28
29
«СИМСОН», МОДЕЛИ 1962 ГОДАародное предприятие Симеон в Зуле (ГДР) осуществило очередную модернизацию выпускаемых им мопедов и мотороллеров, образцы которых были представлены весной 1962 года на международной ярмарке в Лейпциге. В новом мопеде «Симеон» обращает на себя внимание, прежде всего, полностью измененная передняя вилка (рис. 2). Она выполнена сварной, гораздо более прочной, чем раньше. Маятниковая подвеска переднего колеса расположена в сайлент-блоках и не требует никакого ухода. Ход рессоры, который уже при прошлогодней модернизации был увеличен до 60 мм. в новой конструкции доведен до 72 мм. В сочетании с маятниковой подвеской заднего колеса, удобным качающимся седлом и большими пневматикамн все это дает значительное улучшение ездовых качеств мопеда, который постепенно приобретает характер транспортного средства, пригодного не только для коротких расстояний, но и для дальних туристских поездок. В старой модели мопеда «Симеон» нередко вызывало нарекания владельцев отсутствие возвратной пружины у откидной стойки, которую приходилось приподнимать ногой. В новой модели откидная стойка выполнена из алюминиевого литья и снабжена возвратной пружиной. Устранены также недостатки, которые были свойственны багажнику старой модели. Конструкция его полностью пересмотрена и снабжена теперь резиновой натяжной лентой, которая облегчает укладку багажа и устраняет неприятные шумы, характерные для прежней модели. Несколько увеличена мощность двигателя мопеда. Маленький двухтактный двигатель, выполненный в одном блоке с двухступенчатой коробкой передач, развивает теперь мощность 1,8 л. с. при 5000 об/мин, т. е. на 0,3 л. с. больше, чем в прежней модели. Повышение мощности достигнуто некоторым увеличением степени сжатия (до 7,5) и изменением фаз газораспределения. Степень сжатия увеличена благодаря использованию головки цилиндров от двигателя КР-50, выпускаемого тем же предприятием для мотороллеров. Заметно улучшилась динамика разгона мопеда, что становится все более важным качеством в условиях возрастающей плотности и интенсивности уличного движения. Испытаниями установлено также и определенное улучшение показателя средней скорости мопеда на больших дистанциях. Расход топлива при этом возрастает весьма незначительно; он составляет около 2 литров на 100 км пробега. Кроме названных изменений, в конструкцию мопеда внесены отдельные мелкие усовершенствования (более удобная рукоятка газа, противоослепляющее устройство и др.). Существенные усовершенствования введены также в конструкцию выпускаемого народным предприятием Симсон мотороллера КР-50. Наиболее значительное из них — введекие • новой амортизационной стойки (телескопа) в подвеске заднего колеса (рис. 1), благодаря чему прежде всего увеличен ход рессоры (с 50 мм до 85 мм). Новая амортизационная стойка имеет не гидравлическую амортизацию, применяемую обычно, а фрикционное амортизационное устройство. Это устройства, почти неНуступающее по споей эффективности гидравлическим амортизаторам, имеет то неоспоримое преимущество, что по чти не требует ухода; здесь нет уплотнений, не приходится заботиться о по терях и подтекании рабочей жидкости. как это часто бывает в гидравлических амортизаторах. Новое амортизационное устройство состоит из полированной стальной тру бы с направляющей втулкой, штока поршня с конусом на конце, трех фрикционных сегментов (выполненных из материала, идущего обычно на тормоз ные накладки) и цилиндрической нажимной пружины. Последняя постоянно прижимает три фрикционных сегмента к конусу поршневого штока ик внутренним стенкам стальной трубы. Когда амортизационная стойка сжимается, шток с пружиной и фрикционными сегментами перемещается кверху. Возникающая между стенкой трубы и фрикционными сегментами сила трения стремится при этом сдвинуть фрикционные сегменты к более слабой стороне конуса. Сила трения, следовательно, зависит только лишь от преднатяга пружины. Вследствие этого гасящее действие амортизационой стойки при ее сжимании весьма невелико. При разжимании амортизационной стойки поршневой шток движется вниз, и три фрикционных сегмента благодаря преднатягу пружины и возникшей между ними и трубой силе трения прижимаются к конусу и таким образом также ик стенке трубы. При этом сила трения увеличивается в 4—5 раз по сравнению с той, которая возникает при сжимании стойки. Возможность блокирования устройства устраняется соответствующим подбором угла конуса. Когда заднее колесо мотороллера попадает на ровное место (и трубы телескопа возвращаются в исходное положение). размещенная за фрикционными сегментами винтовая пружина упирается в направляющую втулку и сжимается на несколько миллиметров. Благодар я