к занятиям по вождению автомобиля, курсант уже имел необходимые знания о механизмах ходовой части и рулевого управления. В нашем комбинате тематический план авторов статьи был экспериментально проверен. Опыт показал: в группах, где эти разделы программы были пройдены в самом начале обучения, практические занятия были более эффективными, курсанты легче и быстрее усваивали приемы управления машиной. Если принять во внимание и то, что в конструкции автомобиля более простым устройством в сравнении с двигателем и силовой передачей является ходовая часть, нельзя не согласиться, что тематический план изучения устройства автомобиля должен выглядеть так, как предлагают авторы статьи. Это верно еще и по той причине, что обучение вождению автомобиля начинается в учебных группах почти одновременно с изучением описательного курса. Что же касается предложения авторов о включении в программу элементов инженерно-технической подготовки, то оно мне кажется несколько поспешным.Конечно, водитель не сможет производительно эксплуатировать автомобиль и грамотно его обслуживать, если не будет хорошо знать устройство машины, понимать процессы работы ее частей и взаимодействие их. Но не следует забывать, что в такой массовой профессии, какой является специальность шофера, существует еще и дальнейшее повышение квалификации на II иI класс. Вот там, на курсах переподготовки, шоферы, обладающие уже солидным багажом знаний, опытом вождения смогут глубже разобраться в процессах, происходящих в машинах и механизмах, уяснить взаимосвязь процессов и отдельных частей действующей машины. Думается, изучать все то, что авторы статьи называют «природой явлений», при подготовке шоферов III класса нецелесообразно. Для этого пришлось бы увеличить время на обучение специалиста и резко повысить требования к общеобразовательной подготовке поступающих на курсы. Повторяю, пересмотр порядка и последовательности изучения описательного курса «Автомобиль» необходим, но усложнять его введением научно-технических понятий преждевременно.В столовицкии, .зав. филиалом № 1 Учебного комбината Главмосавтотранса.30