26
27
ХОЗРАСЧЕТ.А КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ?1/оллективы Общества приступили сей" ч аск претворению в жизнь решения V съезда ДОСААФ о ежегодной подготовке миллиона технических специалистов. В выполнение этой ответственной и почетной задачи значительный вклад наряду со штатными автомотоклубами вносят самодеятельные спортивно-технические клубы и курсы при первичных организациях ДОСААФ, которые строят свою работу на общественных началах и принципах хозрасчета. В большинстве своем они неплохо справляются с плановыми заданиями по подготовке кадров массовых технических профессий. Однако качество обучения, как отметил съезд ДОСААФ, продолжает еще оставаться низким. Нередко это результат того, что организации Общества, приступая к хозрасчетной подготовке, не знают с чего ее начать, на какой материально-технической базе и как правильно построить учебный процесс. При Московском городском автомотоклубе для оказания организационной и методической помощи коллективам ДОСААФ столицы создана специальная хозрасчетная инструкторско-методическая группа. Она контролирует весь учебный процесс, ведет учет и регистрацию курсов по подготовке шоферов и мотоциклистов, проводит внутренние экзамены. Некоторым опытом по организации хозрасчетной подготовки нам хочется поделиться в этой статье. Во втором классе, где будут проводиться разборочно-сборочные, слесарные работы и техническое обслуживание агрегатов автомобиля, разместятся верстаки с тисками, стенды с агрегатами (в сборе) автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 (двигатели, трансмиссии, узлы ходовой части, механизмы управления), два—три комплекта слесарного инструмента и комплект инструмента шофера. Наша инструкторско-методическая группа постоянно заботится о том, чтобы производственную практику (ежедневное обслуживание, ТО № 1, ТО № 2 и сезонное обслуживание) курсанты проводили только на автобазе под руководством преподавателя и инструктора производственного обучения. На использование автохозяйства в качестве учебной базы администрация должна дать разрешение, оформленное приказом. Практика показала, что для занятий по вождению необходимо иметь не менее двух учебных автомобилей на каждую группу обучающихся. Особое внимание мы обращаем на подбор квалифицированных преподавателей. В большинстве это люди, имеющие диплом об окончании высшего или среднего специального учебного заведения, а преподаватели правил движения транспорта и инструкторы практической езды — специальные удостоверения госавтоинспекции. Инструкторско-методическая группа контролирует и состояние финансовой дисциплины на хозрасчетных курсах. Обучение на этих курсах производится за счет самих обучающихся, а также средств, выделенных первичной организацией ДОСААФ, местным комитетом профсоюза или администрацией предприятия. Плата не должна превышать: для шоферов — 60, а для мотоциклистов — 22 рублей. Решение об открытии курсов комитет ДОСААФ согласовывает с администрацией, партийной и профсоюзной организациями предприятия и обсуждает на общем собрании членов Общества. На нем утверждаются состав группы, трудовые соглашения с преподавателями, порядок и сроки денежных взносов учащихся, приходно-расходная смета. В общей части приходно-расходной сме-ы указывается, кого готовят курсы, при какой первичной организации ДОСААФ они созданы, кочичество обучаемых, распределение часов по разделам программы и, наконец, срок обучения. В приходной части сметы записывается, сколько средств выделяют на организацию курсов первичная организация, профсоюз или администрация предприятия и сколько поступит в виде взносов от самих обучающихся. Средства на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, наглядных пособий, амортизацию учебных автомобилей, оплату инструктора, преподавателей и хозрасчетной инструкторско-методическои группы — содержание третьей, расходной части сметы. В трудовом соглашении, которое подписывают председатель первичной ор ­ ганизации и преподаватель (инструктор), определяются сроки обучения, недельная почасовая нагрузка, наименование предмета, оплата и юридические адреса сторон. Нередко в трудовых соглашениях мы оговариваем ответственность преподавателя за выполнение всего курса обучения и успешную сдачу кур ­ сантами выпускных экзаменов. К занятиям на курсах допускаются члены Общества, подавшие личные заявления с обязательством уплаты за обучение в установленные сроки, документы об образовании, медицинскую справку о пригодности к выбранной специальности. Возраст поступающих на курсы по подготовке шоферов — не менее 17,5 лет, мотоциклистов — 16 лет. Численность группы — 25—35 человек. До начала занятий первичные организации регистрируют группы в городском автомотоклубе, который сообщает данные о количестве групп в госавтоинспекцию. Для регистрации группы требуется выписка из решения первичной организации о формировании группы с ходатайством районного комитета ДОСААФ ; журнал, где указывается фамилия, имя, отчество, год рождения, образование и специальность каждого курсанта; приходно-расходная смета и трудовые соглашения с преподавательским и инструкторским составом. Работники клуба и ГАИ, проверив представленные документы, знакомятся с учебно-материальной базой курсов и, если она достаточна, разрешают начать занятия. Без такого разрешения открывать курсы нельзя.