24
25
С этого номера журнала мы начинаем печатать статьи, в которых читатели найдут советы и рекомендации по эксплуатации и обслуживанию мотоциклов различных моделей. Первая из них адресована тем, кто ездит на ИЖ-56. Эту удобную, надежную машину встретишь во всех уголках страны. И отовсюду на завод-изготовитель идут письма. Водители ижевских мотоциклов делятся своими мыслями и пожеланиями, а чаще всего просят совета. Письма, а также поступающие рекламации заводские инженеры внимательно изучают. Иногда проводят специальные испытания для определения причин, к о ­ торые вызвали ту или иную неисправность, и на основе их вырабатывают рекомендации по ее устранению. Анализ писем показывает, что во многих случаях появление неисправности или поломки связано с нарушением правил технического обслуживания и эксплуатации мо ­ тоцикла, поэтому первый наш совет мо ­ толюбителям (особенно начинающим) — внимательно изучить инструкцию. Но инструкция, конечно, не в состоянии дать ответ на все возникающие в процессе эксплуатации мотоцикла вопросы. На некоторые из них мы постараемся ответить в этой статье. МНОГИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИЖ-56 ИНТЕРЕСУЮТ ПРИЧИНЫ ТАКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ МОТОЦИКЛА, КАК ВЫХ ОД ИЗ СТРОЯ ЗАПАЛЬНЫХ СВЕЧЕЙ, ТРУДНОСТЬ ПУСКА МОТОЦИКЛА, УВЕЛИЧЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА, ПРИХВАТ И ПРОГОРАНИЕ ПОРШНЯ, ЗАКОКСОВЫВАНИЕ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ. Все эти столь различные, на первый взгляд, дефекты могут явиться следствием неправильной регулировки карбюратора. Хорошо известно, что для устойчивой работы двигателя необходим определен-щ ИЖ-56 щный состав рабочей смеси, т. е. определенное количественное соотношение топлива с воздухом. Для нормальной смеси оно составляет 1 : 15. Увеличение или уменьшение этой пропорции вызывает соответственно обеднение или обогащение рабочей смеси. Признаки сильного обогащения: характерный «бубнящий» звук во время работы двигателя, вспышки в цилиндре не при каждом обороте коленчатого вала. При этом двигатель плохо развивает обороты и сильно дымит. Работа на богатой смеси сопровождается увеличенным расходом топлива, падением мощности и приводит к быстрому замасливанию и частому выходу из строя запальных свечей (свечи «забрасывает»). Богатая смесь вызывает также интенсивное образование нагара на головке цилиндра, поршне ив глушителях. Поскольку теплопроводность нагара во много раз меньше, чем металла, то охлаждение двигателя ухудшается и возможен перегрев. У двигателя ИЖ-56 переобогащение смеси чаще происходит, когда увеличивается сопротивление воздушного фильтра из-за уменьшения его проходного сечения (это вызывается повреждением лопаток центробежного элемента). Оно возникает также при неправильном пользовании корректором состава смеси (не плотно завинчен главный жиклер) или при установке «чужого» воздухофильтра, например от ИЖ-49. Иногда мотолюбители сталкиваются с трудностью при запуске двигателя, связанной с переобогащением смеси. Он работает 2—3 секунды, а затем глохнет. Если вывернуть свечу, то она окажется мокрой от топлива. Обычно это происходит, когда оказывается закрытой воздушная заслонка фильтра или заедает запорная игла в поплавковой камере. При работе на сильно обедненной смеси в двигателе прослушиваются звонкие «цокающие» стуки: двигатель быстро перегревается, мощность его падает. Между прочим, эти характерные стуки (детонационные) часто принимают за стук поршневого пальца. Читателям, вероятно, интересно будет узнать, что при испытаниях двигателя ИЖ-56 с нормально отрегулированной по составу сллесью и опережением зажигания, но с искусственно созданным зазором между поршневым пальцем и бобышками до 0,5 мм таких стуков не обнаружено. При работе на сильно обедненной смеси резко возрастает температура двигателя. Прежде всего это вызывает уменьшение зазоров между цилиндром и поршнем, что может привести к заклиниванию («прихвату») поршня в цилиндСотни тысяч мотоциклов ИЖ-56 сошли с конвейера завода.