18
19
GsaEThtУДОБНЫЙ ГРАФИК ДЛЯ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙвтолюбители выполняют операции по техническому обслуживанию своих автомобилей чаще всего самостоятельно. Руководствуются они при этом заводской инструкцией, в которой необходимые данные (перечень, объем и периодичность работ) разбросаны, как правило, в разных местах. Следить за тем, чтобы не пропустить какую-нибудь операцию в срок, довольно трудно. Автолюбители обычно записывают в блокноте, когда они смазывали тот или иной узел, переставляли колеса и т. п. Такой учет необходим, но не менее важно знать, когда и что предстоит сделать на автомобиле, иными словами, планировать очередные работы. Я совместил учет и планирование технического обслуживания автомобиля в одном плане-графике. Вычерчиваю его в виде таблицы на развернутых страницах в обычной ученической тетради. Вот как он выглядит: Вид и объем работ Смазывать: подшипник водяного насоса смазкой У картер рулевого механизма смазкой Н генератор смазкой М распределитель зажигания смазками УиМ втулку маятникового рычага смазкой С пальцы тяг к карбюратору смазкой М главный трос ручного тормоза смазкой Аи т. д. Переставить колеПромыть бензоотстойник Слить отстой из фильтра тонкой очистки Зачистить контакты прерывателя и установить зазорсаАдля этого кружком . В приведенном выше примере полный осмотр автомобиля был произведен при пробеге 15 тысяч км . Следовательно, перед всеми перечисленными работами ставите кружки. Далее их нужно наносить, согласно инструкции, по мере необходимости выполнения тех или иных работ. Так, подшипник водяного насоса, втулку оси маятникового рычага необходимо смазывать через каждую тысячу километров. Значит, в каждой графе справа должны стоять кружки . А вот смазывать распределитель зажигания, промывать бензоотстойник, зачищать контакты прерывателя следует после 6 тысяч км . Стало быть, кружки требуется располагать против отметки 21 000 км . После выполнения запланированной операции кружки нужно штриховать, т. е. делать отметку, что работа выполнена. Пользоваться планом-графиком очень удобно. Развернув тетрадь, вы сразу. видите, какие очередные работы и когда вам предстоит выполнить. Остается только добросовестно и качественно обслужить автомобиль, и тогда он будет служить безотказно. А. ДУБИНИН Москва.ЁЕД^i^-иг-11-Такое простое приспособление сделано мной «а карбюраторе К-55 Б. Действует оно безотказно. Б. АНДРЕЕВЛенинград.КРЫШКААККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИПробег в километра) 15 000 16 000 21 000КАК УСТРАНИТЬ СТУК ДРОССЕЛЬНОГО ЗОЛОТНИКАмотоциклетДроссельный золотник временем изного карбюратора со нашивается, начиная издавать при малых и средних оборотах вала двигателя звонкий стук. От него легко избавиться, сделав несложное приспособление. В стенке смесительной камеры карбюратора с правой стороны, непосредственно под центрирующим шплинтом 1, (см. рисунок) просверливают отверстие диаметром 1,3 мм . Из отрезка стальной проволоки диаметром 1,2 мм изготовляют стопор 2и сгибают его так, чтобы одна часть (а) соответствовала внутреннему диаметру смесительной камеры, а другая (б) — была на 1мм меньше расстояния от просверленного отверстия до дна смесительной камеры. Угол изгиба — 90°. Стопор вставляют в просверленное отверстие концом «а» со стороны смесительной камеры. Часть «6» расположится в продольном пазе дроссельного золотника. На стопор надевают уплотнитель 3 из фетра или кожи. После этого отгибают его в сторону всасывающего отверстия карбюратора, а конец изгибают (см. рисунок). Из жести изготавливают хомутик 4и устанавливают его на нижнюю часть карбюратора; в ушке хомутика просверливают отверстие диаметром 1,3 мм для крепления пружины 5. Один конец пружины крепится в отверстии хомутика, а второй — за стопор. Дроссельный золотник, прижатый стопором к стенке смесительной камеры, не будет отходить к впускной горловине. Стук под влиянием пульсации горючей смеси прекратится и увеличится срок службы карбюратора, так как перестанут расклепываться трущиеся поверхности. Очень важно точно подобрать упругость пружины. Она не должна быть излишне тугой — иначе будет мешать возврату золотника в исходное положение.