16
17
ПОДВЕСКА КОЛЕСИ ШИНЫ —жъп&яв&Ш НОВОЙ « ВОЛ ГИмобиля введен ряд иписаниыхв «» "чтоТрспепано дляИнженер Н. ЮШМАНОВ, лауреат Государственной премииfeS?«ESX?«S8« Н. Юшманова. первого квартала 1962 г. Горьковский автозавод выпускает автомобили «Волга» с телескопическими амортизаторами. Передняя подвеска, снабженная такими амортизаторами, показана на рис. 1. Они установлены в пружине подвески. В нижний конец амортизатора запрессован резиновый шарнир 10, ось которого прикреплена двумя болтами к опорной чашке пружины. Верхний конец штока присоединен через резиновые подушки 6к кронштейну 7, последний вместе с осью 5 верхних рычагов закреплен на поперечине. Амортизатор можно легко снять с автомобиля, не нарушая углов установки передних колес. Когда его ставят на место, нужно стягивать подушки 6 гайкой так, чтобы отзерстие под шплинт совпадало с одной из ее прорезей. Задние амортизаторы 5 (рис. 2) размещены наклонно за задним мостом автомобиля. От передних они отличаются длиной и наличием кожуха, защищающего шток от грязи и повреждений. Нижний конец амортизатора соединен с накладкой 11 рессоры посредством двух конических резиновых втулок 10. Верхний конец штока прикреплен через резиновые подушки 4к кронштейну 1, приклепанному к полу, который в этих местах усилен поперечиной. Передние и задние амортизаторы — гидравлические, двойного действия. В качестве рабочей жидкости в них используется веретенное масло АУ. В передний амортизатор заливают 140 см3 масла, в задний — 230 см 3 . Телескопические амортизаторы достаточно надежны и долговечны. Снимать их с автомобиля и разбирать следует только в случае потери работоспособности, когда колебания передней или задней части автомобиля гасятся недостаточно быстро, или при подтекании масла.СР ис 1. Передняя подвеска? 1 — верхняя эксцентриковая втулка; 2 — гайка клеммового зажима втулки; 3 — верхние рычаги; 4 — буфер хода отдачи; 5 — ось верхних рычагов; 6 — резиновые подушки верхнего крепления амортизатора; 7 — кронштейн амортизатора; й — амортизатор; 9 — верхний резьбовой палец; 10 _ нижний резиновый шарнир; 11 — нижняя эксцентриковая втулка; 12нижний резьбовой палец.В первые месяцы эксплуатации автомобилей «Волга» модели 1962 года выявлен преждевременный износ штока' передних телескопических амортизаторов и потеря ими работоспособности вследствие попадания грязи из-под крыла в зазор между лонжероном рамы и верхним креплением. Для устранения этого дефекта можно рекомендовать применение резинового колпака (рис. 3), который в ближайшее время будет устанавливаться заводом на все новые автомобили. Его надевают на верхний конец штока и зажимают между нижней подушкой и кронштейном 7 (рис. 1). Срок службы передних амортизаторов, имеющих защитные колпаки, значительно увеличивается. Горьковский автозавод принял и другие меры для повышения долговечности передней подвески и снижения износа шин передних колес. Чтобы избежать изгиба поперечины, приводящего к нарушению развала и схождения колес, в конструкцию введен усилитель. Он установлен в средней части поперечины, где, по данным испытаний, возникают наибольшие напряжения и деформации. Запас регулировки развала колес увеличен на 1°20'. Для этой цели в верхней головке стойки устанавливается вторая эксцентриковая втулка 1 (такая же, как и нижняя втулка 11). Все это обеспечивает нормальную регулировку развала колес на весь период эксплуатации автомобиля «Волга» без правки деталей, установки клиньев под амортизаторы (рычажные), что часто приходилось делать на «Волге», выпускавшейся до 1962 года. Для повышения срока службы резьбовых пальцев 9и 12, втулок 11 и1 зазор в их сопряжении уменьшен на 0,25 мм за счет изменения среднего диаметра резьбы на втулках с 16,626+0.125 до 16,37640,159 мм . Некоторые водители неправы, полагая, что эти зазоры, ощущаемые на автомобиле с вывешенными колесами, вызывают стук при движении, снижают устойчивость и увеличивают износ шин. Они необходимы для прохода смазки и компенсации возможных перекосов при регулировке угла продольного наклона шкворня. Под нагрузкой зазоры выбираются, о чем свидетельствует односторонний износ пальцев. Поэтому даже при большой их величине они не влияют на срок службы шин и устойчивость автомобиля. Испытания, проведенные на Горьковском автозаводе, показали, что максимальный зазор в указанных выше сопряжениях не должен быть больше 1,2 мм ; он уменьшается, а дол-Разрез ГГР ис . 2. Установка задних амортизаторов: I — кронштейн; 2 — гайка; 3 _ чашки подушек; 4 — резиновые подушки; 5 — амортизатор; 6 — рессора; 7 — гайка; 8 — палец; 9 — шайба; 10 — конические резиновые втулки; I I — подкладка рессоры.36 говечность резьбовых пальцев значительно повышается, если их повернуть в сторону действующих усилий неработавшей стороной. Для этого нужно вывернуть палец и установить под его головку шайбу толщиной 0,7—0,9 мм. Новая передняя подвеска с телескопическими амортизаторами полностью взаимозаменяема со старой подвеской и может быть установлена на автомобиле «Волга».