ре и образованию задиров на поршне и зеркале. В отдельных случаях, особенно при очень большом опережении зажигания (6—7 мм от вмт), возможно прогорание днища поршня или оплавление его головки. Дело в том, что при высоких температурах механические свойства алюминиевых сплавов, из которых изготовляются поршни, резко снижаются. В лаборатории завода при проведении стендовых испытаний двигателя ИЖ-56 с поршнями из разных материалов было установлено, что при опережении зажигания свыше 5мм до вмт и при бедной рабочей смеси поршень прогорает через 1-^-2 мин. работы двигателя на оборотах максимальной мощности. На фото показан поршень, у которого оплавление го ­ ловки произошло при стендовых испытаниях двигателя без воздушного фильтра при нормальном опережении зажигания. Эксплуатация мотоциклов ИЖ-56 на очень бедной смеси приводит также к «пригоранию» и «закоксовыванию» поршневых колец. Высокая температура вызывает интенсивное образование твердого нагара в канавках поршня, и кольца начинают пропускать газы по стенке ци ­ линдра. В чем же причины обеднения рабочей смеси? На мотоцикле ИЖ-56 стоит карбюратор К-28Д, у которого главный жиклер имеет пропускную способность 182 ± 2,5 см 3 /мин. Известно, что правильное образование горючей смеси в значительной мере зависит от конструкции воздушного фильтра. Поэтому недопустимо устанавливать фильтр другой конструкции или главный жиклер иной пропускной способности (например, от ИЖ-49), а также эксплуатировать мотоцикл без фильтра. Рабочая смесь обедняется также при засорении системы питания (краника, поплавковой камеры, жиклеров), соскакивании защелки и западании регулировочной иглы карбюратора; «подсос» воздуха под впускной патрубок цилиндра (если плохо затянуты гайки или повреждены прокладки) и ослабление винтов крепления заглушек цилиндра, неплотная посадка и затяжка воздушного фильтра тоже могут явиться причиной обеднения смеси. Если во время езды при резком поднятии дроссельной заслонки карбюратора двигатель начинает глохнуть, то можно считать, что признак переобеднения смеси налицо. Мотоциклисты часто судят о ее составе по цвету «юбочки» изолятора запальной свечи. При нормальной смеси «юбочка» имеет коричневый цвет, при богатой — черный, при бедной — серый или белый. Владельцам ИЖ-56 надо знать, что при свече А-11-У этим способом можно пользоваться после пробега 5—10 км на скорости не ниже 60 км/час. Методики регулировки карбюратора мы здесь не касаемся, так как она подробно изложена в инструкции. КАКИЕ СВЕЧИ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ, КАКОЙ БЕНЗИН ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МОТОЦИКЛЕ ИЖ-56! Такой вопрос часто задают в письмах. Двигатель ИЖ-56 имеет степень сжатия 6,4—6,7. Это обеспечивает бездетонационную работу на бензине А-66. Применение бензинов с более высоким октановым числом, например автомобильных А-72, А-74 или авиационных Б-70, Б-74, благоприятно сказывается на24 работе двигателя. При составлении рабочей смеси (бензин — масло) рекомендуются различные автолы. Значительно лучшие результаты при эксплуатации можно получать, применяя авиационные масла МК и МС. Это повышает долговечность двигателя, уменьшает стуки. Теперь о свечах. По тепловой характеристике лучше всего подходит свеча А-11-У (ГОСТ 2043—54). Но можно применять и «холодные» свечи типа А-8-У. Следует лишь помнить, что они имеют склонность к замасливанию и поэтому чаще выходят из строя. Пользоваться свечами более «горячими», чем А-11-5, например А-14-У, не рекомендуется, так как они быстро перегреваются, а вслед за этим возникают калильное зажигание и детонация. Нередко мотоциклисты сталкиваются с таким вопросом: КАКИЕ МАСЛА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПЕРЕДНЕЙ ВИЛКЕ И ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКЕ! Согласно инструкции для нормальной работы гидравлических амортизаторов передних вилок необходимо заливать 150 см 3 смеси, состоящей из 75% трансформаторного масла (ГОСТ 782—53) и 25% автола АК-10, Такая смесь наименее чувствительна к колебаниям температуры. В зависимости от времени года и температуры процентное соотношение будеТ^меняться. Например, в жаркое лето необходимо уменьшать долю трансформаторного масла, можно даже ограничиться чистым автолом. Зимой следует уменьшать долга автола. Если нет трансформаторного масла, амортизационную смесь можно составить из автола и керосина, из автола и веретенного или турбинного масла, причем соотношение между ними надо устанавливать опытным путем в зависимости от температуры. Для этого следует постепенно добавлять керосин, веретенное или турбинное масло, пока вилка не будет работать нормально. Эти рекомендации в такой же мере относятся ик задней подвеске мотоцикла ИЖ-56. КАК СОХРАНИТЬ ШИНЫ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ДОЛЬШЕ СЛУЖИЛИ НА МОТОЦИКЛЕ! Этот вопрос волнует всех владельцев мотоциклов. Главное, что надо помнить: езда на спущенной шине, даже кратковременная, полностью выводит покрышку и камеру из строя; покрышка оказывается «изжеванной», внутри вылезают нити корда, отремонтировать ее уже невозможно. У камеры может вырвать вентиль, иногда она даже разрывается пополам. Сокращает срок службы шин недостаточное давление и частое резкое торможение. Иногда для повышения проходимости на колеса надевают цепи. Мотолюбителям надо знать, что они, как правило, повреждают покрышки. Для уменьшения износа шин очень важно, чтобы колеса мотоцикла находились в одной плоскости (у мотоцикла без коляски это, кроме того, повышает устойчивость, особенно при езде по песку или грязи). Губительно отражается на долговечности шин неправильная установка коляски. Она может привести к их полному износу через 5—6 тыс. к м пробега. Коляску нужно регулировать точно по инструкции, не допускать перекосов колес.