I^HIMI НЛЯПОЛКА ) ИИЖ мобиле, могла принести пользу, если бы авторы и издательство отнеслись к делу с должной ответственностью. В нынешнем же виде эта книга больше походит на «пособие», которым вредно пользоваться владельцам «Запорожца». Л. ИВАНОВ, автолюбитель.АВТОЛЮБИТЕЛИ ПРОТЕСТУЮТБесполезное пособиеУ меня есть автомобиль «Запорожец» и поэтому яс радостью приобрел книгу Л. Бархи к Л. Гивартовского. Очень обнадеживает читателя предисловие, в котором авторы обещают предостеречь молодых водителей от роковых ошибок. Однако, читая книгу, очень скоро убеждаешься, что предостеречь от подобных ошибок следует в первую очередь... самих авторов. Я не буду останавливаться на неточностях (весьма опасных для доверчивого читателя!), которыми изобилует книга. Скажу только о содержащихся в ней пробелах. Так, подробно описывая преимущества воздушного охлаждения двигателя в зимних условиях, авторы ни слова не говорят о том, как разогреть и подготовить его к пуску в зимнее время. При описании отдельных узлов и агрегатов «Запорожца» (в частности, карбюратора), они не считают нужным даже объяснить принцип их работы. Многих начинающих водителей интересует, нужно ли регулировать опережение зажигания и повышать уровень бензина в поплавковой камере, и если нужно, то как это сделать. Тщетно искать ответа на этот вопрос в рецензируемом пособии. В разделе «Смазка двигателя» очень мало нв общих чертах говорится... о смазке, а об очистке и, в частности, о центрифуге, которая очищает масло, совсем ничего не сказано. В разделе «Регулировка зацепления главной передачи» читаем: «Контроль и правильность зацепления производится на специальном станке». Такие, ничего не говорящие автолюбителю положения, можно встретить ив других местах. Зато о том, что у автомобиля четыре сиденья, вы можете прочесть в книге, по крайней мере, дважды. Нет, не такое пособие нужно начинающему водителю! В. ГУСЕВ, автолюбитель. Рассмотрим лишь основные из них. Авторы пишут (стр. 19), что общий 3 объем цилиндров двигателя 748 см , а 3 на самом деле он равен 746 см . Рассказывая об устройстве системы охлаждения двигателя (стр. 24), они уверяют читателя, что рабочее колесо вентилятора выполнено из капрона, в то время как на самом деле оно изготовлено из магниевого сплава. На «Запорожце» нет терморегулирующей системы охлаждения двигателя, однако в книге она описана и даже пространно перечислены ее преимущества. На стр. 26 неправильно названа марка карбюратора (К-100), з то время как на «Запорожце» установлен карбюратор К-123. Немало бед доставит книга автолюбителю, если он воспользуется советами авторов по эксплуатации автомобиля. Так, в книге указывается, что свободный ход педали сцепления составляет 1624 мм. Завод же рекомендует выдерживать эту величину равной 40—50 мм. Представьте себе новичка, пытающегося снять корпус механизма управления коробкой передач, который крепится пятью болтами, отвернув, по совету авторов (стр. 41), только три болта. В картер рулевого управления следует заправлять не 130 г масла, как указано в книге (стр. 68), а 0,4 л. На протяжении всей книги подчеркивается комфортабельность автомобиля, но почему-то не описывается система отопления, снабженная отопителем оригинальной конструкции. По мнению авторов, стеклоочиститель является контрольным прибором (стр. 95). Там же неправильно указана величина давления в шинах передних колес — 1,2 кг/см2 вместо 1,3+0,2 кг/см2, рекомендуемых в инструкции. В разделе «Маневренность» дан минимальный радиус поворота —- 4,8 м. Не верьте этому: радиус поворота по следу наружного переднего колеса равен 5 м. На страницах 142—143 авторы рекомендуют применять масла и смазки, не соответствующие требованиям завода. Так, шкворень поворотной цапфы авторы советуют смазывать