нет и сколько-нибудь разработанной ме ­ тодики подготовки кроссмена-автомобилиста. Сторонники этого вида соревнований рассуждают примерно так: раз человек по долгу службы ездит на автомобиле, значит он тренируется, з ачемжеемуеще какие-то занятия! Вряд ли нужно говорить о том, что ни один вид современного спорта не стоит и не может стоять на такой методологической основе. Ведь по существу здесь спорт и работа, полезное развлечение и общественный труд человека оказались сваленным ив одну кучу. Д ело усугубляется тем, что первенствам страны по кроссу не предшествуют отборочные кроссы в республиках, областях, городах. М ожно ли при подобных условиях говорить о возможности объективного выявления чемпионов Союза ССР, награждаемых золотыми медалями! Таким образом , следует признать, что независимо от того, насколько полно рассмотрен здесь в теоретическом плане вопрос, м ожно или нельзя считать автомобильные кроссы спортом, практически культивирование их нецелесообразно и бесперспективно с точки зрения возможности широкого распространения. Н е случайно за многие годы своего существования кроссы не нашли признания в массах не приобрели популярности. Понимая это и все же не желая сделать правильных, объективных выводов из очевидных фактов, некоторые защитники автомобильных кроссов стали брать под сомнение сам принцип массовости в автомобильном спорте, забывая при этом, что без массовости у нас не может быть никакого спорта, в том числе и автомобильного. Значение каж ­ д ого вида спорта как раз и заключается в том, чтобы им занимались массы; думать иначе — значит отстаивать безнад ежное дело. М еждутем возможности действительно широкого вовлечения работников автохозяйств в различного рода соревнования как спортивного, так и хозяйственного характера (перевозка полезных грузов] существуют. Есть немало состязаний, в которых участники могут приобретать ценные навыки вождения автомобилей без ущерба для используемой материальной части. К их числу могут быть отнесены фигурное вождение автомобилей, соревнования на мастерство вождения в городских условиях, экономию горючего. Безусловно полезными могут стать соревнования типа ралли с задачами и элементами прикладного характера, включая прохождение небольших, не очень трудных кроссовых участков, преодолеваемых вумеренном темпе. С каждым годому нас все большее значение приобретают гонки на специальных спортивных автомобилях, быстро начал развиваться картинг. Все это мож ­ но рекомендовать широкому кругу любителей автомобильного спорта.СОРЕВНОВАНИЯ... БЕЗ ТРЕНИРОВКИПервенство Москвы по зимним автомобильным гоннамЗаканчивая на этом дискуссию об автомобильных кроссах, редакционная коллегия журнала «За рулем» выражает полную уверенность в том, что руководители и организации, культивирующие автомобильный спорт, сделают правильные выводы из состоявшегося обмена мнений. 2*в томобильныегонки на ипподро ­ м е становятся все болееинтерес ­ н ымисерьезнымсоревнованиемв нашей спортивной практике, способствуя повышению мастерства и, о собенно , правильному преодолению виражей свысокойскоростью . Еще болееважнывэтомотношении , на мойвзгляд , и пподромныегонкизимой , по ледянойдо ­ р ожке , поскольку они позволяют поддерживать спортивную форму в течение всего года. Вот почемупроведенныевконцеян ­ варя ипподромныегонки на первенствоМосквы вызвали большой интерес со стороны широких кругов любителей спортаимногих столичных спортсменов . З аявки на участие в заездах поступили от несколькихдесятковгонщиков . Но прежде , ч ем рассказать оходеиоб итогах этих соревнований хочется сде ­ лать несколькозамечанийв адрес их организаторов. Условия зимнихсоревнованийвыдви ­ гают рядспецифическихтребованийкмашинамиводителям . П одслоем снега на дорожкеобразуется лед, о собенноусамойбровки . Вести автомобиль со скоростью70 — 9 0 км/час на виражес ледяным покрытием очень нелегко — это требуетвысокого мастерства, к ото ­ р оеможно выработать только на трени ­ ровках. К сожалению, перед соревнованиями на Московскомипподромебылопрове ­ д енотолькодветренировки , во времякоторыхучастникимогли проехать всего по трикруга . Д ля большинства этого оказалось явно недостаточно . К то ­ м ужеи сами тренировки были фактически отборочными заездами. М ногиегонщикивпервыепробовалисвои силыАна ипподроме и, в местотого , чтобы освоиться снеобычнымиусловиями (например, с юзом передних колес), они были вынуждены с первого же трениров очногозаезда идти на пределе своих возможностей . В результате судейской коллегиипришлось не допуститьксо ­ ревнованиям ряд спортсменов, которые безусловномоглибы участвовать випподромныхгонках , если быимеливоз ­ можность предварительно потренироваться. Вызывает такженареканияисамоПо ­ ложение о соревнованиях, к оторое предусматривало разделение автомобилей лишь по литражу двигателя. В конкрет ­ ных условиях Москвы это привелокто ­ м у , что спортсменыМосковскогоАМК , например, имея стандартные машины «Москвич-407», д олжныбылибез всяких шансов соревноватьсявгруппе «В», где были заявлены спортивныеавтомобилиМосковского завода малолитражных автомобилей, имеющие форсированные двигатели, мощность которых превышала мощность клубных машин на 10 — 12 л. с. Эта разница сказалась ужев тренировочных заездах, где гонщики Московского клуба проигрывали заводс кимгонщикам по 20 — 3 0секунд на по ­ ловине дистанции . Неправильно составленное Положение, з аранеесоздавшее спортсменам неравные условия, испортило многоев этих соревнованиях . О бэтом следует подумать организаторам будущих гонок ивпредь разделять в зачете стандартные автомобилииспециальноподготов ­ ленные. К акжепроходилигонки на первенст ­ во Москвыикто стал чемпиономсто ­ лицы?11