•'•Нариипанок закончился вничью: гонщики одновременно пересекли линию финиша и заработали по два с половиной очка. Итоги восьми заездов не внесли ясности в ход борьбы. Пять гонщиков — Зедерман, Самородов, Шайнуров, Д ро бязко и Нерытов — реально претендовали на гтервое место. В следующем заезде неудача постигает Самородова. Из-за прокола покрышки он финиширует последним. Вперед по сумме очков выходят Зедерман и Шайнуров. Встреча между ними в 15-м заезде и решила судьбу первого места. Победив с большим преимуществом, уфимский гонщик расчистил себе путь к верхней ступеньке пьедестала почета. Незабываемым зрелищем стало чествование победителя. На трибунах, как ив заключительный день первенства мира по конькам, разлилось море импровизированных факелов из горящих газет. Эта торжественная процедура повторилась и на следующий, день, когда на возвышение поднялся другой советский спортсмен, москвич В. Нерытов. Победа досталась ему труднее. В последнем, 20-м заезде встретились Самородов, Зедерман, Нерытов. Ценой огромного напряжения сил москвич опередил соперников и по количеству очков сравнялся с Шайнуровым. Решающую гонку возглавил уфимец. По всему было видно, что он стремится и во второй день повторить свой успех. Но вот стадион дружно ахнул: московский спортсмен вышел вперед. Он умно, расчетливо провел решающий заезд — и победил. На долю Нерытова пришелся самый большой урожай аплодисментов. Рядом с ним места на пьедестале заняли Шайнуров и Самородов. Шведы Зедерман и Хернфельд довольствовались 4-м и 5-м местами. Итак, победы в Швеции, в Финляндии, в Москве! И пусть они одержаны не в классических видах соревнований, они все же радуют, ибо свидетельствуют о тех больших возможностях, которыми располагает отечественный мотоспорт. Слагаемые этих побед известны: хорошая тренированность спортсменов и отличная подготовка техники. Мы помним, каких неимоверных усилий стоило нашим гонщикам два года назад удержать машину на повороте. От напряжения немели руки, захватывало дыхание. Теперь машины советских спортсменов с новой ходовой частью, сконструированной В. Карнеевым, «стоят» на поворотах намного лучше, чем у наших скандинавских соперников. Однако решающим были все же не мотоциклы, а мастерство гонщиков. Продуманная система тренировок, включающая сотни стартов в соревнованиях на льду и всестороннюю физическую подготовку, принесла желанные результаты. Приходится лишь сожалеть, что в подготовке к международным мотокроссам, многодневным соревнованиям и шоссейно-кольцевым гонкам не всегда придерживаются этих принципов. Полагаясь в основном на талантливость гонщика, тренеры порой забывают, что даж е самый одаренный спортсмен не может рассчитывать только на свои способности. Чтобы добиться победы, нужно пролить обильный пот на тренировках. Международные встречи на льду еще раз убедительно доказали это. У спортсменов выросла техника старта, техника прохождения поворотов на высоких скоростях. Шайнуров, Саморо-Goteborgs-Posten-~ЙЗшВ* att vi A. **E£S„СОВЕТСКИЙ ГОНЩИК ВПИСАЛ НОВУЮ СТРАНИЦУ В ИСТОРИЮ „УЛЛЕВИ"Шведская печать о выступлении советских мотоспортсменовще до приезда советских мотогонщиков в состоялось Е их первое Швецию, гдевыступление, зарубежное Подводя итог вторым соревнованиям (они проходили на всемирно известном стадионе «Уллеви»), «Гетеборгс постен» в статье, озаглавленной «Советский гонщик Самородов вписал новую страницу в историю «Уллеви», сообщала: «Русские одержали заслуженную победу... Особенно успешно выступил Самородов, который набрал 12 очков и, показав лучшее время дня, занял первое место. Он продемонстрировал превосходный стиль в борьбе со своими соперниками». «Хотя ледяные гонки являются сравнительно новым видом спорта в России, — писала газета «Гетеборгс хандельс ок зеефартс-тиднинг», — Самородов не проявил никакого пиетета к своим именитым конкурентам». Отдавая должное успехам советских мотогонщиков, газеты указывали и на отдельные слабые стороны в их подготовке, в первую