КАК ЧИТАТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫэлектрооборудовамарок автомобилей курсанты испытывают известные трудности. Происходит это потому, что каждую новую электрическую цепь они рассматривают в отрыве от ранее изученных путей тока. Поэтому мы познакомим преподавателей автодела с новым методом обучения чтению схем электрооборудования, который применяется нами уже в течение ряда лет и дает хорошие результаты. На первом уроке преподаватель знакомит слушателей с монтажными И принципиальными схемами электрооборудования автомобилей. Он обращает внимание на расположение и условные обозначения электрических приборов в схемах и подчеркивает, что все пути тока подчиняются общей схеме, которую он тут же вычерчивает или использует заранее подпотовленную. Так, например, в схеме электрооборудования автомобилей ГАЗ (см. рисунок) путь тока в электрической цепи следующий: минус аккумуляторной батареи (АКК), «масса» автомобиля, потребитель (ПР), замок зажигания (33), центральный переключатель света (ЦПС), амперметр (А), клемма стартера (КСТ), плюс аккумуляторной батареи (АКК). Друпие возможные пути тока указаны на схеме пунктирам. Например, от фар, минуя 33, к ЦПС и далее к источнику тока. Преподаватель поясняет, что указанные тачки в схеме являются «узловыми», последовательность которых всегда должна быть сохранена. Первую из них легко найти по проводнику от названного потребителя, а затем, пользуясь схемой, несложно проследить и весь дальнейший путь тока. С помощью схемы можно быстро добиться хорошего усвоения учебного материала и уверенного показа электрической цепи любого автомобиля. У грузовиков ЗИЛ, например, она будет отличаться лишь переменой мест точек 33 и ЦПС, а у автомобилей ЯАЗ иМАЗ этих особенностей больше — отсутствует точка 33, вместо КСТ в цепи левого аккумулятора включатель стартера — (ВК), в цепь к генератору введен предохранитель на 20 а, и от точки ВК идет дополнительная цепь, в которой правый аккумулятор (АКК пр.) соединяется с «массой» через выключатель (ВК). Усвоив типовые схемы, курсанты легко ориентируются в электрооборудовании любого автомобиля. В схемах сохранен цвет проводов, что облегчает поиски участка цепи в общей системе электрооборудования, а обозначение узловых точек • изображением приборов или лампочками делает их еще б^лее наглядными. Хорошее знание путей тока необходимо для правильного технического обри Пния чтении схем различныхИзучающим автомобильГАЗ<§кЗИЛ^рк. z^^y^^^iЯАЗ (МАЗ)служивания и ремонта электрооборудования автомобилей. Большую помощь в этом оказывают публикуемые выше схемы, Надо отметить, что в некоторых учебных пособиях и руководствах для обнаружения неисправностей в электрической цепи рекомендуют начинать поиски с потребителя. Этот метод, по нашему мнению, не дает желаемых результатов при обучении. Например, нормальная работа фар может быть нарушена вследствие ослабления крепления клемм аккумуляторной батареи или в других местах электрической цепи. Поэтому было бы ошибочным искать неисправность в фарах, когда источник тока отключен. М ы учим кур ­ сантов в таких случаях пользоваться схемой узловых точек и, взяв контрольную лампу, начинать поиски с источника тока.В; яговкин,преподаватель. г. Острогожск, Воронежская область.БЕЗ ДВОЙНОГО УПРАВЛЕНИЯI |офером-любителем можно стать, не "•"только закончив курсы или пройдя подготовку в автомотоклубе. Обучать вождению автомобиля в порядке индивидуального ученичества разрешено сейчас любому опытному водителю со стаж ем не менее двух лет. Это и записано в статье 101-й Правил движения транспорта. Такие занятия нередко проводятся на собственных автомобилях, не имеющих добавочных педалей сцепления и тормоза, что создает определенные трудности и связано с риском. Однако практика показала, что необходимая безопасность их может быть обеспечена дублированием лишь одной педали тормоза. Портативное и несложное приспособление для затормаживания автомобиля с места обучающего разработал и создал инженер Ю. Зборомирский. Состоит оно из следующих деталей (фото 1): 1. Рукоятка (длина — 720 мм, диаметр — 16 мм). Хвостовик. Вилка тяги. Тяга. Планка тяги. Зажимной барашек. зажимного барашка поставить вторую планку (как у струбцины), оно может быть использовано на автомобилях любых марок. А. ПАВЛОВ, старший методист автомотоклуба. г. Москва.ФотоФото2. 3. 4. 5. 6.Установка приспособления на автомобиле показана на фото 2. Если вместо24