18
19
ПОДГОТОВКАСтатья перваяС каждым годом все больше услстняется харантер всесоюзных и международных соревнований по ралли, ноторов становится самым распространенным видом автомобильного спорта в нашей стране. Это настоятельно динтует необходимость изучать и систематизировать опыт лучших раллистов. Порядон розыгрыша первенства СССР по ралли в 1962 году, предполагающий многоступенчатый отбор участнинов на областных и республиканских соревнованиях, требует тщательной и продуманной подготовни автомобилей н состязаниям. Для того чтобы помочь спортсменам-автомобилистам лучше справиться с »той задачей, редакция публикует серию статей мастера спорта, инженера Р. Чертова, работающего на Иосновсном заводе малолитражных автомобилей. овременные ралли по праву называют автомобильным многоборьем. Кроме состязаний на основной трассе (иногда протяженностью в несколько тысяч километров), пройти которую надо с заданными скоростями движения, в ралли включаются дополнительные скоростные гонки (линейные, кольцевые, горные), соревнования по фигурному вождению и, наконец, специальные испытания, например, на точность и эффективность торможения, на. быстроту пуска двигателя. Результаты, показанные в дополнительных соревнованиях, особенно в скоростных, приобретают в последнее время все более важное значение для общего зачета в ралли. Разнообразие состязаний и большая протяженность трасс обусловливают необходимость в особенно серьезной и тщательной подготовке материальной части автомобилей, участвующих в ралли. Ралли проводят на автомобилях, выпускаемых заводами в массовом или крупносерийном масштабе. Но это не значит, что такие автомобили не требуют специальной технической подготовки. Автомобили, участвующие в ралли, обычно разбивают на классы в соответствии с рабочим объемом цилиндров двигателя. В нынешнем году классификация предусматривает три класса автомобилей со стандартными агрегатами и 3механизмами (до 1000 см 3 , до 2000 см , свыше 2000 см 3 ) и один класс (IV) с улучшенными серийными агрегатами и механизмами. В этот класс объединены все автомобили независимо от рабочего объема двигателей. Федерацией автомобильного спорта СССР установлены технические требования к автомобилям, участвующим в ралли. В тех из них, которые отнесены к первым трем классам, разрешается применять дополнительные приборы освещения, устанавливать дополнительныеАВТОМОБИЛЯ™" • ^^ШШШШ •• В помощь автопотоклубашкои очистки масла резиновыми шлангами. Дело в том, что металлические маслопроводы могут давать трещины и ломаться в результате вибраций двигателя. В механизме газораспределения необходимо проверить тепловые зазоры и законтрить гайки регулировочных болтов. К ак упоминалось выше, во время соревнований нельзя заменять топливный насос. Но, поскольку засорение его клапанов вызывает неизбежную остановку в пути и потерю времени, желательно установить под капотом двигателя вспомогательный топливный бачок емкостью 2 — 3 л. Его можно снабдить трубкой с запорным краником или, что более удобно, подключить к питательному топливопроводу карбюратора посредством трехходового крана. Если автомобиль и началу соревнований имеет пробег 40 — 50 тыс. к м , целесообразно проверить вкладыши шатун ­ ных подшипников и при необходимости заменить их. Рекомендуется также притереть клапаны. В случае частичной или полной разборки кривошипно-шатунного механизма необходимо перед выходом на старт обкатать двигатель — проехать не менее 1000 км. Обычно успешное прохождение трассы при средней скорости движения в пределах 70 — 7 5 км/час не требует форсировки двигателей. Любой исправный автомобиль «Москвич-407» развивает скорость 115 — 1 18 км/час, что позволяет наверстать время, упущенное из-за случайных задержек. Но дополнительные скоростные соревнования, где все стремятся к максимальной скорости, часто вынуждают спортсменов искать пути повышения мощности двигателей. Один из приемов для достижения этой цели — некоторое повышение степени сжатия двигателя (для IV класса) с использованием высокооктанового автомобильного бензина. Но здесь следует предостеречь от непродуманных действий. В первую очередь, надо установить, к аким бензином будет обеспечен автомобиль на основной трассе соревнований. Во всех случаях необходимо регулировать двигатель тан, чтобы