вО ООО ООООО0о оооооооооП ри эксплуатации автомобиля «Моск• • вич» моделей 402 и 407 верх аккумуляторной батареи сильно загрязняется. Чтобы избежать этого, нужно иметь крышку аккумулятора. Она поможет также уберечь одежду водителя от действия серной кислоты и технического вазелина. Лучше всего использовать пластмассовую крышку от аккумулятора автомобиля «Волга» или фотографическую кюветку размером 13X18 (желательно мелкую).• в • в в—Рис Для крепления крышки необходимо изготовить рамку. Она сваривается из угловой стали (рис. 1). К ней приклепываются две защелки (рис. 2) из пружинистой стали толщиной 0,5—,07 мм . Можно использовать сталь СТ.65.Г. Рамку надевают на аккумулятор и зажимают планкой. Провода, идущие к стартеру и на «массу», необходимо развернуть на 90° и установить их параллельно продольной оси автомобиля. В защелки рамки вставляют крышку с вырезанным по размерам уголком (он показан на рисунке пунктиром). Если применяют кюветку, то кроме уголков вырезают и пазы для проводов. Г. АДЕСТОВ г. Горький. fc править отверстие ямОвоЭти данные должны точно соответствовать заводской инструкции по уходу за автомобилем, но графы нужно заполнять, руководствуясь показанием спидометра к моменту составления плана-графика. Допустим, ваш автомобиль имел к этому моменту пробег 15 тысяч км . Значит, в первую графу вы и заносите цифру 15, а в последующие — 16, 17 и т. д., поскольку периодичность устанавливается через каждую тысячу ки ­ лометров. Таких граф желательно иметь не менее 12, так как обычно за 12 тысяч км пробега завершается весь объем работ по уходу за автомобилем, предусмотренный инструкцией. Затем весь цикл будет повторяться. Перед каждым видом работ, в соответствии с их периодичностью, надо поставить в плане-графике условный знак, указывающий, когда они должны быть выполнены в дальнейшем. Я пользуюсь18Ф3.2ПР0биТЬРис.5 ПРОСТОЙБЕНЗОУКАЗАТЕЛЬЦ тобы не оказаться на обочине, по•лезно на мотоцикле иметь бензоуказатель. В свое время на страницах журнала было помещено предложение «Измеритель уровня топлива». Однако он может быть установлен только в тех мотоциклах, у которых горловина бензобака смещена вправо. На рисунке показан бензоуказатель другой конструкции. Он очень прост, но более практичен, не связан с фильтром, не мешает заправке. Деления на шкале лучше всего нанести опытным путем. И. ПАВЛОВ. Московская обл., ст. Царицыно.УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛЮЧА ДЛЯ АМОРТИЗАТОРОВекомендованный инструкцией ключ Рдля подтяжки гайки и разборки амортизаторов автомобиля «Москвич-407» часто выходит из строя из-за погнутости, а иногда и среза запрессованных штырьков диаметром 6,4 мм .и удельного веса раствора электролита зарядку прекращают и оставляют аккумулятор в покое на 0,5—1 час. Затем возобновляют зарядку тем же током и продолжают ее до тех пор, пока аккумулятор не «закипит» и напряжение не перестанет повышаться. После этого опять делают перерыв на 1 час и вновь заряжают тем же током. Число таких зарядок с перерывами обычно не превышает трех. Прекращают их тогда, когда аккумулятор при включении на заряд малым током начинает «кипеть» (не позднее чем через 2—3 минуты), а напряжение его достигает величины, к о ­ торая была в конце предыдущего дополнительного заряда. По окончании зарядки начинают разряжать аккумулятор током, равным 0,02Ан»н до тех пор, пока напряжение не понизится до 1,80 + 1,75 в на каждой банке батареи. Затем аккумулятор снимают и, спустя 1—2 часа, начинают заряд на