1&ищ ИЖНАЯкКА) ПОЛКАПо страницамКОМПЕТЕНТНЫЕ— первый соЗ аводскаяи инструкция каждого мотоветчик наставник циклиста. К ней он обращается повседневно за разрешением вопросов, возникающих при эксплуатации машины. Инструкции мотозаводов. изданные в последние годы, безусловно содержат много нужных и полезных сведений. Но далеко не все в них может удовлетворить владельца мотоцикла. Некоторые рекомендации по меньшей мере спорны, а то и просто неверны. Так, инструкция Ирбитского завода и некоторые другие рекомендуют масло АСп-9,5, хотя такого масла в продаже нет. Для подшипников ступиц колес советуют применять солидол УС-2 и почему-то не указывают тугоплавкую смазку 1—-13. Между тем известно, что она не замасливает летом тормоза. Целесообразнее было бы рекомендовать в первую очередь ее, а как заменитель УС-2 (именно так делают автомобильные заводы). Там же приведены весьма сомнительные сроки замены смазки. Например, предлагается через 2 тысячи км пробега разбирать и промывать ступицы колес, чтобы смазать их. С этим нельзя согласиться. Правильные сроки даны в инструкции к мотоциклу ИЖ — 5 тысяч километров. Инструкция к М-61 требует производить разборку задней подвески, рессор и цанговых соединений коляски через каждые 4000 км, а инструкция к мотоциклам ИЖ рекомендует очищать бензофильтр после каждой поездки. Опытные мотоциклисты вряд ли последуют подобным советам. Есть в инструкциях указания, недостаточно ясные и по существу. Например, по заправке амортизаторов передней вилки и задней подвески каждый завод дает различные рекомендации. В одних случаях для передней вилки предлагается смесь трансформаторного масла и АК-Ю, а для задней подвески — смесь трансформаторного и турбинного. В жаркую погоду для обоих механизмов советуют применять масла АК-6 или же... в 2,5 раза более вязкое АК-15. В других инструкциях советуют заправлять вилку маслом АК, а зимой — веСОВЕТЧИКИретенным, причем не сказано каким. А ведь эти масла могут отличаться по вязкости в 2—3 раза. Для задней подвески предлагается применять АК-10 с керосином. Такой разнобой ничем не оправдан. Необходимо взять пример с автомобилестроителей и ориентироваться на большее однообразие в выборе масел. В некоторых инструкциях подчас отсутствуют совершенно необходимые для нормальной эксплуатации мотоцикла сведения. Многие даже опытные водители не умеют отрегулировать два карбюратора на тяжелых мотоциклах. Наставления же по этому вопросу очень скупы. В частности, не указано на необходимость оставлять небольшой свободный ход у оболочек тросов. Если этого не сделать, то возможно произвольное поднимание дроссельных золотников, что является одной из причин нарушения равномерной работы двигателя. Не предупрежденный об этом водитель только напрасно потеряет время, пытаясь отрегулировать карбюраторы. Четырехступенчатая коробка передач мотоцикла «Ковровец» является новинкой, а рекомендации по ее разборке изложены буквально так: «Отвернуть И вынуть механизм переключения передач. Вынуть шестерни коробки передач». В этой же инструкции рекомендованы свечи зажигания А8У или А11У, но для каких условий каждая из них подходит больше — не сказано. К недостаткам заводских изданий следует отнести и плохое их редактирование. В инструкции для мотоциклов ИЖ можно, скажем, прочесть, что «Кривошинной камерой называется пространство между коленчатым валом и герметически закрытым кожухом с объемом цилиндра до внутренней стенки поршня» и т. п. Инструкции — важная разновидность мотоциклетной литературы. И заводы должны позаботиться о том, чтобы книжечки, прилагаемые к каждому мотоциклу, стали компетентными советчиками и помощниками мотоциклистов. М. МАТВЕЕВ.зарубежныхжурналовМАЛОЛИТРАЖНЫЙ «ФОРД»!Проблема создания малолитражного автомобиля является, к ак известно, весьма актуальной в американском автостроении в течение ряда лет. Одно время она привлекала к себе особое внимание в связи с сильно возросшим импортом в США европейских автомобилей и опасным проникновением западногерманских, французских и английских автомобильных фирм на американский рынок. Эту «атаку* европейского капитала американским концернам удалось отбить благодаря выпуску в 1960 — 1961 гг. т ак называемых «компактных» автомобилей, представляющих собой компромиссное конструктивное решение, определенную уступку европейским веяниям. Однако создание подлинно малолитражного автомобиля, способного успешно конкурировать с западногерманским «Фольксвагеном» или