Обсуждаем статью„От простого — н сложному'ПОДГОТОВКУ ШОФЕРОВ НА НАУЧНУЮ ОСНОВУвторы статьи «От простого — к сложному» безусловно правы, отмечая ряд серьезных методических недостатков в «силовой» схеме изучения программного материала по курсу «Автомобиль». Лет 20—30 назад с ними мирились: слушателями курсов шоферов были люди в большинстве своем с начальным, реже — семилетним образованием, а поэтому и учебный материал приходилось упрощать, излагать его отдельными, порой разрозненными данными, без доказательств и научного обоснования их. Да и устройство автомобилей тех лет было значительно проще, чем сейчас. В современных условиях курсанты автошкол и автомотоклубов имеют в основном восьмилетнее или среднее образование. Им по плечу овладение любыми сложными устройствами в оборудовании новых автомобилей. И этого можно достичь, если в программах учебный материал будет изложен систематично, от простого к сложному, в органической связи каждой вновь изучаемой темы с пройденной ранее. Однако предложенный В. Беспалько и Б. Гельбуртом тематический план требует некоторой корректировки. Мне кажется, что тему «Система смазки» целесообразно излагать сразу после изучения кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя как обобщение рассмотренных ранее основных вопросов по смазке различных механизмов. Думается, что кроме изменения очередности в изложении учебного материала необходимо пересмотреть и содержание отдельных разделов программы, углубить их, базируясь на уровне теоретической подготовки слушателей. Опыт показывает, что курсантам различного общеобразовательного уровня нецелесообразно преподавать предмет по одной и той же программе. Очевидно, имеет смысл комплектовать отдельные группы курсантами, имеющими среднее образование. Материал по устройству автомобиля может быть пройден в этих группах в более сжатые сроки. Здесь можно глубоко и всесторонне изучить круг вопросов, которые входят в программу обучения водителей второго класса. Впоследствии выпускникам может присваиваться квалификация шофера второго класса без дополнительной подготовки. Этим будет сэкономлено много государственных средств. С повышением общего уровня знаний учащихся следует предъявить новые требования ик качеству технической и учебной литературы по устройству автомобилей: материал должен излагаться на более строгой научной основе.ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫпредложенным авторами С простого — к сложному» статьи «От тематическим планом изучения устройства автомобиля я познакомилась еще в 1960 году по книге В. Беспалько «Уроки по изучению автомобиля» и решила применить этот план в практической работе. Сейчас «а него перешли почти все училища профтехобразования Латвии и ряд автомотоклубов республики. Результаты занятий со всей очевидностью говорят о приемлемости предлагаемых изменений в подготовке шоферов. Однако в процессе работы у меня возникло несколько замечаний, которыми и хотелось поделиться с читателями журнала. На мой взгляд, разделять темы «Система зажигания» и «Электрооборудование автомобиля» не следует. Это лишь усложняет обучение и требует увеличения учебного времени. Кстати, надо точно определить и количество часов на каждую тему курса, чего не сделали авторы статьи. А самое главное — пора, наконец, привести в соответствие с программами подготовки и выпускаемые учебные пособия. Большинство из них далеко неполностью отвечает требованиям сегодняшнего дня. В целом же внедрение нового предложения, на мой взгляд, положительно скажется на качестве подготовки специалистов автотранспорта и найдет многочисленных последователей. Т. ЯНУМ, преподаватель. Яунаглона, Латвийская ССР.АГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ — В ПОСЫЛКЕКиевский завод ДОСААФ начал выпускать посылку-набор деталей для постройки гоночной автомодели класса 1,5 см 3 . Заготовка сделана мастером автомодельного спорта С. Казанковым и работниками Центральной лаборатории автомоделизма ЦАМК СССР. В набор входят все [необходимые материалы, подшипники, ведущая и ведомая шестерни, колеса, подмоторная рама, остановочное приспособление, маховик и т. д. Посылка снабжена чертежами и руководством по выполнению основных работ. Из деталей набора-посылки начинающие моделисты смогут легко собрать гоночную модель. Для этого «ужен слесарный инструмент, сверлильный станок или дрель. Все токарные и фрезерные работы выполнены на заводе. Согласно правилам модель будет допускаться к официальным соревнованиям. Посылку можно будет приобрести во второй половине этого года в магазинах учебных пособий и культторгов, а также непосредственно на заводе по заявкам через Управление материально-технического обеспечения ЦК ДОСААФ СССР. Двигатель «МК-16» (1,5 см 3 ) — в магазинах культтоваров и «Юный техник». К. ТУРБАБО.ШОФЕР ИЛИ МЕХАНИК?С введением в программу обучения шоферов элементов инженерно-технической подготовки сложность отдельных тем и разделов курса наверняка возрастет. Это, в свою очередь, потребует увеличения сроков обучения. вместе с тем система эксплуатации автотранспорта, которая внедряется в настоящее время, постепенно приведет к тому, что шофер станет действительно только водителем машины, а все техническое обслуживание, и тем более ремонт автомобилей, будет выполняться специальной службой. В таких условиях те знания по устройству автомобиля, которые предлагают авторы статьи «От простого — к сложному», потребуются не столько шоферу, сколько механику, автослесарю и другим специалистам по уходу, обслуживанию и ремонту автомобиля. Так нужно ли вводить а программу подготовки шоферов «инженерно-технический минимум»? Об этом надо подумать. С другим предложением 8. Беспалько и Б. Гельбурта — знакомить учащихся с механизмами силовой передачи, рулевым управлением, а также элементами техники вождения до начала практических занятий — я полностью согласен. Это обеспечит сознательное и прочное Г. ЯКИМЕНКО, усвоение навыков управления автомобилем — главного в профессии шофера. преподаватель технических А. КАМАНИЦЫН, дисциплин пединститута. преподаватель автошколы. г. Кривой Рог. г. Кострома.По следам неопубликованных писем •НЕДОСТАТКИ УСТРАНЕНЫ Работник автохозяйства «Березанрайона • ское» края И. И. Штомпель Краснодарского Выселковского сообщил редакции о фактах нарушения правил технической эксплуатации автомобилей в этом автохозяйстве. Письмо тов. Штомпеля было направлено для проверки в Краснодарский краевой комитет КПСС. Вот что сообщил редакции журнала заместитель заведующего промышленнотранспортным отделом крайкома тов. Бондарь: «Проверкой подтвердились факты выезда неисправных автомашин из гаража Березанского автохозяйства. Приняты меры по устранению нарушений, проведен техосмотр всех машин. Водители и автомеханики предупреждены о персональной ответственности за техническое состояние автомобилей, выходящих из гаража в рейс».30