топливо позволяло работать на всех режимах без заметной детонации. Допустим, что удовлетворяет этому требованию бензин, которым будут заправлять автомобили на основной трассе, но двигатель обеспечивает лучшие динамические показатели при работе на высокооктановом топливе. В этом случае рекомендуется залить последним вспомогательный бачок, подключенный к системе питания при помощи трехходового крана. Пользоваться им нужно только во время скоростных соревнований. Не следует увлекаться применением высокооктановых сортов топлива. Н ужно учитывать, что выпускные клапаны двигателей «Москвич-407», производившихся до середины 1960 г., не были рассчитаны на длительную работу на высокооктановом бензине. Тепловая перегрузка клапанов и влияние антидетонационных присадок может привести к преждевременному выходу их из строя. Во всех случаях форсировки таних двигателей для постоянной работы на высокооктановом бензине должны применяться выпускные клапаны, изготовленные из стали ЭП-48 и применяемые заводом в настоящее время. После того, пак закончена подготовка двигателя, необходимо убедиться в исправности агрегатов и механизмов шасси и произвести их техническое обслуживание в соответствии с заводской инструкцией. Требуется тщательно проверить схождение и угол развала колес I Подробнее об этом см. п журнале «За рулем» № Я .ча 1061 г. И № 1 за 1962 г.Стопливные бани, заменять или удалять воздушный фильтр карбюратора, заменять жиклеры и дроссель в карбюраторе, аккумуляторную батарею, н атушкузажи ­ гания, конденсатор, прерыватель-распределитель и свечи зажигания , растачивать (и шлифовать) цилиндры двигателя, изменять передаточные числа в коробке передач ив главной передаче заднего моста, использовать любое оборудование, улучшающее эксплуатацию автомобиля, удобства и безопасность экипажа '. Еще большую инициативу могут проявить спортсмены, выступающие на улучшенных серийных автомобилях со специально подготовленными агрегатами (IV класс). Здесь, кроме указанных выш е изменений, допускается увеличивать степень сжатия , устанавливать несколько карбюраторов, масляные радиаторы любых типов, дополнительные стабилизаторы поперечной устойчивости, применять непосредственный впрыск топлива во впускной трубопровод или в цилиндры, заменять рессоры или пружины подвески колес и т. д. Техническая подготовка автомобиля для прохождения основной трассы должна обеспечивать абсолютную надежность механизмов автомобиля (т. е. его способность безостановочно двигаться днем и ночью на трассе без вынужденных даж е кратковременных остановок, исключая остановки для заправки топливом н отметни контрольных карт), удобный контроль за соблюдением графика времени, безопасность движения, особенно в темное время ив непогоду, минимальную утомляемость членов экипажа при езде в течение нескольких суток. Общие требования по исправности механизмов автомобиля «Москвич» и по его техническому обслуживанию достаточно полно изложены в заводской инстр укции , поэтому мы остановимся лишь на особенностях специальной технической подготовки. Правила соревнований часто предусматривают клеймение краской или другим способом некоторых приборов и деталей автомобиля. Заменять их в ходе ралли категорически запрещается; повреждение же контрольной окраски пенализируется штрафными очками. Из этого следует, что должны быть особенно тщательно проверены: аккумуляторная батарея, генератор, прерыватель-распределитель, карбюратор, топливный насос, п окрышкии диски колес (включая запасное колесо). При подготовке двигателя рекомендуется проверить свечи зажигания, давление масла на различных режимахи убедиться в том, что кронштейн крепления генератора и планка натяжения вентиляторного ремня не имеют трещин. Целесообразно установить сдвоенную планку, укрепив ее удлиненными болтами со сдвоенными гайками. На автомобилях «Москвич», выпускавш ихся до 1959 г., желательно заменить металлические маслопроводы ( к ак отво дящис, т аки подводящие) фильтра тонна панели приборов.