Прокату автомобилей —зеленую волнутребует жизньОбслуживание населения легковыми автомобилями на условиях прокатанаходит все более широкое распространение ив Белоруссии. Его пункты открыты в Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Бресте, Гродно, Лиде. Прокатный парк в настоящее время насчитывает около 400 автомобилей. Услугами проката пользуются тысячи трудящихся. В журналах выдачи машин можно встретить фамилии людей различных специальностей. Электрик Минского завода автоматических линий К. Казей исколесил на прокатном автомобиле всю Белоруссию, инженер А. Ляшко ездил на Украину ив Молдавию. Много раз брали машины шофер Е. Иковенко, старший преподаватель Белорусского государственного университета М. Асташенко, военнослужащий Г. Клинков. О популярности новой формы обслуживания населения легковыми автомобилями свидетельствует та активность, с которой прошли недавно в областных центрах ив столице республики конференции абонентов проката, проведенные по рекомендации коллегии Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР, редакцией республиканской газеты «Советская Белоруссия» и редакциями областных газет совместно с автохозяйствами. Характерно, что в работе конференций приняли участие не только абоненты проката, но и сотни автолюбителей. Для дальнейшего улучшения обслуживания трудящихся мы наметили ряд мер, реализация которых зависит от совместных усилий многих организаций, в том числе и от работников автомобильного транспорта. В частности, в 1962 году намечено открыть 9 новых прокатных пунктов в городах Барановичи, Молодечно, Борисове, Мозыре, Орше и других. Значительно возрастет парк автомобилей в действующих станциях проката. Улучшатся формы обслуживания населения. В этом году мы намерены снабжать абонентов при получении машин необходимым для длительного отдыха инвентарем, спортивной одеждой. Более широкое применение получат дачи-прицепы, которые выпускаются в республике. Пересматриваются правила пользования прокатом. В них будут учтены предложения, высказанные абонентами на конференциях. Вопросы, поднятые в статье начальника Управления таксомоторного транспорта Главмосавтотранса И. Старшинова {«За рулем» № 3, 1962 г.), волнуют и белорусских автомобилистов. Как ив Москве, у нас нет специальных прокатных хозяйств. Прокатом занимаются в областях таксомоторные и смешанные автобусно-таксомоторные парки, а в Минске — база легковых автомобилей служебного пользования. В своей статье И. Старшинов предлагает сосредоточить прокат в самостоятельных автохозяйствах. Мы считаем, что в условиях Белоруссии более целесообразно создать при автохозяйствах специализированные прокатные автоколонны с выделением соответствующего числа инженерно-технических работников, механиков и ремонтников, которые занимались бы обслуживанием только прокатного парка. Автомобили для проката мы, так же как ив Москве, получали в основном не новые. И у нас уровень профессионального мастерства автолюбителей-абонентов не всегда высок. Поэтому наиболее узким местом является ремонт. Как выйти из этого затруднения? Может быть, идти по пути создания крупных механизированных ремонтных баз непосредственно в прокатных автохозяйствах, как это предлагает т. Старшинов? Но для Белоруссии этот метод вряд ли сейчас приемлем, так как он связан с большими государственными затратами, строительством и оснащением ремонтных баз. Мы думаем пойти по другому пути. Сейчас в Минске заканчивается строительство республиканской базы центрапизованного технического обслуживания легковых автомобилей, производственная мощность которой позволит ремонтировать не только весь легковой парк системы Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР, но и машины проката. Мы также считаем, что необходимо уменьшить нормы пробега прокатных машин между ТО-2, упорядочить снабжение их запасными частями, инструментом, авторезиной и заменить ТО-1 и ежедневный уход межлинейным техническим осмотром. Несколько слов хотелось бы сказать о рентабельности проката. Пока он убыточен. Но его можно сделать рентабельн ым . Что для этого нужно? На наш взгляд, в масштабе страны прежде всего следовало бы обобщить опыт проката, выработать и ввести в действие единые для республик правила пользования автомобилями. Тесно с этим связан вопрос о единых тарифах. Ныне действующие тарифы нуждаются в корректировке и дальнейшей разработке. Помимо имеющихся часового, суточного и месячного тарифов целесообразно ввести недельный, 15-дневный и годовой (с установлением нормы обязательного пробега), льготные тарифы, поскольку сумма, взимаемая с абонента за многодневное пользование автомобилем, не складывается из умножения суточной платы на число дней.Известно, что в осенне-зимний период ив будние дни летом значительно падает спрос на прокатные машины. Поэтому было бы правильным на этот период иметь несколько сниженные тарифы. Следует продумать систему передачи в осенне-зимний период части машин проката в таксомоторные парки с последующим пополнением проката новыми машинами за счет такси. Думается, что комплектовать парк проката нужно не только машинами «Москвич», как это делается сейчас в Белоруссии, но и автомобилями «Волга», «Запорожец», ГАЗ-69, а для группового пользования — микроавтобусами типа РАФ-977. Причем для группового пользования следует разработать специальные правила и тариф, Мы несем большие убытки от аварий и дорожных происшествий, совершаемых абонентами. В связи с этим порядок страхования машин должен быть решен безотлагательно. Уместно в связи с этим напомнить, что Постановлением СНК СССР от 3 февраля 1938 года «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» (ст. 46) предусмотрено обязательное страхование государственного имущества, переданного хозрасчетными организациями и предприятиями во временное пользование отдельным гражданам. Этого постановления никто не отменяв, следовательно, его можно распространить и на автомобили проката. Речь сейчас должна идти лишь об ускорении разработки правил страхования машин, размера страхового сбора, а также порядка его взимания с абонента. Целесообразно руководителям проката и общественности предоставить право лишать на какие-то сроки недисциплинированных автолюбителей возможности пользоваться машинами. Следует строго наказывать людей за управление автомобилем в нетрезвом виде, за систематические нарушения правил движения транспорта, за использование машины в корыстных целях и т. д. И наоборот, лиц, длительное время пользующихся автомобилями проката и четко выполняющих правила, надо поощрять. Для удобства абонентов необходимо оборудовать в населенных пунктах и на магистралях охраняемые стоянки, рекомендовать станциям технического обслуживания в первую очередь производить осмотр и мелкий ремонт автомобилей проката. Надо подумать также о создании в крупных городах филиалов пунктов выдачи прокатных машин в различных районах, максимально приблизив их к потребителям. Целесообразно в автохозяйствах, где имеются прокатные автомобили, ввести должность шофера-инструктора. Он будет проверять практические навыки у новичков-абонентов и оказывать им помощь. А. ЛИС, начальник Управления пассажирских перевозок Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР.Минск.8