При езде надо пользоваться одновременно передним и задним тормозами. Поскольку покрышка заднего колеса изнашивается сильнее, рекомендуется через 3—4 тыс. км пробега переставлять колеса или покрышки. Чтобы уменьшить истирание камеры, внутреннюю поверхность покрышки перед монтажом посыпают тальком. При монтаже шин нужно очень осторожно действовать лопатками, иначе очень легко повредить камеру. КАК ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ТОРМОЗОВ! Изношенные тормозные накладки (когда полностью использован запас регулировки) начинают работать ненадежно. Это объясняется тем, что при полном повороте кулачка колодки отжимаются очень мало. Существует простой способ продления срока их службы. Для каждой колодки вырезают из 1-миллиметровой стали полоску размером примерно 42 X 18 мм и накладывают на рабочий торец колодки, соприкасающийся с кулачком. Для закрепления концы полосок отгибают внутрь. Кулачок тормоза устанавливают горизонтально и ставят колодки на место, а затем регулируют тормоза. Некоторых мотолюбителей интересует, КАК ПРАВИЛЬНО И БЫСТРО ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ! После пуска двигатель полагается прогреть. Резкое увеличение оборотов холодного двигателя недопустимо. В этом случае поршень нагревается и расширяется значительно быстрее холодного цилиндра, уменьшается тепловой зазор между ними ц возможно заклинивание поршня. Бывает, что мотоциклисты для более быстрого прогрева доводят холостые обороты двигателя до недопустимо высокого уровня резким открытием дроссельной заслонки. Систематическое применение этого способа может вывести из строя подшипник нижней головки шатуна. Коленчатый вал двигателя ИЖ-56 неразборный, поэтому разрушение этого подшипника требует полной замены дорогостоящего коленчатого вала. Изучение поступивших на завод рекламаций показывает, что указанный дефект возникает чаще всего осенью и зимой, т. е. связан с неправильным прогревом двигателя. Специальным исследованием установлено, что разрушение роликоподшипника нижней головки шатуна происходит при 6000 об/мин и выше. Такие высокие Поршень двигателя ИЖ-56. вышедший из строя при стендовых испытаниях двигателя без воздушного фильтра.обороты двигатель может развить при работе на холостом ходу с полностью открытой дроссельной заслонкой или на большой скорости. В этих случаях окружная скорость роликов достигает такой величины, при которой не обеспечивается нормальная смазка, возникает сухое трение, повышается температура деталей подшипника и, наконец, при движении на Iи II передачах наступает разрушение роликов (см. фото). Таким образом, для долговечной и надежной работы коленчатого вала необходимо правильно прогревать двигатель, не давать высоких оборотов холостого хода, не превышать рекомендуемой в инструкции скорости движения на каждой передаче.Так выглядит подшипник нижней головки шатуна двигателя ИЖ-56, разрушившийся при 6500 об/мин. МНОГИЕ СПРАШИВАЮТ, КАК ПОДГОТОВИТЬ МОТОЦИКЛ ИЖ-56 К ДЛИТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ! Осенью, перед тем как поставить мотоцикл в гараж, его обычно моют. При этом вода может попасть в воздушный фильтр под правую крышку картера и даже в цилиндр, а в дальнейшем — вызвать коррозию деталей, не защищенных специальным покрытием, в частности ко ­ ренных подшипников, деталей генератора. Отмечено, что при эксплуатации мо ­ тоцикла без длительных стоянок этих дефектов не бывает. Чтобы предупредить коррозию коренных подшипников и других деталей, рекомендуется после мойки мотоцикла снять защитные шторки карбюратора, воздушный фильтр и правую крышку картера и тщательно удалить влагу сухой тряпкой. После этого поставить все эти детали на свои места и прогреть двигатель, чтобы испарились остатки влаги. Затем следует снять цилиндр, залить автол через отверстия в картере к коренным подшипникам, собрать двигатель, вывернуть свечи, залить в цилиндр 20—40 г автола и несколько раз провернуть коленчатый вал от кикстартера. Хромированные и цинкованные детали мотоцикла — руль, выхлопные трубы, спицы, все гайки и т. д. — можно покрыть обычным автолом при помощи кисточки. Мы надеемся, что приведенные здесь советы помогут мотолюбителям правильно эксплуатировать мотоциклы ИЖ-56; Инж. В. РОЖНОВ, начальник Центральной лаборатории по испытанию мотоциклов, инж. В. АБРАМЯН, нештатный корр. журнала «За рулем». г. Ижевск.