Р асположение вспомогательного оборудования на специальном стенде. Обязательно надо подтянуть все крепежные соединения передней подвески и особенно болты крепления верхнего шарового шарнира; последние при длительном движении с повышенной скоростью по дорогам с неусовершенствованным покрытием могут самоотворачиваться. Поэтому рекомендуется заменить стандартные болты удлиненными, применяемыми для соединения фланцев заднего карданного шарнира, и законтрить их двумя гайками . На автомобилях «Москвич», выпускаемых со второй половины I960 г., устанавливают усиленные болты крепления верхнего шарового шарнира. Их нужно лишь дополнить вторыми контрящими гайками . Следует также поставить вторые контрящиегайки на болты, которые крепят опорные площадки пружин подвески книжним рычагам. Поскольку топливопровод от бака к насосу проложен по днищу кузова, он мож ет быть смят или пробит отскочившим из-под колеса камнем. Зимой, кроме того, существует опасность образования в нем ледяной пробки. Вот почему целесообразно разместить топливопровод внутри кузова автомобиля, с выводом его из багажника вдоль правого порога и далее через переднюю правую часть кузова. Возможности специальной технической подготовки даже для автомобилей первых трех классов довольно велики. Это, однако, не означает, что все разрешенные Федерацией изменения целесообразно осуществлять на автомобилях «Москвич». Так, при подборе наиболее подход ящих передаточных отношений в коробках передач ив заднем мосту следует иметь в виду, что Московский завод малолитражных автомобилей выпускал коробки передач и редукторы (главные передачи) задних мостов с различными числами ступеней и передаточными отношениями, например, трехступенчатая коробка передач с передаточными числами 3, 53; 1,74; 1,00; 4 — 6 1 (задний ход), четырехступенчатая с передаточными числами 3,81; 2,42; 1,45; 1,00; 4,71 (задний ход); редукторы задних мостов с передаточными числами 4 , 7 1 ; 4,62 и 4,55 (гипоидный). Все они соответствуют требованиям для автомобилей II класса. Поэтому любой из названных выше агрегатов, если участник соревнований найдет целесообразным, м ожет быть применен на «Москвиче-407». Шины 6,30 — 15 с грунтозацепами, устанавливаемые на «Москвичах» повышенной проходимости (моделей 41 ОН и 411), подходят и могут использоваться для колес автомобиля «Москвич-407», участвующего в соревновании. Для успешного выступления в ралли водителю необходимо точно фиксировать пройденное расстояние по показаниям спидометра. Надо иметь в виду, что применение шин нестандартных размеров на ведущих колесах, а также изменение передаточного числа в главной передаче заднего моста без соответствующего изменения привода спидометра может вызвать неточности в показаниях приборов. Чтобы правильно определить, к акие из разрешенных и рекомендуемых изменений и дополнений целесообразны, нужно, в первую очередь, представить себе характер предстоящих соревнований и длину трассы. При этом следует учитывать, что в однодневных ралли автомобилем управляет только один водитель. В последние годы дажев трехдневных непрерывных соревнованиях предусматривается участок трассы, на котором спортсмены ведут автомобиль попеременно (в момент передачи руля второй водитель высаживается на контрольном пункте). Поэтому необходимо разместить все контрольные приборы так, чтобы ими можно было удобно пользоваться. Для рационального оборудования автомобиля важно хотя бы приблизительно знать особенности маршрута (покрытие дорог, рельеф местности, расстояние между пунктами заправок), а также число ихарактер дополнительных соревнований или технических испытаний. Существенное значение для подготовки автомобиля имеет и время года. Если спортсмен предполагает, например, участвовать в зимних командных ралли (где разрешена неограниченная взаимопомощь членов команды), следует предусмотреть такие приспособления, к ак устройства для крепления жестких буксиров (позволяющие при буксировке двигаться со сравнительно высокими скоростями). Всесторонняя подготовка к соревнованиям — залог успешного выступлении в них спортсменов. К акиеже рекомендации по подготовке «Москвичей» к ралли,применимые в большинстве своем и для машин других марок, можно дать, основываясь на нашей практике? Обычно расстояние между заправочными пунктами на трассе ралли превышает запас хода автомобиля «Москвич» с одной заправкой в основном баке. В связи с этим необходимо установить дополнительный бак. Желательно поместить его вбагажникес левой стороны, обеспечив свободный доступ к заливной горловине. К атушкузажиганияи реле-регулятор при необходимости