НЖЕНСРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМЗАМЕНИМЫ ЛИ РЕЗИНОВЫЕ ВТУЛКИ?Читатели Б. М. Титов из Томска, В. М. Савельев из Москвы и другие спрашивают, можно ли заменять изношенные резиновые втулки передней подвесни автомобиля «Москвич-407» другими втулками тех же размеров. Ответ на этот вопрос дает ведущий конструктор Московского завода малолитражных автомобилей инженер И. Новоселов. езиновые втулки (дет. 402—2904040А), запрессованные в нижние рычаги, после сборки с осью поджимаются гайками до упора плоской шайбы в торец оси (рис. 1). Поскольку длина втулок в свободном состоянии на 4мм больше, чем в собранном, резина получает значительное осевое сжатие и прижимается к оси и втулке рычага так плотно, что повороты рычагов на 10—15 градусов происходят за счет закручивания резины, без скольжения ее по поверхности втулки и оси. Проскальзывание резины по каким-либо причинам вызывает повышенный износ резиновых втулок. Поэтому важно, чтобы поверхности втулок и сопряженных деталей были чистыми и несмазанными, а окончательная затяжка гаек производилась при положении рычагов, соответствующем полной статической нагрузке автомобиля. Тогда втулки будут работать в наиболее благоприятных условиях, симметрично с углами закручивания не более 15 градусов в ту или другую сторону. Если же гайки затягивать при другом положении рычагов, угол закручивания может быть больше 20 градусов и бурты втулок будут преждевременно изнашиваться. Резиновые втулки отличаются простотой и надежностью конструкции, бесшумностью в работе. Они гасят вибрацию и смягчают удары, а также «поглощают» неточности сборки и полностью устраняют люфты в соединении. Срок службы втулок при нормальной эксплуатации превышает 40 тысяч км пробега автомобиля. Ввиду постоянной вертикальной нагрузки втулки начинают постепенно изнашиваться в верхней части ив конце концов протираются насквозь. Износ втулок можно заметить по оседанию нижних рычагов на оси. Эксплуатация автомобиля с изношенными втулками передней подвески недопустима, так как это приводит к нарушению углов установки передних колес и преждевременному износу шин, а также цапф осей нижних рычагов. Втулки изготовляются на заводе «Каучук» с большой точностью, из высококачественной маслостойкой резины. Изготовление их кустарным путем весьма затруднительно. Возникает вопрос: м ож ­ но ли заменить их втулками, выполненными из пластмасс, бронзы, стали и т. д.? Пластмассы (капрон, полиамид) непригодны для изготовления втулок, так какиногда (при неосторожной езде) даже сломаться. Вот почему нельзя допускать изменения существующей конструкции нижних шарниров передней подвески. Как временный выход из положения можно рекомендовать применение кустарных резиновых втулок, изготовленных в пресс-форме из лучших резиновых смесей (например, предназначенныхРне обладают упругостью и склонны к текучести под влиянием постоянно действующей радиальной нагрузки. Пластмассовые втулки-подшипники пригодны лишь при наличии тонких стенок (0,8—1,5 мм). Применение гладких бронзовых втулок также нецелесообразно. В этом случае конструкция становится слишком жесткой: появляется необходимость в дополнительных деталях для осевой фиксации рычагов ив жидкой смазке с соответствующими уплотнениями. Казалось бы, наиболее правильным техническим решением (если нет новых резиновых втулок) является применение стальных резьбовых втулок нижних ры ­ чагов автомобилей «Волга» и «Победа» с резьбой М22Х2,5. Однако в этом случае необходимо изготовлять новую ось нижних рычагоз для нарезки на цапфах специальной притуплённой резьбы М22Х2,5 (резьба должна быть цианирована) и новые стальные втулки для замены старых, приваренных к рычагам. Все это сложно и трудоемко. А главное, жесткость резьбовых шарнирных соединений (так же , как и бронзовых втулок) при движении по плохим дорогам приводит к большим нагрузкам на все детали передней подвески. Штампованные рычаги автомобилей «Москвич» (в отличие от кованых рычагов автомобилей «Волга» и «Победа»), рассчитанные на эластичные шарниры, могут при этом деформироваться, аР ис . 1. Установка нижних рычагов на оси: 1 — шайба, 2 — р езиновая втулка, 3 — втулка рычага, 4 — ось нижних рычагов, 5 — рычаг, 6 — гайки.Р ис . 2. Резиновая втулка осей них рычагов.ниждля ремонта шин). Конечно, срок службы их будет значительно меньшим и потребует более частой проверки углов устанозки передних колес автомобиля. К тому жев этом случае необходимо тщательно следить, нет ли оседания втулок, чтобы предотвратить износ осей нижних рычагов передней подвески. Инженер И. НОВОСЕЛОВ.Из редакционной почты• •Т РИДЦАТЬ ЛЕТ ЗА РУЛЕМКогда над Куринской низменностью нависают тучи, идут дожди — а это бывает довольно часто, — дорога становится скользкой, опасной для движения. Чтобы вести по ней машину, нужно иметь большой опыт, зоркий глаз, быстроту реакции. Водитель-отличник Сальянской автобазы Ибрагим Аскеров обладает всеми этими качествами. Он тридцать лет безупречно работает здесь шофером. На автобусе «АХ 79—76» он занят перевозкой рабочих рыбокомбината имени Кирова. Недавно администрация перевела было Ибрагима Аскерова на другую линию. Но по настоятельной просьбе рабочих комбината это решение пришлось отменить. Фото В. Колинькп Азербайджанская ССР.23