карте расстоянию), то при корректи ­ р овкецелесообразно использовать дру ­ гие графикидвижения , к оторые составлены сучетомошибки . Так, на этапе между КВ-12 и КВ-13 расчетная средняяскоростьVCp . равна 44,6 км/час. Д опустим , м ы не учтемпогрешностиприбора , тогда за 4 часа отстанем от графика почти на 4км , или на 5,4 мин . Ч тобыэтого не произошло , у множим величину расчетной среднейскорости на поправочныйкоэффициентК ел. ФАКТ. О н позволит фактическое расстояние перевести в расстояние понашему спидометру: S спид. 182,5 = 1 02 '•ФАКТ. Ксп.фАКТ. -S,»KT. 178,5 = . 2 Для соблюдения заданного режима движения мы должны пройти большее расстояние, в ыдерживаясреднююско ­ рость не 44,6 км/час, а, с учетомэтогокоэффициента , 45,6 км/час. Д вигаясьстакойскоростью , за 4 часа проедемпоспидометру 182,4 км . Это соответствует фактическому расстоянию 178,7 км (S спид: Ке .^АКТ. 182,4 • 0,98). О шибка , вызванная округл ениями расчетных величин, б удетсо ­ ставлять 0,2 км , что вполне допустимо . Т акимобразом , зная ошибкуспидо ­ метра, м ожно заранее скорректировать расчетные средниескоростиирассчи ­ тать соответствующиеимграфики . Следует помнить, что в случае буксо ­ вания ведущихколеспоказаниялюбо ­ г оспидометра не будут соответствовать пройденномурасстоянию . Это подтвер ­ ждается следующим примером . На 2-м зимнем ралли придвижении по гололеду показания спидометра, и меющегопривод от ведущихколес автомобиля «Волга», были на каждые 100 кмбольшефактического расстояния на 2—3,5 км . О шибка увеличивалась, к огда повышалась скоростьи на изви ­ листых дорогахсмногочисленнымипо ­ в оротами . В 1961 году на первенстве Лит ­ вы и первенстве Прибалтикиспидометрнашего «Москвича-407» на песчаных до ­ рогах сглубокойколеей «прибавлял» вследствие буксованияведущих колес 3,5—4,5 км на каждые 100 км . Для устранения подобных ошибок некоторые спортсмены применяют прив одспидометраотпередних управляемых колес. Таковы «сюрпризы», к оторыеможноожидать от спидометров . Часы — п риборболее точный. О ниработаютнезависимо от дорожныхус ­ ловий, но и их нужно выверять заранееи сверять порадио . С точными часами, зная икорректи ­ р уяошибкиспидометра , м ожно чувствовать себяуверенно . К акойбыиз трех известных принци ­ пов ралли мы ни применяли , всегда нужнопомнить , ч то нельзя опережать график «а время , превышающее льготн ое . П ри использовании принциповПСи ДР в случае опоздания на какой - л ибопункт KB или СКВдлявыдерживания заданной средней скорости необходим осмещатьграфик на величину опозт дания от расчетногографика . Новый, смещенный график приобретает для нас силу основногодо этапа спринци ­ п ом ДР или ПР, г деопозданиеможно ликвидировать либо постепенно (ДР), либо полностью , войдя всудейскийгра ­ фик. Как бы тщательно мы ни готовились к соревнованиям, полностью гарантировать себя от ошибоктрудно . Наиболее вероятная из них — о тклонение от за ­ данного маршрута. Если вы своевременно обнаружили, что заблудились, то, возвращаясь назад, запишите величину расстояния довыез ­ да на трассу, чтобы затем , удвоив ее, определить расстояние, к оторое нужно вычесть из показанийспидометра . В некоторых соревнованиях после прохождения каждого участка дают справку с указанием расстояний допунктов СКВ и KB, не обозначенныхв маршрутной карте. Получив такую справку , м ожно после каждого участка подсчитать времяотметкиу начала след ующего участка.Подсчеты надо делать, пользуясь таблицами иарифмометром . Зная сред ­ н ююскорость , расстояние ивремя , н е ­ обходимое для прохождения 1км , нет рудно определить времядвижения на каждом этапе. Таковы основные приемы штурманс ких расчетов, к оторымимыпользуем ­ ся, участвуя в автомобильных ралли. Делясь своимопытом , м ыотнюдь не претендуем на непогрешимостьсужде ­ ний. Н о хочется верить, что начинающиеспортсменысмогут извлечь изнегоне ­ к оторую пользу. Л . ШУВАЛОВ, спортсмен I разряда.г. Вильнюс.