ПРОТИВОАТОМНАЯ ЗАЩИТА АВТОМОБИЛЕЙ„=„!•£ " ° атомногос ки водородного оружия, по-видимому, вырабатываются вой 4 S^TSSJXSJS^ST ' я ° ° е вой техники от массовых поражении? Хоте л ос^ бы 2^1,J ? предохранить автомобильнуюН Этехнику еот поражающих действийЙ атомного ВПЧНЭШеГОЖУРЛаШОфрСТа ТОМН ГО ^Т?е«е« ГГго ^Ж " К УРбатов и\ Я р осл ав л ° П ри атомном взрыве поражение людей, техники и различного рода сооружений наносится ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, а также в результате радиоактивного заражения местности. Обычно половина всей энергии взрыва приходится на долю ударной волны. Ее разрушающее действие вызывается тем, что волна, встречая на своем пути препятствия, оказывает на них большое давление. Современные образцы автомобилей, как указывает иностранная печать, могут выдержать избыточное давление ударной волны до 0,35 кг/смЗ. Такое давление может возникнуть при воздушном взрыве (в зависимости от высоты и рельефа местности) на расстоянии около двух километров от эпицентра взрыва боеприпаса мощностью 20 тыс. тонн. Детали и узлы автомобиля по-разному переносят воздействие ударной волны. Наиболее прочными являются такие агрегаты, как двигатель, передний и задний мосты, трансмиссия и т. д. Менее стойки борта кузова, кабина, крылья, капот двигателя,ч радиатор, облицовка радиатора. Ударной волной могут быть сорваны или повреждены капот, крылья, кабина, топливный бак, кузов. Воздействие светового излучения на незащищенную машину может привести к возгоранию обшивки сидений, тентов и чехлов, а также к обугливанию открытых деревянных частей, обгоранию краски и оплавлению металла. Степень поражения световым излучением зависит от времени его воздействия, метеорологических условий и расстояния, на котором находится автомобиль от центра взрыва. Действие светового излучения в туман, дождь, снегопад уменьшается. По сведениям иностранной печати, сухое дерево возгорается на расстоянии 1300 м, брезент — 1200 м, сухое сено — до 3,5 км от эпицентра взрыва. Проникающая радиация и радиоактивные вещества вредного действия на автомобиль не оказывают. Однако, во избежание поражения людей, они должны быть удалены с поверхности машины. Степень зараженности автомобиля определяется с помощью дозиметрических приборов (рис. 1). Как защитить автомобиль от поражающих действий атомного взрыва? Прежде всего в защитных целях следует использовать естественные укрытия. Лощины, овраги, карьеры и другие складки местности, лесные массивы в значительной степени снижают эффективность действия взрывной волны и светового излучения. Наилучшими защитными свойствами обладают молодой лиственный лес и густой кустарник. При расположении автомобилей в указанных местах необходимо избегать узких и прямых лощин, оврагов, просек и вырубок. Также нецелесообразно использовать в качестве прикрытия стены деревянных и кирпичных жилых зданий, так как их прочность не велика, и при разрушении они могут серьезно повредить машину. Железобетонные здания и сооружения промышленного назначения могут служить достаточно надежным прикрытием от действия ударной волны. 22 Наиболее надежным и эффективным способом защиты автомобиля от действия всех поражающих факторов являются (инженерные сооружения, которые, правда, весьма трудоемки в строительстве. Например, чтобы сделать укрытие для автомобиля ГАЗ-69 размером 3,4X2, 4 X2 , потребуется вынуть 3 28 м грунта. (На рис. 2 показано укрытие котлованного типа на один автомобиль.)я влениемУпор для колесР ис . 2. Укрытие котлованного типа на один автомобиль. Лучше всего делать укрытия за обратными скатами высот или в склонах лощин и оврагов. Это значительно уменьшает объем работ, обеспечивает быстрый отвод машин в безопасное место и облегчает их маскировку. Надо стремиться к максимальному рассредоточению техники, умелому использованию как искусственных, так и естественных укрытий. Защите автомобиля от светового излучения помогает, например, замена темных тканей светлыми, перекраска автомобиля в светлые тона. Надо также следить за исправностью обшивки, не загрязнять ее бензином, смазочными маслами. При размещении машин в укрытиях рекомендуется вынимать сиденья, спинки и укладывать их под автомобиль. Тогда, если машина загорится, огонь можно ликвидировать в самом начале. ( Чтобы не допустить поражения людей, необходимо проводить дезактивацию машин, т. е. удалять радиоактивные вещества с пораженной поверхности. Дезактивация бывает частичной или полной. Для этой цели применяются растворы ДЛ, ДЛК, ДЗК и кальцинированной соды. Эти растворы обладают свойствомРис.1. Дозиметрические приборы.