Обсуждаем статью „Отчеткие школы. Но и они нуждаются в методическом руководстве, им требуется содействие в укреплении и расширении учебно-материальной базы. Ясно, что огромное поле деятельности в школах открывается в связи с этим и перед комитетами ДОСААФ. Ведь в каждой из них существуют организации Общества. Совещание записало в своем решении: считать целесообразной подготовку шоферов-профессионалов в общеобразовательных политехнических школах, — и этот резерв надо использовать полностью. До сих пор наши учебные заведения продолжают испытывать острую потребность в квалифицированных преподавательских кадрах. Особенно неблагополучное положение сложилось с преподавателями правил движения транспорта и инструкторами по вождению. Зачастую сами они не имеют достаточной подготовки, и низкий уровень знаний не позволяет им стать подлинными наставниками будущих водителей. При автотранспортных техникумах следует открыть специальные отделения по подготовке инструкторов практического вождения. Такая мера окажет значительную помощь учебным организациям в комплектовании преподавательских кадров. Это предложение заместителя начальника ленинградского Управления профтехнического образования т. Кисельницкого нашло поддержку всех участников совещания. ГДЕ И КАК ГОТОВИТЬ ШОФЕРОВ! Под таким заголовком в журнале «Автомобильный транспорт» была помещена статья, авторы которой предлагали сосредоточить обучение шоферовпрофессионалов только в учебных заведениях Министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог и системы профтехобразования. Их предложение не было принято участниками совещания. — Потребности народного хозяйства страны в квалифицированных водительских кадрах так велики, что работы по их подготовке хватит всем, — сказал, закрывая совещание, заместитель министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР С. И. Шупляков. Эта же мысль была выражена в выступлениях представителей ЦК ДОСААФ М. И. Колпакова, Комитета профтехнического образования при Совете Министров Латвийской ССР Я. Я Броделиса и многих других. Главное в том, чтобы вся учебная работа тщательно координировалась, отвечала единым требованиям, постоянно контролировалась госавтоинспекцией. Укрепление связей учебных организаций с производством, расширение их материально-технической базы, подбор квалифицированных преподавательских кадров, массовый выпуск наглядных пособий и методической литературы — вот необходимые условия подготовки настоящих мастеров своего дела, таких специалистов автотранспорта, которые смогут, как сказал в своей речи на XXII съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущев, «быстрее и до конца использовать все, что создает наука и техника в нашей стране». наш Г. ЗИНГЕР, спец. корр.простого — н сложному"СЛОВОПРЕПОДАВАТЕЛЯМ КОСТРОМЫСтатья В. Беспалько и Б. Гельбурта обсуждалась на совещании преподавателей автодела Костромы. Участники его высказали немало интересных предложений и пожеланий. На этой странице мы предоставляем слово преподавателям В. Станчинскому и Г. Петерсу.ПРЕПОДАВАНИЕ-ДЕЛО ТВОРЧЕСКОЕВопрос о необходимости пересмотра программы подготовки водителей сам по себе заслуживает серьезного внимания. Но нужно ли идти по такому пути, который предлагают авторы статьи «От простого — к сложному»? Надо ли все простые темы программы изучать в начале курса? Ведь сами понятия простого и сложного относительны. В зависимости от конкретных условий, в том числе и от степени подготовки курсантов, каждый преподаватель находит в любой теме и легкое и трудное. И чаще всего он так и поступает: объясняет учащимся вначале простое, а затем сложное. Обратимся к примеру из практики. Вождение автомобиля приходится проводить параллельно с описательным курсом, основами эксплуатации, техническим обслуживанием и правилами движения. Поэтому не всегда легко решить вопрос, что лучше изучать в первую очередь — ходовую часть, двигатель или механизмы силовой передачи? Занятия по вождению начинаются, как правило, со второй недели обучения. Следовательно, курсант сразу должен приучиться к контрольным осмотрам ав-тсмобиля, в которых две трети всех работ приходится на двигатель. Как Же обеспечить сознательное выполнение этих работ, если «урсант не будет знать его устройства? Соглашаясь с необходимостью изменения существующей программы, я думаю, что нет оснований для ее ниспровержения: она доказала свою приемлемость, проверена многолетней практикой. Правильные рекомендации авторов — изучать общее устройство автомобиля и приемы управления им на первых этапах обучения — можно принять и без коренной переделки программы. Надо отметить, что в прежних программах был специальный раздел «Техника вождения», я котором разбирались вопросы о силах, действующих и возникающих при движении автомобиля. Сейчас элементы техники вождения приходится объяснять непосредственно перед упражнениями, не всегда имея возможность изыскать для этого необходимое время. Очевидно, следует восстановить такой раздел в программах, отведя на него в первые дни обучения 12—16 учебных часов. Это, несомненно, повысит качество подготовки технических специалистов. В. СТАНЧИНСКИЙ, преподаватель АМК ДОСААФ.НЕ ОТСТАВАТЬ ОТ ЖИЗНИ!•Введение политехнического среднего образования в школах создало новые условия для обучения специалистов современного производства. На курсы шоферов приходят сейчас люди с более высокой общеобразовательной и специальной подготовкой, нежели 15—20 лет назад. Система же изучения автомобиля осталась почти прежней. Вот почему поднятый В. Беспалько и Б. Гельбуртом вопрос о необходимости получения шоферами минимума инженерно-технических знаний весьма актуален. К сожалению, не совсем ясно, как рассчитывают авторы достичь поставленной ими цели. Ведь для этого придется или увеличить срок обучения или же принимать на курсы людей не ниже как со средним образованием. В принципе авторы статьи правы, предлагая вначале изучать простейший материал, и именно такой, который требуется для занятий по вождению автомобиля. Однако тт. Беспалько и Гельбурт не до конца последовательны. Почему, например, изучение механизмов силовой передачи они переносят на конец программы? Думаю также, что порядок изучения приборов систем двигателя не имеет значения. Перед изучением этого материала рассматривается общее устройст-во и принципы работы двигателя, вполне достаточно обосновывается необходимость смазки и охлаждения его деталей, использования приборов питания и зажигания. Если следовать принципу «от простого — к сложному», то, пожалуй, лучше 'изучать этот раздел в таком порядке: охлаждение, смазка, зажигание, питание. В последней теме — материал более сложный, так как приходится изучать устройство и работу различных систем питания (карбюраторных, дизельных и др.). Кроме того, я предложил бы в рекомендуемом В. Беспалько и Б. Гельбуртом тематическом плане вслед за общим устройством автомобиля и приемами управления им изучить и общее устройство двигателя. Такая система занятий проверена мною в Костромском педагогическом институте, в котором я преподаю автодело. Результаты получаются неплохие. Квалификационная комиссия ГАИ дает высокую оценку знаниям слушателей. Система подготовки шоферов, как и других специалистов, должна идти в ногу с жизнью, постоянно совершенствоваться и улучшаться. Несомненно, что решение вопросов, поднятых в статье «От простого — к сложному», будет во многом способствовать этому. Г. ПЕТЕРС, старший преподаватель машиноведения и автодела пединститута.27