франуцзским «Рено», оказалось хваленой американской индустрии не под силу. Сказалось ли. здесь отсутствие достаточного опыта у конструкторов, которые в течение многих лет занимались главным образом «погоней за лошадиными силами», или состояние станочного парка и технологического оборудования — трудно судить, но вот уже несколько лет, к ак широковещательные намерения американских концернов выпустить на рынок «отечественные малолитр ажки » оставались нереализованными. Вот почему в кругах американских автопромышленников вызвало сенсацию сообщение обычно хорошо осведомленной газеты «Уолл Стрит Джорнел» о том, что концерн Форда начинает, по всей вероятности в июле текущего года, массовый выпуск малолитражного автомобиля «Кардинал». Газета сообщает, что производство этих автомобилей готовится на заводе в Луисвилле (штат Кентукки), а также на предприятиях Форда в ФРГ ив Англии (очевидно, речь идет о выпуске двух разновидностей автомобиля, одной — для американского рынка и другой — для европейского). Наиболее существенным в этом сообщении является то, что целый ряд агрегатов, и в том числе двигатель, коробка передач и отдельные узлы трансмиссии,, будут изготовляться для заводов Форда... западногерманскими фирмами, в порядке кооперированных поставок. Комментируя это обстоятельство, газета рассматривает принятое Фордом решение кооперироваться с немецкими фирмами, к ак «акт творческой капитуляции с вытекающими отсюда коммерческими изъянами». В устах органа американских биржевиков такой упрек звучит весьма многозначительно. «Уолл Стрит Джорнел» приводит такжеи некоторые технические данные будущей малолитражки. На ней будет устанавливаться четырехцилиндровый двигатель мощностью 65 л. с. Габаритная длина автомобиля — 4220 мм (т. е. лишь на 10 мм больше, чем у «Фольксвагена»), вес — около 765 кг. Привод осуществляется на переднюю ось, что не применялось в американском автомобилестроении со времен давно забытого «Корда». т. е. по крайней мере лет тридцать. И наконец, среди конструктивных особенностей «Кардинала» называют независимую подвеску колес с элементами пневматики. Любопытно, что концерн Форда реагировал на сенсационное сообщение газеты полным молчанием. Он ни подтвердил, ни опроверг сведений, опубликованных на страницах «Уолл Стрит Джорнел». Но зато конкурирующий с ним концерн «Дженерал Моторс» поспешил смягчить произведенное газетой впечатление; один из директоров концерна заявил, что и «Дженерал Моторс» имеет уже «вполне зрелую конструкцию малолитражки, имеющую пока условное наименование «Кадет». Ближайшие месяцы должны показать, удастся ли, наконец, американским автопромышленникам решить техническую проблему, которая приобретает для них все более актуальное значение.ЛУЧШИЙКРУГ-292км/часНазванный автомобиль имеет двигатель с рабочим объемом цилиндров 6,7 литра; двигатель развивает мощность 840 л. с. при 6400 об/мин; вес автомобиля равен 1070 кг, т. е. соотношение веса автомобиля и мощности двигателя составляет 1,3 нг/л. с. Главная трудность, которую пришлось преодолеть конструктору, состояла в обеспечении стабилизации автомобиля, поскольку при сбрасывании газа после достижения скорости 360 км/час (на прямолинейном участке кольцевой трассы) наблюдались явления отрыва задних колес от земли. Решение проблемы было найдено в устройстве по бокам автомобиля (примерно в средней его части, на уровне рулевого колеса) опорных подкрылок с регулируемым отрицательным углом установа и развитого киля — стабилизатора в задней части автомобиля. Благодаря наличию подкрылок обеспечивается дополнительная нагрузка назадние колеса (за счет давления встречного воздуха), а киль способствует продольной стабилизации. Подобное конструктивное решение, основанное на использовании законов аэродинамики для улучшения ездовых качеств автомобиля, в практике шоссейно-кольцевых гонок встречается впервые. Оно, кстати, имеет тот недостаток, что ухудшает условия работы и срок службы шин, а также отражается на расходе топлива. Достаточно сказать, например, что расход топлива во время рекордного заезда составил 750 кг на 100 км пробега. Учитывая, что емкость топливного бака автомобиля составляет 250 л, радиус его действия не превышает 30 км. Впрочем, такой радиус действия и не требуется, поскольку при достигнутой гонщиком скорости 292 км/час срок службы шин ограничивается пробегом на 10 км (при скорости 280 км/час максимальный пробег шин составляет 40 — 50 км).31