(T5 \ г\ вФШ? \•А •£ Опыт лучших — всем автомотонлубам!. J ^ £ да?САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ«Поучителен опыт Бельцного самодеятельного клуба Молдавской ССР (председатель совета клуба тов. Байчурин), который в минувшем году наряду с подготовкой спортсменов по морскому, автомото-, радио- и стрелковому спорту подготовил для народного хозяйства большой отряд шоферов-профессионалов». (Из отчетного доклада ЦК ДОСААФ V съезду). спорта, избран совет клуба, начали готовить одну группу мотоциклистов и одновременно собирали списанные детали и агрегаты автомобилей. Первый выпуск мотоциклистов прошел упешно. Потом набрали группу шоферов III класса, тоже на хозрасчетных началах. А на полученные средства стали пополнять учебные пособия. Учащиеся в часы слесарных работ и после занятий делали разрезные экспонаты. Наши начинания поддержал республиканский комитет Общества. Он выделил еще два автомобиля и два мотоцикла. Теперь мы стали готовить одновременно три группы мотоциклистов и шоферов. Энтузиасты-общественники, преподаватели, инструкторы приложили много усилий для повышения качества подготовки учащихся. Рос авторитет клуба. К нам стали обращаться колхозы и совхозы, присылать молодежь для учебы. Мы охотно готовили и готовим сейчас механизаторов для села. По мере накопления средств укреплялась и материальнотехническая база. Недавно, например, мы приобрели еще два автомобиля и четыре спортивных мотоцикла. Укрепились у нас связи с партийными, советскими, комсомольскими организациями, директорами предприятий, председателями колхозов. Это позволяет совету клуба успешнее решать многие вопросы учебной и спортивной работы. Недавно исполком горсовета выделил для клуба хорошее помещение с гаражом, складами. Силами преподавателей и учащихся оборудовали два класса по устройству автомобиля, классы по правилам уличного движения, слесарных, разборочно-сборочных работ, мастерскую по ремонту мотоциклов, гараж для мотоциклов. Сейчас мы создаем цех горячей регулировки двигателей. Ведущие инструкторы и преподаватели клуба Ш. Судак, А. Геллес, В. Рыжков, Е. Луценко умело передают свои знания учащимся, борются за высокое качество обучения. Результатом их труда является то, что в большинстве групп все курсанты сдают экзамены на «хорошо» и «отлично». Мы не справились бы со своей задачей, не сгруппировав вокруг совета клуба многочисленный актив. Сейчас больше ста шоферов, мотоциклистов и других специалистов являются членами клуба. Многие общественники ведут техническую пропаганду на предприятиях ив колхозах, привлекают молодежь к изучению техники, помогают досэафовским организациям в создании кружков и курсов. С помощью этих активистов нам удалось открыть технические курсы в 11 колхозах. Кто эти энтузиасты оборонно-массовой и спортивной работы? Вот мастер одного нашего завода Г. Дунский. В свободное время он активно занимается технической пропаганд ой — проводит беседы, доклады, преподаст на курсах мотоциклистов. Другой активист-общественник, В. Соловых, работает заведующим отделом нормирования и зарплаты ремонтного завода Министерства сельского хозяйства республики и на общественных началах готовит мотоциклистов. Сейчас мы уже не ограничиваемся рамками только своего района. Члены совета клуба и активисты по просьбе некоторых колхозов Рышканского района организовали курсы шоферов и мотоциклистов. Успешно идут занятия в артелях имени Мичурина и «Заря коммунизма». В целях лучшего обучения шоферов III класса управлению автомобилем совет клуба решил направлять курсантов на практику в городские автохозяйства. В течение недели курсанты работают совместно с передовыми шоферами, изучают их опыт, Сейчас в Молдавии подходит к концу уборка урожая. Грузовики с зерном непрерывно движутся на элеваторы. И среди водителей автомобилей — много получивших специальность шофера в нашем самодеятельном клубе. Вот к току колхоза имени Кирова подъезжает машина с номерным знаком МДБ 57-05. За рулем автомобиля — выпускник клуба комсомолец Николай Куку. Еще в октябре прошлого года он работал прицепщиком. Колхоз направил его учиться на курсы, а сейчас он уже один из передовых шоферов. А вот с молочной фермы этой же артели на молочный завод торопится машина-молоксвоз. За рулем автомобилямолодой шофер Иван Гыска. Он успевает за день сделать пять-шесть рейсов. Уверенно водят автомобили А. Главен, В. Тодеркин и другие. Только в одном колхозе имени Кирова трудится 12 наших воспитанников. В новом учебном году клуб решй> подготовить еще 300 шоферов III класса и 350 мотоциклистов. Активисты усиленно готовят материальную базу для повышения квалификации шоферов. Кроме того, клуб организует заочное обучение мотоциклистов. Бельцкий самодеятельный клуб вызвал на социалистическое соревнование Кишиневский и Бендерский самодеятельные спортивно-технические клубы. Идет упорная борьба среди самодеятельных клубов за переходящее знамя ДОСААФ республики. Думаем, что в этой борьбе мы не отстанем. 3. БАЙЧУРИН, председатель совета самодеятельного спортивно-технического клуба. г. Бельцы, Молдавской ССР.о предстояОбъявление, извещавшее приз имени щем мотокроссе на космонавта Ю. А. Гагарина, кое-кого из любителей мотоспорта нашего города смущало: ведь в состав сборных команд входили сильнейшие гонщики таких крупных областных центров Украины и Молдавии, как Одесса, Херсон, Винница, Луганск, Кишинев. И вдруг... Бельцы. «Где нам тягаться с такими силами?» — рассуждали скептики. Откровенно говоря, и у нас, членов совета самодеятельного спортивно-технического клуба, не было большой уверенности, что наши спортсмены выдержат трудный экзамен. Однако результаты кросса превзошли наши ожидания: команда клуба выступила организованно и добилась хороших показателей. Этот успех окрылил спортсменов. Мотоциклетная секция улучшила свою работу. Только в этом году она подготовила 22 спортсмена-разрядника, постоянно участвует в районных, республиканских и межреспубликанских соревнованиях. Развернула активную работу и другся секция — автомобильная. Автомобилисты тоже постоянные участники различных состязаний. Спортсмен А. Комков выступает в сборной команде Молдавии в соревнованиях на первенство СССР. Но мне хотелось бы поделиться опытом подготовки технических специалистов на самодеятельных началах. Пожалуй, сейчас нет такого колхоза в Бельцком районе, где бы не было водителей, окончивших курсы при нашем клубе. В течение прошлого года и за первое полугодие этого года Мы подготовили 463 шофера-профессионала и 76 шоферов-любителей. Кроме того, обучили около 600 человек вождению мотоцикла и переподготовили по новым правилам уличного движения 943 человека. Несмотря на то, что цифры эти выглядят довольно внушительно, члены совета клуба считают, что можно было сделать больше. Мы и прилагаем сейчас свои силы к тому, чтобы выполнить решения V съезда ДОСААФ , внести свой вклад в подготовку одного миллиона специалистов в год. Наш самодеятельный спортивный клуб организовался в начале 1961 года. Поводом к этому послужили многочисленные просьбы энтузиастов автомотодела города и колхозов. Начало было не легким: мы не имели ни помещения, ни учебных пособий, ни преподавателей. Вначале было решено организовать курсы мотоциклистов. Через республиканский комитет ДОСААФ получили два мотоцикла и одну автомашину ГАЗ-51. Горисполком выделил нам временно подвальное помещение. Активисты оборудовали его. Затем было проведено собрание любителей мотоциклетного и автомобильного14