ПОДВЕСНЫЕМногие любители водно-моторного спорта и туризма разрабатывают собственные конструкции мотолодок, катеров, двигателей. Они изобретают, ищут, экспериментируют. Примером таких поисков могут служить и работы читателя нашего журнала В. Бахтарова (Курахово, Донецкая обл.). Он сконструировал и построил три модели подвесных лодочных моторов. Ниже мы помещаем его статью о конструктивных особенностях двигателей.Первая модель.U а рисунках вы видите подвесные моторы. Они изготовлены на базе стандартных деталей широко распространенного тракторного пускового двигателя ПД-10, развивающего 10 л. с. при 3500 об/мин. В основу их конструкции положены готовые коленчатые валы в сборе, цилиндры, головки, поршни, кольца, сальники и поршневые пальцы. Часть деталей использована от отечественных мотоциклов. Сразу оговоримся: ни один из моторов не может сравниться по удобствам в эксплуатации с таким лодочным двигателем, как «Москва». Они тяжелее его, менее компактны, не имеют специальных пусковых устройств, первые две модели издают довольно сильный шум. Но вместе с тем эти двигатели заслуживают, на наш взгляд, внимания водномоторников. Прежде всего двигатели конструктивно просты. Их можно изготовить в небольшой мастерской. В то же время онинадежны в работе, удобны в эксплуатации и ремонте. Третья модель, кроме того, отличается легким пуском, а мощность ее больше, чем у подвесного мотора «Москва». Все двигатели одноцилиндровые с рабочим объемом 346 см 3 . Диаметр цилиндра 72 мм, ход поршня 85 мм. Система питания выполнена по конструктивной схеме мотора «Москва». Двигатели снабжены отдельными топливными баками, бензонасосами и шлангами с подкачивающей грушей. Охлаждение — от скоростного напора. Первая модель спроектирована по типу подвесного лодочного мотора ЛМР-6. Двигатель форсирован незначительно, что обеспечивает высокий срок службы. Выхлопные газы отводятся в стальную дейдвудную трубу сварной конструкции. Шестерни для редуктора подводной коробки использованы от дифференциала автомобиля «Москвич-401». Карбюратор — от ПД-10. Система зажигания состоит из маховичного магнето К-1Б, маховик которого впрессован в латунный корпус с приклепанной стальной муфтой для посадки на хвостовик коленчатого вала. Вторая модель значительно отличается от серийных моторов. Двигатель более форсирован по степени сжатия и числу оборотов. В его конструкцию включен редуктор, состоящий из трех цилиндрических шестерен. Применение дополнительного редуктора позволяет использовать стандартное тракторное магнето М-24 и понизить число оборотов вертикального валика. Это благоприятно отражается на работе конической пары подводной коробки. Вращение коленчатого вала осуществляется посредством зубчатой пары с отношением 0,67 и передается на среднюю шестерню, а от нее — на вертикальный трансмиссионный вал и валик магнето. Несколько необычное размещение конических шестерен подводной коробки объясняется стремлением сохранить нужное направление вращения гребного вала. Отработавшие газы орошаются водой, поступающей из рубашки цилиндра. Опережение зажигания осуществляется поворотом рукоятки на крышке магнето, связанной с диском прерывателя. Третья модель изготовлена по схеме ранее выпускавшегося мотора ЛМ-1 с использованием всей его нижней части. Двигатель форсирован до 14 л. с. при 4700—4950 об/мин. Моторная головка сделана из алюминия. Конструкция ее иная, чем у ЛМ-1. Впускное окно ци-линдра находится в вертикальной плоскости. Несколько изменен цилиндр. Внутреннее сечение окна доведено до 30 мм, перегородка, разделяющая впускной канал цилиндра, спилена на «острие». Остальные окна и каналы выполнены по схеме спортивного мотоцикклетного двигателя ИЖ-50. На двигателе установлен переделанный карбюратор типа К-23 с падающим потоком. Для уменьшения его размеров изготовлена новая смесительная камера и срезан фланец крепления воздухоочистителя. Управление дроссельной заслонкой осуществляется вращающейся рукояткой на румпеле. Диаметр диффузора 29 мм. Для подбора наиболее выгодного качества смеси без разборки карбюратора в конструкцию главного дозирующего устройства введена специальная игла. Коленчатый вал вращается в одном роликовом и двух шариковых подшипниках. Чтобы использовать вал двигателя ПД-10 без переделки, на его нижний конец навернута муфта с квадратным отверстием для хвостовика вертикального промежуточного валика, сделанного из пружинной стали с большим углом закручивания.22