ПОЛЕЗНЫЙ УРОК ОБЛАСТНЫМ КЛУБАМ Ралли на первенствои юнеМосковскийгородской автомот оклуб ДОСААФ провел трехдневное автомобильное ралли на первенство Мос квы , которое оказалось поучительным so многихотношениях . Прежде всего оно было интересно, н акпервыйопыт орган изации местного лично-командного сор евнования , содержащего почти все ком ­ п оненты автомобильного многоборья, ч то бывает свойственно лишькрупным ралли республиканскогоили всесоюзного масштаба. Т ут были исложный слалом, и фиг урное вождение, и шоссейные гонкив дневное и ночное время, и соревнования на разгон — т орможение , и , наконец, трудная заключительная гонкапо размытой дождем ипподромнойдорожне . Д ругойважной особенностью этого соревнования была его «многолюдность» — старт приняли 66 экипажей , представлявш ихкоманды не толькоспортивных обществ и ведомств, н ои отдельных районов города Москвы , а также многочисл енныхнизовых коллективов. Среди учас тников было немало мастеров спорта и перворазряднинов, о пытных раллистов, встреча скоторыми была очень полезной для молодых спортсменов. Приехали на соревнования иэкипажииздругих городов — Г орького , Вильнюса иЗапорожья . И, наконец, наиболее ценнымвопытемосквичей явилось то , ч тотрасса , не уступающаяпо длине дистанциии сложности конфигурации трассам нрупных всесоюзных ралли, была проложена лишь строго в пределах одной Московской области, что очень поучительно для организаторов подобных соревнований областного ирайонного масштабов. Правда, здесь не обошлось без ошибок — некоторые участкитрассы оказались чересчур сложными , п очти «кроссовыми», ч тов соч етаниисдождливой погодой привело к большому отсеву участниковв ходе соревнований (более 50 процентов стартов авшихэкипажей сошло с дистанции). В известной мере этот недостаток трассы компенсировался точной ее разметной; во всяком случае, со стороны участников не было жалоб на неточность замеров расстояний между пунктамиконтроля времени, ч то , к ак известно, нередко случается, д ажеи на крупных соревнованиях. К сожалению , о рганизаторами соревнований были допущеныидругие , более серьезные ошибки . Заданные средние скорости были неправомерно высокими , это заставило участников проходить отдельные участки ралли в темпе гонки . Недостаточно четко была отработана и связь сорганамиОРУД — Г АИ , в результате чего некоторые участники потеряли драгоценные минуты (и приобрели, соответственно, ш трафныеочки ! ) в переговорах синспекторамии регулировщ иками столицы по поводу внешнего вица автомобилей, и мевших на себе, разумеется, достаточно заметные следы горячихдорожных баталий. Все эти недочеты иошибки следует, безусловно, учесть в дальнейшем приорганизациии проведении областных соревнований. Но главныйурок , к оторыймосквичи преподали областным и городс ким автомотоклубам, состоит втом , ч то ралли местного масштаба можнои должКМосквыно проводить на высоком спортивно-техн ическом уровне, пролагая в пределах одной области трассу , достаточно длинн ую по дистанцииихорошонасыщенную элементами многоборья . Т ехнические результаты ралли на первенство Москвы следует признать довольно высокими . Правда, н икомуиз учас тников не удалось пройтивсютрассу «на нулях » , н о зато вскоростных соревнованиях многие экипажидостигли весьма впечатляющих показателей. Достаточно сказать , что 11 экипажейиз 29 фини ­ ш ировавших сумели вскоростныхи доп олнительных соревнованиях «уложиться» в двузначныецифры , т о есть набрали менее 100 очков . Н аилучший результ атпо этой зачетной графе (91 очко) показали Э. Н епомнящийи И. Молчанов, выступавшие на автомобиле «Волга». Они неплохо прошлии всю дистанцию (21 «дорожное» очко), став в результате чемпионами столицыпоклассу автомобилей «Волга». В классе автомобилей «Москвич» первенствовали мастера спорта Е. Беретов и В. К роник . Но наибольш ийуспех выпал на долю мастеров спорт а Ю. Лесовского и Р. Чертова, в ысту ­ п авшихв классе специально подготовл енных автомобилей. Они не толькобы ­ ли первымив этом классе, но ипоказа ­ ли абсолютно лучший результат (104 оч ­ на), д остигнутыйпрежде всего благодаря отличномупрохождениютрассы (9 штрафных « д орожных » очков). Эта победа Ю. Л есовскогои Р. Чертова тем более знаменательна, ч товсоревнованиях участвовало неснолько чемпионов страны и призеров первенства СССР. В командном зачете победил сильный коллектив Добровольного спортивного общества «Труд», на второе место вышла команда ДОСААФ. Среди команд районов столицылучшей оказалась команда Ждан овского района. В зачете понизовымколлективам первое место заняла третья команда Московского завода малолитражн ых автомобилей.Ю. КЛЕМАНОВ.На трассе московского ралли.Фото участника соревнований, мастера спорта В. Егорова.27