этому фрикционные сегменты прижимаются к конусу ик стенкам трубы сильнее, процесс разжимания телескопа резко тормозится; этим устраняется «выскакивание» в конце хода разжимания. Имеющийся на конце поршневого штока резиновый буфер обеспечивает тот же эффект при сжимании. Новый амортизатор не требует никакого ухода. Бели после длительной эксплуатации его гасящее действие несколько уменьшается, то его легко можно восстановить, развинтив стойку и очистив ее внутреннюю полость от мелких частиц, образовавшихся в результате истирания. Другим конструктивным мероприятием, направленным к уменьшению работ по техническому обслуживанию мотороллера, является введение в конструкцию задней маятниковой подвески неизнашнваемых силент-блоков. Одновременно маятнику придана новая форма, благодаря чему он стал жестче и не подвержен перекосам. Так же какив мопеде, в новом мотороллере «Симеон» изменена конструкция откидной стойки; вместо трубчатой откидной стойки устанавливается штампованная, гораздо более надежная. Передняя вилка мотороллера «Симсон» модели 1962 года очень близка по конструкции к описанной выше передней вилке мопеда; ход рессоры и здесь составляет 72 мм. Cvxofl вес мотороллера снижен с 68 до 65 кг.Р ис . 1. Автомобиль <"Сааб-96», модель L962 года. на 1 кгм. Максимальная мощность двигателя теперь равна 52 л. с. при 5000 об/мин, а максимальный крутящий момент — 9,5 кгм при 3500 об/мин. Вместо одного карбюратора установлены три — это обеспечивает лучшее приготовление смеси и большую эластичность работы двигателя. Наиболее радикальному изменению подверглась система смазки двигателя. Если до сих пор смазка двухтактных двигателей «Сааб» осуществлялась маслом, поступавшим в смеси с топливом,Р ис . 2. Система смазки двигателя. то в новом двигателе применена раздельная система подачи масла и топлива (рис. 2). Из отдельного масляного бачка емкостью 3л масло течет в масляный насос, приводимый от коленчатого вала. Насос подает масло под давлением к подшипникам двигателя и стенкам цилиндров по отдельным, влитым в цилиндры трубопроводам. Одной заправки хватает при этом на пробег автомобиля от 1500 До 2000 километров. Уровень масла в бачке можно легко контролировать благодаря наличию на внешней его стороне прозрачного индикатора; при нарушениях подачи масла загорается контрольная лампочка на щитке приборов автомобиля. На двигателе установлены специальные свечи, исключающие возможность образования нагара и возникновения так называемого калильного зажигания. Как ив прежних моделях автомобиля «Сааб», привод от двигателя осуществляется на переднюю ось; сцепление сухое, однодисковое, коробка передач — четырехступенчатая, полностью синхронизированная (передаточные числа 3.562,09 — 1,28 — 0,84, задний ход — 2,92). Автомобиль имеет независимую подвеску передних колес с поперечными рычагами и винтовыми рессорами, а также стабилизатор поперечной устойчивости. На передних колесах применяются дисковые тормоза, на задних — обычные, ба рабанного типа. Максимальная скорость автомобиля — 145 км/час. Рис. 3. Индикатор уровня масла.СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «СААБ-96»Р ис1 (вверху). Амортизационная стойка. Р ис . 2. Передняя вилка мотоцикла «Симеон».Ралли Монте-Карло в нынешнем году было выиграно шведскими спортсменами Э. Карлсоном и Г. Хегбомом на автомобиле «Сааб-96» новой модели, выпуск которой начат в первые месяцы нынешнего года. Новая модель внешне мало отличается от прошлогодней, но в двигателе ив трансмиссии автомобиля произведены существенные изменения. Рабочий объем трехцилиндрового двухтактного двигателя «Сааб-96» увеличен с 748 смЗ до 841 см 3 , а степень сжатия снижена с 9,8 : 1 до 9,0 : 1. Несмотря на снижение степени сжатия, мощность двигателя возросла на 7 л. с , а крутящий момент28 ЛИСТОВАЯ РЕССОРА С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМНа седельных тягачах «Мак Траке» (США) применена комбинированная передняя подвеска на листовых рессорах о пневматическими элементами, установленными между рессорами и лонжеронами рамы автомобиля. При движении без груза вес автомобиля воспринимается только листовыми рессорами. С увеличением нагрузки на переднюю ось в пневматический элемент из ресивера тормозной системы автоматически поступает воздух, давление которого увеличивается пропорционально увеличению нагрузки. Система имеет инерционное устройство, предотвращающее излишний расход сжатого воздуха при кратковременных нормальных изменениях нагрузки, создаваемых неровностями дороги. Комбинированная подвеска позволила отказаться от применения толкающих штанг, необходимых при безрессорной пневматической подвеске. Она обеспечивает улучшение ездовых качеств автомобиля и облегчает работу водителя./#*^£^^<А££^ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТОЯНОЧНЫЕ ТОРМОЗАДля обеспечения безопасности стоянки большегрузных автопоездов и автобусов на косогорах одна из западногерманских фирм начала выпускать тормозные башмаки, которые укрепляются под кузовом автомобиля или полуприцепа. Они имеют пневмогидравлический привод, управление которым осуществляется из кабины водителя. При остановке автомобиля на крутом спуске или подъеме водителю достаточно нажать кнопку, чтобы башмаки задвинулись под задние колеса.МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙК открытию Весенней ярмарки в Лейпциге народное предприятие «Автомобильный завод в Цвиккау» (ГДР) приурочило начало выпуска микролитражных автомобилей «Трабант» модели 1962 года, отличающихся рядом существенных усовершенствований. Модернизация коснулась в основном коробки передач, подвески силового агрегата и внутреннего убранства салона автомобиля; введены также и другие, более мелкие усовершенствования. В результате достигнуто ощутимое повышение динамических качеств и комфортабельности автомобиля, улучшено также и управление им. Характерно, что, к ак подчеркивает в большой статье, посвященной описанию новой модели, журнал «Крафтфарцойгтехник», в основу проведенной модернизации был положен не только опыт эксплуатации автомобилей «Трабант», но и тщательный анализ технических результатов многочисленных соревнований по ралли, в которых эти автомобили участвовали в последние годы. Так, например, указывается, что изменения, произведенные в коробке передач, почти полностью продиктованы опытом спортивных соревнований. Вместо применявшейся раньше коробки с кудаччовыи и муфтами на «Трабанте» 1962 года устанавливается новая, полностью синхронизированная коробка передач, показанная на рис. 1. Картер коробки выполнен разъемным и состоит из верхней части 1и нижней части 2, что облегчает поузловой монтаж коробки и обеспечивает существенные удобства как в изготовлении, так и при ремонте. В верхней части картера коробки передач размещаются элементы механизма переключения и промежуточная шестерня заднего хода 3. Такое решение упро«ТРАБАНТ»щает включение заднего хода при помощи поводка 4; изменение конструкции и расположения ведущего валика 5и вилки 6 переключения первой и второй передач обеспечивает значительное увеличение срока службы коробки и снижает шумность в работе. Чтобы упростить конструкцию и освободить водителя от лишних операций, было решено установить свободный ход лишь на прямой передаче. Наличие синхронизаторов обеспечивает легкий переход с четвертой передачи на третью; при трудных же дорожных условиях скорость движения все равно должна быть снижена. Новая коробка передач отличается высокой степенью стандартизации и унификации деталей. Так, если на прежней коробке из восьми применявшихся подшипников семь было разнотипных, то на новой имеется 7 подшипников четырех типов. Другим существенным усовершенствованием является снижение шума двигателя, достигнутое благодаря изменению подвески всего силового агрегата на шасси. В результате длительных экспериментов найдены новые, более благоприятные точки крепления двигателя на шасси (рис. 2). Перемещение точек крепления и усиление резиновых подушек настолько снизило шум двигателя, что в этом отношении новый «Трабант», по отзывам прессы, превосходит такие западногерманские автомобили, как например «НСУ-Принц» и «ДКВ-Юниор». Многочисленные изменения произведены во внутреннем оформлении кузова. Двухцветная фигурная обивка дверей и сидений придает салону нарядный вид, чему способствует также изготовление щитка приборов из белой пластмассы. Рис. 1. Коробка передач автомобиля «Трабант».РУЧНАЯ БЛОКИРОВКА ДИФФЕРЕНЦИАЛАНовая система блокировки дифференциала применена на канадских грузовых автомобилях «Гиттар». В тяжелых дорожных условиях при буксовании одного из колес водитель посредством небольшого рычага на щитке приборов может выключить дифференциал, обеспечивая таким образом одинаковый крутящий момент на всех ведущих колесах. У трехосной модели одновременно блокируется и межосевой дифференциал. Система блокировки работает по принципу обычного дискового сцепления, в котором «ведущие» диски соединены с коробкой дифференциала, а «ведомые» — с полуосью. Посредством электрогидравлического привода диски прижимаются друг к другу, блокируя коробку дифференциала с полуосью и ограничивая таким образом действие дифференциала. По утверждению канадских специалистов, такая ручная система управления блокировкой устраняет чрезмерные напряжения и удары, возникающие в самоблокирующихся дифференциалах.Р ис . 2. Крепление двигателя автомобиля «Трабант».