очередь на тактические просчеты. Так, по мнению шведских спортивных обозревателей, шведы превосходят наших спортсменов в выборе следа. Газета «Эстгетен» писала: «Русские круг за кругом шли, в основном, по одному и тому же сЛеду, в то время как шведы импровизировали». По заявлениям скандинавской печати, все соревнования прошли успешно и заложили основу для будущих товарищеских встреч. Большинство шведских и финских газет высказывали надежду, что встречи спортсменов трех стран на льду станут традиционными. местная пресса весьма оживленно комментировала предстоящие встречи. Газеты подчеркивали, что русские спортсмены — достойные соперники, хотя мотогонки на льду и новый для них вид спорта. Шведская пресса дала высокую оценку советским мотоциклистам после первого их выступления в Линчепинге. «Русская команда, — писала газета «Эстгетен корреспондентен», — произвела очень хорошее впечатление. Ее мотогонщики — достойны подражания. Их мотоциклы и моторы всегда были в наилучшем состоянии. Наши соперники первыми появлялись на линии старта и первыми устремлялись вперед». Газеты отмечали, что, хотя условия мотогонок с точки зрения русских были далеко не идеальными (сырой снег, малые размеры дорожки), международные соревнования на льду вылились в блестящую премьеру советских мотогонщиков. Лучшим в этих гонках был признан Сергей Старых, несмотря на то, что он занял второе место. «Русский спортсмен Старых перед зрителями Линчепинга побил всех шведских гонщиков», — писала газета «Гетеборгс хандельс ок эеефартс-тнднинг». По сообщению шведских газет, высокий класс в первых соревнованиях продемонстрировал и Борис Самородов, ставший подлинным героем последующих встреч.дов, Нерытов научились доводить до минимума задержки на входе в вираж. Это подчеркивали и наши гости. «Русские значительно продвинулись вперед», — констатировал ветеран мотоспорта Билли Андерссон. «Я поражен тем совершенством, которого достигли советские мотогонщики в этом виде соревнования», — заявил присутствовавший на гонках в Москве вице-президент мотоспортивного союза ГДР Людвиг Войтина. Советские спортсмены вполне заслужили похвал. Но нужно отметить, что шведские соперники превосходили их в тактическом отношении. И Зедерман, и Андерссон преподали немало поучительных уроков зрелой, гибкой тактики. Нельзя было не аплодировать победе Зедермана над более быстрыми Константиновым и Шайнуровым во второй день соревнований, когда швед умелыми действиями на виражах с лихвой компенсировал недостаток скорости. В связи с этим приходится снова, как и два года назад, говорить о том, что некоторые наши спортсмены все еще грешат прямолинейной, примитивной манерой езды. Нужно сказать иодругом изъяне в подготовке наших спортсменов. Мотогонщику приходится расходовать много нервной энергии. Но запас ее, как показали международные встречи, не у всехдостаточно велик. Так, успех Шаинурова в Москве был во многом омрачен его неудачными стартами в Швеции иФин ­ ляндии. Нечто подобное было с ним и летом во время гонок по гаревой до ­ рожке. Такая ненадежность объясняется, по-видимому, слабой волевой закалкой гонщика. Неровно выступает порой и Сергей Старых. Дух подлинной спортивной дружбы господствовал на соревнованиях в Москве. Если у кого-нибудь случались неприятности, то спортсмены быстро приходили друг к другу на помощь. Так было, например, когда в показательном заезде столкнулись Андерссон и Хернфельд, сильно повредив свои мотоциклы. Механики советской команды В. Сердюк, Н. Духанин и заслуженный мастер спорта А. Силкин напряженно трудились два дня и помогли шведским спортсменам восстановить машины. Столь же дружески проходили встречи ив Уфе, где трижды побеждали советские гонщики ( Ф . Шайнуров, В. Нерытов, Б. Самородов) и один раз швед Б. Андерссон. Вторые международные гонки по льду вылились в яркий спортивный праздник. Они стали важной вехой на пути советских мотоциклистов к вершинам мастерства в этом виде соревнований. М. ТИЛЕВИЧ.3. «За рулем» № 4