можно заменять во время соревнований. Для максимального ускорения замены желательно установить заранее вторую катушку на щитке передней части кузова и второй реле-регулятор на левом брызговике. Располагать запасные приборы надо так, чтобы водитель сумел без труда быстро пересоединить провод. Если автомобиль будет выступать в IV классе, предполагающим специальную подготовку, целесообразно снабдить его дополнительным стабилизатором поперечной устойчивости. Конструкция стабилизатора и места его крепления к картеру заднего моста (балка) и к основанию кузова изображены на рисунке. Торсион 1 диаметром 14,7 мм изготовляют из прутковой стали и термичесни обрабатывают. Ш тангу стабилизатора вставляют в разрезные резиновые втулки 3, скрепляемые хомутами 4с кронштейнами 2. Последние жестно скреплены с кож ухами полуосей заднего моста электросваркой (применять газовую сварку недопустимо). Свободные концы штанги посредством наконечников 5с шарнирными пальцами соединены со стойками 6, которые пропущены через отверстия, просверленные в основании кузова (под задним сиденьем), и закреплены гайками через резиновые подушки 8и стальные накладки 7. Для соединения концов штанги стабилизатора с основанием кузова можно использовать стойки (в сборе) амортизаторов автомобилей «Москвич» моделей 410, 410Н и411 . Применение стабилизатора значительно повышает устойчивость движения с большими скоростями на поворотах, уменьшает углы кренов кузова, что особенно важно при горных и ипподромных гонках. Каное дополнительное оборудование кузова следует рекомендовать? Прежде всего — опрыскиватель ветрового стекла. Целесообразно использовать стандартный опрыскиватель автомобиля «Волга» с ножным приводом насоса ис металлическим резервуаром для воды, устанавливаемым под капотом. Можно также применить имеющийся в продаже опрыскиватель с ручным приводом насоса ис резиновым резервуаром для воды. В этом случае последний размещают на левой боковине передней части кузова, а ручной привод — на панели приборов. Зимой желательно устанавливать на полке под стеклом заднего окна кузова вентилятор, включаемый тумблером на панели приборов. Он нужен , чтобы предотвратить замерзание стекла. Для этой цели можно с успехом использовать электродвигатель МЭ-11 с вентилятором, применяемые в системе отопления кузова автомобиля «Москвич-407». Остановки для замены колес с поврежденными шинамии тем более для ремонта их в пути часто служат причиной получения штрафных очков за несоблюдение графика движения. Вот почему важное значение для раллиста имеет надежность шин . Кание из них — камерныеили бескамерные. с каким рисунком протектора монтировать на колеса — вот вопросы, которые нередко задаются спортсменами. Ответ во многом зависит от харантера трассы соревнований. Бескамерные шины надежнее, т аккак не «боятся» мелких проколов. Зато они значительно труднее монтируются на ободе, а также очень «чувствительны» к повреждениям и смятию кромки обода диска колеса, что нередко случается при движении с высокой скоростью на плохих дорогах. И все же для большинства трасс соревнований целесообразно применять бескамерные шины. Правда, рекомендуется иметь в запасе одну или н*сколько камер и удлиненные монтажные лопатки. Это позволит использовать поврежденное колесо даже при смятии обода. Однако, если в соревнование включены ипподромные или горные гонки , применение бескамерных шин не может быть рекомендовано, т. к. при резких поворотах возможно нарушение их уплотнения на ободе. Наилучшим, пожалуй, является рисунок протектора шины модели М-59. К ак показала практика , он обеспечивает лучшую устойчивость автомобиля .на скользкой дороге при высоких скоростях. Применение шин , устанавливаемых на автомобиле «Москвич» моделей 410, 410Н и 411 (повышенной проходимости), может быть оправдано только в том случае, если большая часть трассы пролож ена по грунтовым дорогам, а соревнования проводятся осенью или зимой. Итак, двигатель и механизмы шасси проверены, смазаны и отрегулированы. Теперь надо проконтролировать общее техническое состояние ходовой части (трансмиссии) и определить путь свободного качения («выбег») автомобиля по инерции с некоторой заданной начальной скорости до полной остановки. Но об этом — в следующей статье.Инж. Р. ЧЕРТОВ, мастер спорта СССР.19