!)*?.*.'ЯР'; .i t \ idsmо последнего времени изделия ШяуДляйского завода были известны главным образом юным велосипедистам, высоко оценившим достоинства подросткового «Орленка» и детской «Ласточки». Скоро с продукцией этого предприятия смогут познакомиться и люди более зрелого возраста. В большой семье советских мотоциклов появился младший брат — мопед «Рига», на котором установлен двигатель Ш-50, изготовленный в Шяуляе. Корреспондент журнала «За рулем» обратился к главному инженеру завода Феликсу Асинкритовичу Шляпникову сВ моторном цехе Шяуляйского завода.просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся развития производства малолитражных мотоциклетных двигателей. Сколько мопедных выпускать завод? двигателей будетПервые двигатели на заводе собрали в памятные дни, когда в Москве начал работать XXII съезд КПСС. Это был трудовой подарок нашего коллектива родной партии (мотор, имеющий первый заводской номер, стал теперь экспонатом республиканского историко-революционного музея). В 1961 году мы смогли изготовить 25 двигателей, а в нынешнем сойдут с конвейера уже 30 тысяч. Наращивая темпы, завод рассчитывает к концу семилетки увеличить производство до 250 тысяч и полностью обеспечить рижский завод «Саркана Звайгзне», выпускающий мопеды, надежными, экономичными двигателями. Это будет нашим вкладом в выполнение программы строительства коммунизма, намеченной XXII съездом КПСС. Каковы возможности повышения мощности предприятия? 250 тысяч моторов в год — цифра совершенно реальная. Больше того, я уверен, что она будет превышена. Жизнь часто вносит поправки в планы. Например, новый корпус, где разместился цех двигателей, строился вначале для сборки велосипедов. Но коллектив смог расширить их выпуск на старых площадях, а здесь решил освоить другую продукцию и создал своеобразный завод в заводе. Если приглядеться, то можно заметить, что он не похож на существующие моторостроительные предприятия. Особенность его — в компактности. Производство всех деталей двигателя, начиная от литья и кончая сборкой на конвейере, сосредоточено в одном корпусе. Это позволило избежать сложной межцеховой транспортировки деталей. Кстати, их не так уж мало, как может показаться с первого взгляда. «Организм» пятидесятикубового Ш-50 включает более 150 деталей, причем только 18 завод получает со стороны, а остальные делает сам.Теперь о наших резервах. Технический уровень производства очень высок, хотя нам еще, к сожалению, мешают болезни роста. В использовании всех возможностей новейшего оборудования и прогрессивной технологии кроются большие резервы увеличения выпуска двигателей. Кроме того, мы начинаем строительство следующей очереди моторного корпуса, который удвоит мощность цеха. Ввод его в строй намечен на конец семилетки. Одновременно мы создаем надежную проектно-технологическую базу. В ближайшее время будет" завершено сооружение большого инженерного корпуса, где разместятся конструкторские бюро, заводская лаборатория и другие технические службы. Главной же гарантией выполнения намеченных планов являются кадры завода. Правда, у людей нет еще необходимого опыта, не хватает знаний. Но каждый рабочий, каждый инженернотехнический работник трудится с энтузиазмом. Всех нас вдохновляет великая программа коммунистического строительства. Мы знаем, что наша продукция предназначена для улучшения быта советских людей, она должна помочь им в труде и отдыхе. Это придает нам силы.Каким оборудованием вый цех?оснащен ноЯ уже говорил о главной особенности производства — его компактности. Размещение всех отделений — литейного, механического, термического и сборочного — й одном корпусе потребовало разработки специальной технологии, базирующейся на высокопроизводительном, порой уникальном оборудовании. Литейное отделение нового цеха отличает весьма высокий уровень механизации. Людей здесь очень мало, их легко пересчитать по пальцам. Основная работа возложена на механизмы — это машины для литья под давлением, плавильные электропечи и т. д. В механических отделениях можно увидеть самое совершенное станочное оборудование и оснастку. Эмблемы крупнейших машиностроительных заводов стоят на этих станках. Московский12