ПервыйЭто было весной 1957 года. Однажды Роберт Козлов сказал жене: — Сегодня случайно заглянул в Московский автомотоклуб и записался на соревнования — автомобильные ралли. — А меня? Права ведь у нас у обоих. — Автоспорт — не женское дело, — пошутил, было, муж, но тут же поспешил успокоить, — записал, Валя, записал и тебя! Это были первые в Москве соревнования на регулярность движения. Экипаж семейного автомобиля — В. БорцР. Козлов — выступил средне, и Роберт решил, что ему нужен более сильный напарник. Супруги чуть было не поссорились. — Не горюй, Валя, — сказал на очередном собрании спортсменов Артур Павлович Бренцис, — поедешь со мной1 — Сам тогда еще спортсмен третьего разряда, он тем не менее считался одним из самых грамотных раллистов и был избран председателем секции автомобильного спорта Московского автомотоклуба ДОСААФ . На соревнованиях Валерия заявила: «Сидеть буду только за рулем». С наивностью новичка она жаждала немедленных доказательств своей доблести (состязание так состязание, чорт возьми!). Ей представлялось гораздо более трудным и почетным всю дорогу вести машину, чем высчитывать, с какой скоростью ехать, чтобы в назначенное время быть на КВ. Но стоило Валерии взять на себя обязанности штурмана, как она запутывалась в расчетах, опаздывала на KB или сбивалась с пути. Особенно обидно получилось на первенстве Союза в 1959 г., когда почти всю дистанцию их экипаж прошел в числе первых, а за 200 км до финиша «завернул» не в ту сторону — пришлось довольствоваться 9-м местом. Оказалось, быть штурманом не так уж легко. Нужна не только большая собранность, внимательность, умение пользоваться приборами — логарифмической линейкой, спидпилотом, — дисциплина мысли и быстрота сообразительности, но и какое-то чутье, которое приходит, наверное, лишь с опытом. Напарник, добровольно взявший на себя нелегкие обязанности тренера, беспощадно отчитывал за каждую ошибку. А тут муж, слойно назло, поддразнивал своими спортивными успехами. Валерия загрустила. Что ж, значит, не по плечу ей автоспорт? Видно, сподручней кружок домоводства! Вспомнила, как еще в школе записывались в него девочки. Валя тогда отказалась: хотела летать. — Честное слово, тебе переродиться надо! — в сердцах сказала ей подруга. — Признайся, жалеешь, что не мальчишка? — Нет, мне хочется быть самой собой... только немножко лучше. Тогда она еще не знала, что скоро многим из них — совсем обыкновенным краснодонским школьникам, девчонкам и мальчишкам — предстоит «сделаться 2. «За рулем» М 3.мистерработа. «Сцепление, газ! Следующая передача! Разгон!.. Нет скорости: Бренцис включал иначе, и звук у мотора в этот момент был другой... Сначала...» И вот однажды на линейной гонке, завершавшей ралли, товарищи увидели, как Борц хорошо взяла старт, как правильно разогнавшись, в нужную долга секунды переключила скорость. Когда хронометристы сдали протоколы, лучшее время оказалось у Валерии. После финиша друзья подошли поздравить ее и тут же завязался разговор о том, что к автомобильному спорту надо привлекать больше женщин. Ты теперь уже опытная спортсменка, — сказали ей, — возьми шефство над автомобилистками. На стартах появились женские досаафовские экипажи. За рулем, рядом с Борц сидели ее подопечные — Идалия Архипова, потом — Полина Абраменко. Теперь Валерия на себе ощутила все трудности, которые перенес ее первый тренер и напарник. — Ничего себе, тягаться с мужчинами на такой дистанции! — ворчала Полина, вылезая из кабины на финише. — Хоть бы какие-нибудь льготы или поощрительные очки!.. Обе устали, обе довольны: у мастера по автоспорту — первой среди женщин Советского Союза — Валерии Борц ученица «заработала» спортивный разряд. ...Снова автомобиль выезжает на шоссе... «Сцепление, газ, разгон... Быстрее, еще быстрее...» И вдруг вспомнилось... Ночной Краснодон, ребята стаскивают с автомобиля винтовки. Валя озирается по сторонам. — «Скорее, скорее! Эх, если б уметь водить машину, можно было бы просто угнать ее!..» И мастер спорта В. Борц еще сильнее нажимает на педаль акселератора. Л. ВИКТОРОВА.лучше», совершить подвиг, стать героями... Подростки, объединившиеся в «Молодую гвардию» во время гитлеровского нашествия, тайно, на сходках давали комсомольскую присягу. Валя Борц была среди них. Временные комсомольские удостоверения, вырезанные из ватмана на скорую руку, зашивали в одежду, прятали на груди. Юные патриоты мужественно боролись с фашистами, делали все, чтобы облегчить участь и поддержать дух измученных оккупацией людей. С верой в освобождение Родины шли молодогвардейцы на казнь. «Твои сверстники погибли — пусть твоя жизнь будет достойна их смерти!» — сказали Валерии родные, когда она вернулась с частями Красной Армии в Краснодон. Валерия отлично училась, потом поступила на службу в Советскую Армию. Самыми светлыми в ее жизни были те минуты, когда ее приняли в члены КПСС. А несколько позже товарищи по работе выразили ей большое доверие, избрав секретарем партийной организации. Нет, она не отступит ив спорте, нельзя сдаваться ни в большом, ни в малом! Ведь были у нее и раньше спортивные увлечения. Еще в институте и на планере летала, и даже на самолете. По парашютному спорту получила второй разряд, была инструктором... . „.Сослуживцы, которых Валерия брала в свою машину, возвращаясь с работы из-за города, стали замечать, что в пути она почти не разговаривает с попутчиками. Кому из них какое было дело до мелькающих за стеклом километровых столбиков! А Валерия, оказывается, следила за ними, за спидометром, чтобы проехать этот мерный участок шоссе с заданной самой себе скоростью. Ведь показания прибора в сухую погоду, в снег ив слякоть различны; она должна знать, в каких условиях какую «поправку» делать для спидометра. А нередко можно было увидеть Валерию на площадке перед Выставкой достижений народного хозяйства. Она кружила по асфальту, подавала машину задним ходом' к намеченной черте и, высунувшись из кабины, смотрела на колеса. «Фигурку» отрабатывает!..» — одобрительно переглядывались товарищи по секции. Они оценили ее упорство, стали больше помогать в подготовке машины, делиться своими водительскими «секретами». Те, кто знал ее поближе, уже не были удивлены, когда смешанный экипаж В. Борц — В. Егоров выиграл трудное зимнее подмосковное ралли 1961 года. Однако в скоростных соревнованиях Валерия все еще отставала. «Пока не будешь уверена в себе — не рвись вперед!» — повторяла она всякий раз ив свободные часы уезжала подальше, на шоссе, где снова начиналась нелегкая... ..^9