РЕМНИО автомобильных кругах ряда стран •* за последние годы широко обсуждается одна, на первый взгляд, второстепенная проблема, которая, как свидетельствует опыт, на самом деле имеет большое практическое значение в автомобильном спорте и туризме. Речь идет о так называемых «ремнях безопасности», применение которых резко снижает травматизм при автомобильных происшествиях и почти сводит на нет смертельные исходы даже в тяжелых случаях аварий. Собственно, время общих дебатов на эту тему, можно считать уже пройденным и существо проблемы на данном этапе состоит не в том, следует ли вообще применять «ремни безопасности» или нет, а в четком определении границ целесообразности их применения ив поисках наиболее эффективного решения конструкций, выбора материала и методов изготовления. Дело в том, что в ряде стран такие ремни уже довольно широко применяются. В Англии, например, создан первый «Клуб сторонников предохранительных ремней», объединивший на первых порах несколько десятков лиц, спасших себе жизнь благодаря их применению, а теперь насчитывающий более 7000 членов. В Швеции в 1958 году ремнями было оборудовано 6,7 процента имеющихся в стране автомобилей, а в 1960 году эта цифра возросла уже до 24,8 процента. И, как водится, здесь не обошлось без «частной инициативы» с неизменно сопутствующей ей капиталистической рекламой, которая внесла в это дело элементы нездорового ажиотажа и всевозможных преувеличений. Заинтересованные в сбыте ремней фирмы усиленно пропагандируют «поголовное» их применение на автотранспорте (вплоть до городских такси и даже автобусов!), пытаясь изобразить «ремни безопасности», как некую панацею от всех опасностей, грозящих автомобилистам. В США губернатор штата Нью-Йорк издал распоряжение, согласно которому все продающиеся на территории штата автомобили должны, начиная с июня 1962 года, быть оборудованы ремнями безопасности. В некоторых странах влиятельные экономические круги энергично добиваются подобных же правительственных постановлений и даже пытаются навязать соответствующие решения и рекомендации международным автомобильным организациям. Нетрудно увидеть во всей этой деяБЕЗОПАСНОСТИтельности преобладающие интересы коммерции и наживы. Но в то же время ясно, что при правильном, свободном от капиталистических воззрений, подходе к делу идея «ремней безопасности» таит в себе действительно реальные возможности снижения травматизма. Нельзя забывать, что речь идет о человеческих жизнях. Поэтому необходимо рассмотреть этот вопрос достаточно подробно и серьезно с тем, чтобы определить конкретные пути и границы использования «ремней безопасности» в нашей практике. Тяжелые последствия автомобильных аварий наступают вследствие того, что, говоря несколько упрощенно, тело сидящего в автомобиле человека, движущееся с определенной скоростью (а именно, со скоростью автомобиля) наталкивается в момент аварии на жесткий, ставший практически неподвижным предмет, то есть на самый автомобиль, потерявший скорость в силу тех или иных причин. При этом возникают, в зависимости от достигнутой к моменту начала аварии скорости, весьма значительные усилия. Так, водитель и пассажиры автомобиля, налетевшего на дерево со скоростью 80 км/час, подвергаются воздействию силы инерции 1000 кг. Этих высоких мгновенных нагрузок теоретически можно избежать, фиксируя положение тела человека на сидении таким образом, чтобы оно вместе с автомобилем приобретало отрицательное ускорение, хотя бы в течение того промежутка времени, которое затрачивается на деформацию металла кузова при ударе автомобиля, а кинетическая энергия тела человека переходила в работу деформации ремней. Разумеется, и в этом случае тело человека подвергается сильным нагрузкам, но живая сила воспринимается, во-первых, относительно большой поверхностью ремня, а кроме того, амортизируется за счет эластичности материала, из которого он изготовлен. Что же представляют собой ремни, о которых идет речь ив чем состоят трудности их проектирования и изготовления? Прежде всего следует сказать, что повсеместно признаны неудовлетворительными ремни, которые фиксируют на сиденьи лишь нижнюю часть корпуса водителя или пассажира, т. е. так называемые «поясные ремни». Исследования показали, что они не только не предохраняют при резком торможении или столкновении верхнюю часть корпуса, с силой выбрасываемой вперед, но могут причинить и дополнительный вред, способствуя повреждению нижних секций позвоночника и тазобедренных суставов. Поэтому речь может идти только о таких ремнях (или их комбинациях), которые удерживают при торможении либо весь корпус, либо, по крайней мере, его верхнюю часть. На рисунке 1 показан наиболее распространенный сейчас диагональный ремень, основным преимуществом которого является простота устройства и пользования. Он, однако, имеет тот недостаток, что при серьезных авариях, связанных с опрокидыванием автомобиля, не гарантирует фиксации нижней части корпуса и, следовательно, не может быть признан полностью надежным. В то же время полностью надежная система, показанная на рисунке 2, уже довольно сложна и пользование ею возможно лишь с помощью специального руководства; во всяком случае, надевание таких ремней связано с известной потерей времени и, так сказать, чересчур «обстоятельно». Тут уместно упомянуть, что при выборе оптимальной конструкции «ремней безопасности» не следует пренебрегать некоторыми психологическими факторами, связанными с их применением. Исследованиями, проведенными в Швеции, установлено, что из 1000 находившихся под постоянным наблюдением автолюбителей и спортсменов, оборудовавших свои машины «ремнями безопасности», более 180 были «замечены» в различных нарушениях, а именно — не систематически пользовались ими. Иными словами, водителю и пассажиру часто не хочется «возиться» с ремнями и чем сложнее конструкция этих ремней, тем сильнее сказываются подобные настроения. Нельзя не учитывать также, что конструкция, показанная на рис. 2, несколько связывает водителя, особенно при пользовании рычагами и кнопками, размещенными под щитком приборов (например, рычагом вентиляционного лючка на «Москвиче»), а при дальних поездках может явиться дополнительным фактором утомления. Во всяком случае, для пользования такой системой ремней требуется выработать уже какие-то новые привычки и навыки. Вот почему наиболее приемлемым решением является система, показанная на рис. 3 и представляющая собой комбинацию поясного ремня с диа-