режиме, описанном выше. Чем большую емкость потеряли аккумуляторы, тем большее число циклов «заряд — разряд» надо провести. Признаком того, что «лечение» закончено, может служить емкость, отдаваемая батареей при разряде малым током. Если она составляет примерно 125% номинальной емкости данного аккумулятора, то циклы можно прекратить и после заряда провести нормальный десятичасовой контрольный разряд. В зависимости от результатов последнего, либо пускают батарею в эксплуатацию (предварительно, конечно, зарядив ее), либо проводят еще несколько циклов. Э. МЕНБАЕВ Ленинград.СоавтыКЛЮЧ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ РУЧНОГО ТОРМОЗА ною применен Мсоб регулировкиочень простой споручного тормоза автомобиля. Для этого я изготовил пустотелый торцовый ключ, показанный на рисунке.СТОПОРНАЯ ПЛАСТИНКА ВМЕСТО ШПЛИНТАРемонт ключа довольно трудоемок. Усовершенствовать ключ можно путем установки сменных двухсторонних штырьков (см. рисунок), которые при необходимости легко заменить новыми. Г. АДЕСТОВ Горький. КАК УСТРАНИТЬ ЗАСТАРЕЛУЮ СУЛЬФАТАЦИЮ ПЛАСТИН АККУМУЛЯТОРОВ удерживается З аднее колесо «Вятки»тонкого провона оси с помощью лочного шплинта. Такое крепление, как показывает практика, ненадежно, поэтому я заменил его другим, показанным на рисунке. Оно представляет собой стопорную пластинку, с помощью которой крепится гайка на оси. Сделать так ую пластинку может каждый владелец мотороллера. В ближайшее время пластинки вместо шплинта будут устанавливаться на колесах серийных «Вяток». В. СУХИНИН.Регулируют тормоз в такой последовательности. Сначала поднимают дом ­ кратом одну сторону автомобиля и снимают колпак колеса, затем в окно тор ­ мозного барабана 1 вводят пустотелый ключ 3ив него вставляют отвертку 4. Придерживая ею эксцентриковый винт 2, ключом 3 повертывают на 1—2 оборота гайку 5. После этого отверткой повертывают эксцентриковый винт 2 так, чтобы получить хорошее торможение колеса. Добившись этого, завертывают гайку 5. Затем надевают колпак и снимают автомобиль с домкрата. Вся регулировка занимает 5—8 минут, причем она очень надежна. Тормозной барабан снимать с колеса не требуется. Если бы такой ключ входил в комплект инструмента для автомобилей, то у водителей значительно сократилось время на регулировку ручного тормоза. Н. АТАМАНОВ Московская область.Можно ли собственными силами восстановить емкость автомобильныхи мотоциклетных свинцовых аккумуляторов при застарелой сульфатации пластин? Сделать это обычными способами борьбы с сульфатацией (например, перезарядом малыми токами, зарядом в дистиллированной воде) не удалось. Тогда я решил применить способ восстановления емкости стационарных свинцовых аккумуляторов типа Си СК, разработанный сотрудником Центрального научно-исследовательского института связи Министерства связи СССР Б. А. Пионтковским. Результат превзошел ожидания — емкость удалось восстановить почти полностью. Способ заключается в следующем. Аккумулятор заряжают током, равным 0,2Аном (Анон — номинальная емкость в ампер-часах). Как только появится газовыделение, ток снижают до 0,05Аиом При стабильных значениях напряженийДЛЯСОХРАНЕНИЯ КАМЕРК ак часто мотоциклистам приходится выбрасывать хорошие камеры только из-за того, что бывает вырван вентиль. Происходит это чаще всего из-за проворачивания покрышек на ободе в результате снижения давления. Чтобы предупредить проворачивание, читатель журнала М. Мосиенко (Краснодарский край) предлагает сделать насечки на ободе колеса. Вдавливаясь в борт шины, словно рашпиль, они удерживают ее. После монтажа покрышки на обод с насечками давление следует увеличить на 1 атм, а после 2—3 часов снизить до нормального. Инженер М. Вигмен (Московская обл.) советует, кроме того, не закреплять вентиль к ободу гайкой. В этом случае при внезапном проколе шины вентиль не оторвется, а лишь западет внутрь.