прежних выпусков. Стойки с двумя эксцентриковыми втулками тоже можно применять на передней подвеске старой конструкции, но установить на,старую подвеску одни телескопические амортизаторы нельзя. Для этого потребовалось бы заменить поперечину, : опорные чашки пружины, верхние рычаги и другие детали, то есть практически полностью заменить всю подвеску. Развал и угол продольного наклона шкворня теперь регулируется как верхней, так и нижней эксцентриковой втулкой. Первоначально рекомендуется делать это, пользуясь нижней втулкой. Когда же запасы регулировки с ее помощью будут исчерпаны, можно регулировать верхней втулкой. Однако следует помнить, что такая регулировка вызывает обратные действия. Поворот нижней втулки по часовой стрелке (если смотреть спереди) уменьшает угол продольного наклона шкворня на 0°35' за каждый оборот, а верхней втулки по часовой стрелке увеличивает этот угол на ту же величину. Наибольший угол регулировки развала нижней или верхней втулкой при вращении ее на пол-оборота от максимума до минимума равен 1°20', а суммарный запас регулировки — 2°40'. Регулируя развал нижней втулкой, необходимо перемещать головку стойки к середине автомобиля, а при вращении верхней втулки — наоборот, удалять головку стойки от середины. Углы установки передних колес удобнее регулировать без нагрузки, но при этом следует учитывать, что значения углов без нагрузки и под нагрузкой несколько различаются. При регулировке углов установки передних колес автомобилей «Волга» следует поэтому руководствоваться таблицей 1. Таблица Параметры Развал колес Разница в значениях развала для правого и левого колес Угол наклона нижнего конца шкворня вперед или назад Разница в значениях угла наклона шкворня для правого и левого колес Схождение колес: при замере по шинам при замере по ободам Наибольший угол поворота внутреннего колеса в каждую сторону 1 Значения без нагрузки с нагрузкой* эт +0°20' до — 0°40* эт + 0°30' до — 0°30' не более 0°30' не более 0°30' —1°Г 2,510эк ж-шw&i'о ** fa•е-ш IB, 5шшшш— ш шшшшшж-в455-Р ис . 3. Защитный резиновый колпак переднего амортизатора. узлов автомобиля. По характеру износа протектора можно безошибочно определить подлинную причину износа. На рисунке 4 показан, например, износ шины 1, вызванный продолжительной ездой с повышенным внутренним давлением, и износ 2, появившийся в результате эксплуатации шины с пониженным давлением. Скругленные кромки с одной стороны рисунка протектора шины 3и острые с другой объясняются неправильной регулировкой схождения колес. При больших отклонениях от рекомендуемых величин (10—15 мм) шины могут выйти из строя после пробега менее чем на 3000 км . Протектор шины 4 имеет неравномерный износ вследствие ненормального развала. Особенно резко это проявляется при значительной разнице в развале правого и левого колес. Одна или две «лысины», подобные той, которая показана на шине 5, появляются в результате повышенного биения тормозного барабана. Причиной их может быть также и резкое (аварийное) торможение на большой скорости. Пятнистый износ протектора обычно возникает на правой передней шине 6 от качки в маятниковом рычаге рулевой трапеции. Он появляется также при неисправности передних амортизаторов и грубом нарушении балансировки колес. Характерные скругления передних (по контакту шины с дорогой) кромок рисунка протектора и острые пилообразные задние кромки 7 наблюдаются только на передних шинах с ромбическим рисунком протектора. Такой износ является результатом торможения. При быстрой езде с частыми интенсивными торможениями он увеличивается. Однако и при нормальной эксплуатации его не удается избежать полностью. Единственное средство выравнивания износа — перестановка колес через каждые 3000 км пробега. Ярославский шинный завод уже приступил к выпуску шин 6,70—15 модели Я-144 с так называемым автострадным рисунком протектора (с кольцевыми канавками типа «змейка»). Они не подвержены гребенчатому износу. Испытания показали, что по износостойкости протектора эти шины на 40—50% превосходят шины с ромбическим рисунком.от +0°30' до —1°30' от +1° до не более 0°30' 1,5 . i . 3,0 мм 0,8-1.1,5 ммне более 0°30'31_LJ32°Р ис . 4. Характерные виды износа шин автомобиля «Волга».* Нагрузка • пять человек или груз 150 кг на переднем ** — 225 кг на заднем сиденье. На многих автомобилях «Волга» раннего выпуска, имеющих большой пробег, не удается отрегулировать развал в рекомендуемых пределах. При отрицательных значениях развала до —2° можно существенно снизить износ протектора шин передних колес, изменив регулировку схождения. По данным испытаний, проведенных на Горьковском автозаводе, в этих случаях вместо обычного схождения колес следует устанавливать расхождение согласно таблице 2. Таблица 2 Развал — 1° —1°30* — 2° • ! ;; Расхождение От — 1 до — 3 мм От —2.5 до —4,5 мм От —4 до —6 мм/\ "'23VРазвал колес правой и левой стороны должен быть одинаковым. Разница между ними более 0°30' неизбежно приведет к повышенному износу шин. Если эксцентриковыми втулками выровнять развал с правой и левой стороны не удается, то рекомендуется поменять местами пружины подвески или заменить осевшую пружину. Чем вызывается повышенный износ шин? Обычно нарушением правил их эксплуатации или ненормальностями в работе17