Готовить мастеров своего делаРиге закончилось всесоюзное В вещание квалификации подготовкисопо вопросам и повышения шоферов, в котором приняли участие работники учебных заведений Министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик, Д ОСААФ , Комитета по профтехническому образованию, госавтоинспекций и автохозяйств. Многие организационные и учебные вопросы стали предметом обсуждения собравшихся, но в центре внимания были два главных — почему уровень знаний и навыков молодых специалистов отстает от требований производства и как преодолеть существующие еще недостатки в обучении шоферов? ПРАВА БЕЗ УМЕНИЯ Для дальнейшего повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции водитель должен не только в совершенстве знать устройство автомобиля, уметь теаы+ически грамотно управлять им, но и понимать ор ­ ганизацию производства, взаимосвязь между отдельными видами работ. Отвечает ли этим современным требованиям существующая программа обучения шоферов? Пока еще нет — таков первый вывод рижского совещания. Практика показала, что выпускники автомотоклубов, школ и учебных комбинатов, получая удостоверения шоферапрофессионала и, таким образом, право на самостоятельную работу, зачастую оказываются недостаточно к ней подготовленными. При удовлетворительной общей подготовке им явно не хватает умения и навыков по вождению груженых автомобилей; курсанты плохо знают организацию перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, порой не могут оформить товарные и транспортные документы. Происходит это во многом потому, что программа подготовки шоферов уделяет правилам эксплуатации автомобиля слишком мало внимания. Правда, в ней есть специальный раздел — «Организация эксплуатации автомобиля». Но знание одних основ этой организации уже оказывается недостаточным. Производству нужен специалист, хорошо представляющий себе все условия работы автотранспорта, знакомый с погрузочно-разгрузочными механизмами, правилами техники безопасности при техническом обслуживании, вождении и хранении автомобиля. Ни эти, ни многие другие вопросы эксплуатации курсантами фактически не изучаются. В ближайшие годы значительно возрастет производство автомобилей грузоподъемностью свыше 5 тонн. Увеличение грузооборота автомобильных перевозок невозможно без применения автомобилей большой грузоподъемности и автопоездов. Учитывают ли эти перспективы развития автотранспорта программы подготовки и повышения квалификации шоферов? Знакомы ли курсанты с приемами управления автопоездами? К сожалению, нет. Не удивительно, что большинство выпускников, приходя в автохозяйства, проявляет в первые месяцы своей работы полную беспомощность в эксплуатации автомобиля. Вот так и получается — формальные права на самостоятельную работу им даны, а практические навыки не привиты. О серьезных недостатках в практической подготовке шоферов и необходимости увеличения времени на обучение вождению автомобиля говорил в своем выступлении начальник ГАИ РСФСР т. Кормилицын. Эксплуатация автотранспорта должна превратиться из теоретического предмета, каким она является в настоящее время, в практический курс, основные положения которого, так же как и важнейшие темы по вождению автомобиля, надо изучать в реальных условиях работы шофера. Совещание рекомендовало разработать и утвердить единую программу подготовки и повышения квалификации шоферов. Участники его высказали ряд предложений по преодолению разрыва между теорией и практикой в обучении водителей, существо которых сводится к одномуВВЕСТИ СТАЖИРОВКУ! При этом подразумевали не ту форму стажирования молодых водителей в автохозяйствах, что применялась много лет назад. Учебные организации нашли сейчас новые и интересные методы работы. Так, например, Ивановский областной автотрест закрепил за учебным комбинатом несколько промышленных объектов, грузоперевозки которых обеспечиваются силами курсантов. Обучение вождению автомобиля с грузом начинается, в зависимости от успеваемости учащихся, примерно после 18—20 часов практической езды. Этому обязательно предшествует контрольная проверка навыков курсанта. О преимуществах такой системы обучения говорит тот факт, что 75 процентов выпускников сдает экзамены по вождению на «хорошо» и «отлично». Несколько иначе решают эти вопросы в Тюмени. После сдачи экзаменов и получения удостоверения шофера-профессионала выпускники в течение месяца работают при автошколе на перевозке народнохозяйственных грузов. Для этих целей автотрест выделил школе несколько линейных автомобилей, из которых каждые три закреплены за отдельным инструктором. Он сопровождает молодых шоферов в первые дни работы, а также при эксплуатации автомобилей в сложных дорожных условиях. Результаты не замедлили сказаться: если раньше курсанты в первый месяц работы допускали большое число транспортных происшествий, то сейчас их нет совсем.Производственная практика помогает молодым шоферам закрепить полученные знания, приобрести необходимые умения и навьжи. Вождение автомобилей с грузом в производственных условиях следует узаконить всем учебным заведениям, готовящим шоферов. Какой форме его отдать предпочтение? Это зависит от конкретных условий. Однако такая работа совершенно необходима, вне зависимости от того, будет изменена программа или нет. ИЗ КАБИНЕТОВ — В ЦЕХА-КЛАССЫ В условиях укрупненных автохозяйств водитель почти не принимает участия в ТО и ремонтах автомобиля, Поэтому оживленный обмен мнениями развернулся вокруг вопроса о том, чему и как обучать курсантов по техническому обслуживанию автомобилей. Участники совещания высказались против сокращения этого раздела программы. Работы по техническому обслуживанию автомобиля углубляют знания учащихся, помогают понять устройство и принцип работы многих агрегатов автомобиля. Надо учитывать также, что в дальних рейсах водителю приходится проводить техническое обслуживание самому, не говоря уже о необходимости выполнять крепежные, моечные, регулировочные и другие работы. А ведь объем междугородних перевозок с каждым годом растет. Однако занятия по техническому обслуживанию надо проводить не в искусственных условиях учебных кабинетов, а непосредственно в автохозяйствах. Интересным опытом такой работы поделился директор Рижского учебного ком ­ бината т. Шульц. Каждый курсант комбината, познакомившись на занятиях с основными видами работ по техническому обслуживанию, в течение недели проходит производственную практику на посту ТО-1 в одной из АТК города. В этом же автохозяйстве комбинат специально оборудовал и оснастил технологическими картами цеха-классы по электрооборудованию и приборам питания двигателя, что позволило хорошо сочетать интересы учебы и производства. Оплата труда учащихся повышает их интерес к этим работам, ответственность и дисциплину. Большая работа в этом направлении проводится в Казахстане, на Украине. Пора все обучение техническому обслуживанию автомобиля перенести в реальные условия эксплуатационных хозяйств. Совещание предложило обобщить этот опыт передовых коллективов и распространить его среди всех учебных организаций страны. ОТКУДА ЖДАТЬ ПОМОЩИ! Новые возможности в подготовке водительских кадров для народного хозяйства открывают общеобразовательные политехнические школы. Только в Российской Федерации, как сообщил представитель Академии педагогических наук РСФСР т. Протасовский, ими подготовлено по специальной 1356-часовой программе свыше 5000 шоферов-слесарей. Если учесть, что выпускники средних школ имеют хорошие знания физики, математики, химии и черчения, то станет понятным, какой высокой квалификации специалистов могут готовить политехни-26