солидолом, а картер двигателя заправлять автомобильным маслом с присадкой АСп-9,5 и АКп-9,5 — летом и АСп-5, АКп-5 — зимой. Завод же рекомендует пользоваться в первом случае нигролом, а во втором — дизельным маслом: летом — ДП-11 с присадкой ЦИАТИМ 339 и зимой — ДП-8 с присадкой ВНИИП-360 или 361. Много неточностей в технической характеристике автомобиля (стр. 146). В частности, завод гарантирует наибольшую скорость — 80 км/час, а не 90 км/час, как утверждают авторы. Технические данные сцепления, коробки передач, задней подвески, амортизаторов почему-то помещены в разделе «Система питания». Таков далеко не полный перечень ошибок и неточностей, содержащихся в книге Л . Бархи и Л. Гивартовского. Несомненно, что такая книга, в которой собран большой материал о новом автоКто рецензировал рукопись?Вышедшая недавно книжка Л. Бархи и Л. Гивартовского «Запорожец» является такой беззастенчивой халтурой, что только диву даешься, как могло издательство «Физкультура и спорт» предложить ее читателям. Хочется задать вопрос: кто рецензировал рукопись и почему издательство не сочло нужным послать ее на отзыв в НАМИ или на Запорожский автомобильный завод? Не меняет дела и содержащаяся в предисловии оговорка авторов о том, что в процессе подготовки автомобиля к производству происходят изменения по сравнению с экспериментальной моделью, поэтому де возможны отдельные неточности. Слишком уж велики расхождения между текстом книги и фактическим положением дел! Перечисление ошибок и неточностей в тексте заняло бы слишком много места, ограничусь лишь некоторыми, прямо-гаки бросающимися в глаза. Резьбовые втулки (футорки) для свечей не «запрессовываются», как утверждают авторы, а ввертываются. На стр. 22 сказано, что маховик и шкив генератора стальные, на самом же деле первый выполнен из чугуна, а второй — отлит из алюминиевого сплава. Канавка для маслосъемного кольца имеет в натуре сверления, а не щелевидные прорези. Толкатели — не стальные, цементованные, как утверждают авторы (стр. 23), а чугунные, отбеленные. На стр. 24 описывается терморегулятор, которого на автомобиле нет; на стр. 25 неправильно указана емкость масляной системы: она равна 2,5 л, а не 3,5 ли т. д. Книга содержит пространные рассуждения о параметрах микроавтомобилей (например, о долговечности и проходимости), далекие от элементарной логики и полные противоречий. Неправильно освещаются в ней и вопросы, связанные с эксплуатацией автомобиля «Запорожец». И, наконец, авторы не постеснялись поместить в своей книге (стр. 12 и 13) материал, полностью переписанный из книги Б. М. Фиттермана «Микроавтомобили», в частности из главы «Двигатели». Не лучше ли было бы вместо подобных бесцеремонных «заимствований» у знающих людей послать им рукопись на рецензию? Инженер А. АЙЗЕНБЕРГ (НАМИ).ОТ РЕДАКЦИИ: В редакцию поступают письма читателей, содержащие серьезную критику выпущенной издательством «Физкультура и спорт» книги «Запорожец». Публикуя сегодня некоторые из них, мы обращаем внимание издательства на то, что это уже не первый случай выпуска им недоброкачественной литературы по автомобильной технике и спорту (см. «За рулем», № 2 за 1962 год).Слишком много ошибокДолгожданная книга «Запорожец» вышла в свет почти через год, после того, как начался серийный выпуск этого автомобиля. Казалось бы, у авторов было достаточно времени, для того чтобы изучить описываемый автомобиль, а у издательства — для серьезной проверки представленной авторами рукописи. Однако этого не произошло. Задержка выпуска книги никак не была использована для улучшения ее качества. Книга буквально наводнена ошибками и неточностями, касающимися конструкции и технических данных автомобиля.Бархи Л. Д., Гивартовскнг5 Л. А. «Запорожец». Изд-во «Физкультура и спорт», М., 1961.27