//л,Азбука" гонок о гаревой дорожкег : >- .•В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта, тренер сборной команды СССРОяды спортсменов, выступающих в • мотогонках по гаревой дорожке , за последнее время пополнились молодыми гонщиками. Все они горят желанием поскорее добиться успехов, но не каждый из них представляет себе особенности и трудности вождения мотоцикла на короткой 400—500-метровой дорож ­ ке. Об этом мне хочется рассказать молодым мотоциклистам, решившим посвятить себя гаревым гонкам, Сравнительно небольшой вес (82 — 93 кг) и большая, до 50 л. с , мощность мотоцикла, предназначенного для гонок по гаревой дорожке , создают условия, при которых быстрота движения в основном зависит от искусства самого гонщика и не ограничивается техническими возможностями машины. Рассмотрим важнейшие элементы гонок. Старт в соревнованиях на гаревой дорожке имеет свои особенности. По правилам, участникам дается две минуты на выезд к старту, поэтому не все гонщики выезжают одновременно. В ожидании опаздывающего целесообразно наклонить мотоцикл вправо, на подножку, с тем, чтобы заднее колесо приподнялось над дорожкой . При этом следует отпустить рычаг выжима сцепления, предохраняя таким образом диски от перегрева. Чтобы не пропустить момент старта, нужно быть предельно внимательным и, въезжая в стартовое поле, держать, как говорят спортсмены, «ровный газ», повернув ручку примерно на 60%. Нельзя, как это делает большинство молодых гаревиков, в стартовом поле «играть» ручкой газа: старт может бытьдан в тот момент, когда она прикрыта, и тогда противник уйдет вперед на 2—3 метра. Очень важно занять правильное положение перед стартом — наклонить кор ­ пус вперед и таким образом загрузить переднее колесо. Если этого не сделать, то машина «встанет на дыбы», т. е. на заднее колесо, а то и перевернется. По этой же причине не следует резко бросать ручку газа. Такая горячность приводит к излишнему буксованию заднего колеса и медленному разгону мо ­ тоцикла. Отпускание рычага сцепления должно производиться сначала медленно, а затем с нарастающей быстротой. Как правило, старт в гаревых гонках дается при помощи стартовой машины с резиновым шнуром или лентой, протянутой поперек дорожки на уровне оси колес. При нажатии на кнопку лента моментально взлетает вверх. Но на какие-то доли секунды края ее начинают двигаться раньше, чем середина. Поэтому на старте гонщик должен смотреть вправо на края ленты, После старта гонщик, набирая скорость, начинает отклоняться назад, стараясь загрузить заднее колесо, причем и здесь может возникнуть опасность перевертывания машины назад. Во избежание этого, не надо перемещаться на задний щиток мотоцикла. Прохождение поворотов — второй, Неправильное иправильное положение руки гонщика на ручке газа.наиболее важный момент гонки. В каждом заезде спортсмен преодолевает восемь поворотов. И вот здесь-то особенно много зависит от того, как владеет гонщик ручкой газа. При обычной езде на мотоцикле, в шоссейно-кольцевых гонках и кроссе, руки мотоциклиста располагаются почти под прямым углом к рулю (см. рис.). Однако такое положение рук (особенно правой) совершенно недопустимо при вождении гаревых мотоциклов. Здесь правая рука до локтя должна располагаться почти в том же направлении, что и правая часть руля (см. рис.). Правый локоть гонщика приподнят и смещен вперед, Положение кисти правой руки хорошо видно на рисунке. Она лежит как бы вдоль ручки газа, при этом большой палец не полностью охватывает ее. При таком положении ручка поворачивается не кистью — опусканием и приподниманием локтевого сустава, — а только лишь вращением руки до локтя (по своей «оси»). Это дает возможность гонщику чрезвычайно быстро изменять число оборотов двигателя и осуществлять поворот руля, что крайне необходимо в условиях напряженной борьбы и быстро меняющихся ситуаций на поворотах. Левую руку гонщик может располагать на руле так, как это ему наиболее удобно. Повороты в гонках на гаревой дорож ­ ке производятся с заносом машины иСтальной башмак ПРАВИЛЬНО