станкостроительный имени Орджоники ­ дзе, Стерлитамакский имени В. И. Л ени ­ на, Харьковский завод агрегатных станков, Одесский, Горьковский, Вильнюсский «Жальгирис» изготовляли станки для нашего нового производства. Все эти машины новейших отечественных моделей имеют загрузочные механиз ­ мы, автооператоры, приборы активного контроля и включены в поточные линии. Н еменее эффективно оснащается термическое отделение, г де предусмотрены газовая цементация деталей двигателя в шахтной электропечи, а закал ­ ка — в электрическомконвейерномаг ­ регате. С борка узлов осуществляется на кон ­ вейере спомощью электрифицированного инструмента. Многопозиционные стенды служат здесь для испытания собранных моторов,На конвейере сборочного участка трудятся Стефа Андришите (справа), Л айма Адомайтеме и Дануте Шсмнуте. Бригада девушек борется зазвание коммунистической. Фото А. Андросова.Мопедный двигатель Ш-50НА ногим читателям журнала знаком пя" • тидесятикубовый веломоторчик Д-4. Неприхотливый и надежный, он верно служиттем , к то ездит на мотовелосипедах отечественных марок. Однако Д-4 оказался непригоден для мопеда, к нему предъявляются более серьезные требования. Примерно при том же рабочем объеме цилиндра он должен иметь больш ую мощность и коробку передач. Кроме того, двигатель должен хорошо «вписываться» в ходовую часть мопеда. Этим требованиям отвечал мотор «Ява-552», который был взят за образец при разработке конструкции . Двигатель советского мопеда «Рига получил название Ш-50. Вот его кратк ая техническая характеристика . Сверлильный агрегат для корпусных деталей двигателя обработки Ш-50. Рабочий объем цилиндра . . 49,8 мм Диаметр цилиндра . . . . 38 мм Ход поршня . . 44 мм Степень сжатия 7,5 Макс, мощность 1,5 л. с. при 4250 об/мин. Расход топлива 1,7 л на 100 км пути Вес (без педали) 9,5 кг тирован новый глушитель, объединенный с воздухофильтром. Испытания его начнутся вближайшее время. Следующим этапом явится создание трехступенчатой коробки передач икик стартера, По всей видимости, модернизированный двигатель будет установлен на микромотороллере «Вента», констр укция которого создана на рижском заводе «Саркана Звайгзне».А. ПЕТРАУСКАС, главный конструктор завода.Со временем ленточные и винтовые конвейеры, автопогрузчики и электрот ележки свяжут все отделения цеха. Более 90 процентов всего объема погрузочно-разгрузочных работ будет осуществляться механизированными средствами. У колыбели нашего нового производства стояли велостроители. П о правде говоря, освоение второй специальности далось им не легко. Пришлось переучи ­ ваться: ездить на мотозаводы, набираться опыта. Н о труд этот не пропал да ­ р ом . Теперь уже очень скоро мы смо ­ ж ем удовлетворить потребности населения влегком , н адежноммоторном транспорте.1Д*1 | и , I ||Одноцилиндровый двухтактный Ш-50 обладает, к ак это видно из характери ­ стики, легкостью и экономичностью. Но это еще не все его достоинства. Наклонное расположение цилиндра дает возможность удобно монтировать двигатель на раме. Ш-50 отличается простотой обслуживания, легкостью запуска и остановки, наконец, хорошей приемистостью, что очень важно для эксплуатации мопеда в условиях интенсивного городского движения. На двигателе установлен карбюратор К-35. Он обеспечивает экономичность двигателя и надежную его работу. В конструкции воздухофильтра предусмотрена заслонка, облегчающая запуск двигателя в холодное время года. Конструкторы Шяуляйского завода работают над усовершенствованием отдельных узлов двигателя. У же спроекКарбюратор К-35: 1 — крышка дросселя, 2 — пружина. 3 — дроссель, 4 — регулировочный винт. 5 — ж иклер . 6 — поплавковый механизм, 7 — к рышка поплавковой камеры. 8 — у толитель поплавка, 9 — т опливоприемпыйштуцер , 10 — к орпускарбюратора . 11 — н аправляющая троса, 12 — топливный канал , 13 — распылитель, 14 — к анал тормозного воздуха, 15-—эмульсионный колодец, 16 —пробка.Двигатель Ш-50. 1 — свеча, 2 — декомпрессор, 3 — карбюратор. 4 — в оздушныйфильтр , 5 — пробка заливного отверстия, 6 — винт для проверкиуровня масла. 7 — с ливная пробка.13