ПЛАНИРОВАНИЕПродуманный и правильно составленный тематический план в значительной мере определяет качество подготовки будущих специалистов. Московский городской автомотоклуб разработал примерный тематический план с поурочной разбивкой программы. Однако мы рекомендуем группе составлять свой план, который учитывает особенности ее подготовки, срок обучения (количество учебных дней в неделю), наличие классов и состояние материальной базы. Коротко о составлении тематического плана по 624-часовой программе. Подчеркиваем, что главное — увязать по срокам (неделям и дням) последовательность прохождения курса устройства автомобиля, разборочно-сборочных работ и технического обслуживания, а также занятий по правилам движения транспорта и вождению автомобиля. Излагать учебный материал рекомендуется в таком порядке: сначала—устройство того или иного узла автомобиля, затем — разборка и сборка и только после этого — техническое обслуживание этого узла. Приведем примеры. Двигатель. Изучить устройство кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, охлаждение и смазку двигателя (темы 2, 3, 4, 5 и 6), а затем провести разборочно-сборочные работы по этим темам (1, 2 и 3). Система питания. Изучить 7, 8, 9, 10 и 11-ю темы по устройству, затем 4, 5 и 6-ю темы по разборочно-сбо-НА ПЕРВОМЭТАПЕДля нормальной работы курсов целесообразно иметь два класса: один площадью 40—50 кв. метров — для проведения теоретических занятий и другой, приблизительно такой же величины, — для слесарных, разборочно-сборочных работ и технического обслуживания агрегатов автомобиля. Класс теоретической учебы обычно оборудуется так: ученические столы, стулья или скамейки на 30—35 человек, стол для преподавателя, классная доска, магнитный стенд или стол для решения задач по разводке транспорта, шкаф для хранения приборов и инструмента, стеллажи и стенды для деталей и узлов автомобиля. Для подготовки шоферов III класса, кроме полного комплекта агрегатов автомобилей ГАЗ-51А и ЗИЛ-164 (в разрезе), необходимо иметь топливный насос, насос-форсунку с деталями привода и нагнетателем воздуха, регулятор числа оборотов и приборы подогрева воздуха двигателя ЯАЗ-204. Из других наглядных пособий достаточно приобрести комплекты плакатов по маркам изучаемых автомобилей, дорожные сигнальные знаки, таблицы и один — два набора по правилам движения транспорта.26 рочным работам и после этого выполнить задания темы № 1 по техническому обслуживанию. В этой же последовательности изучаются электрооборудование, силовая передача, ходовая часть и механизмы управления. Прежде чем приступить к практическому вождению автомобиля, на наш взгляд, необходимо сообщить учащимся определенный минимум знаний ло правилам движения транспорта. На этот предмет программой отведено 68 часов. За счет времени, предназначенного для экзамена, можно увеличить число часов до 78, распределив их по неделям следующим образом. В течение первых пяти недель следует изучить материал 1, 2, 3, 4-й тем и части 5-й, что займет 18—20 учебных часов, после чего параллельно можно начинать занятия по вождению автомобиля. С 6-й по 25-ю учебную неделю можно отводить на правила движения по два часа, а в оставшиеся — по четыре. ,,Приступив к вождению с четвертой недели, планируемые для каждого курсанта 50 часов можно распределить так: месяцы — 1 234567 8, часы — 1 566 7-8 89 . Продолжительность" - одного занятия вначале должна составлять 30 минут, затем — 1 час, и только с пятого месяц а — 1,5 — 2 часа. При планировании следует иметь в виду, что продолжительность одного теоретического занятия не должна превышать двух часов, а практического — четырех. Опыт показал, что почти все хозрасчетные курсы работают 4—5 дней в неделю по четыре часа ежедневно, то есть 20 учебных часов в неделю. Следовательно, общая продолжительность обучения по 624-часовой программе составит 31 неделю или около 8 месяцев. Так определяются сроки обучения. Кроме того, мы рекомендуем сделать поурочную разбивку тем программы. Сам тематический план должен быть развернут понедельно, а неделя — по количеству учебных дней. Такой продуманный план будет готовым документом для составления расписания занятий. Составление тематического плана для подготовки шоферов-любителей и мотоциклистов не представляет особых трудностей. Программа для них рассчитана на 122 часа, из них: устройство автомобиля (мотоцикла) — 49 часов, правила движения транспорта — 4 8 часов, вождение автомобиля (мотоцикла) — 2 5 часов. (Из 25 часов вождения на групповую лекцию у автомоб-шистов отводится 2 часа, у мотоциклистов — 4 часа.) Если занятия проводить три раза в неделю по четыре часа, срок обучения составит 2 месяца и 10 дней. Вождение автомобиля (мотоцикла) во всех случаях мы проводим в дневное время, по возможности не в дни теоретических занятий. Правила движения транспорта рекомендуется планировать в течение 8 недель по четыре часа в неделю и последние две недели по восемь часов. Остальное время отводится на устройство автомобиля (мотоцикла).замены принимают представители нашего автомотоклуба совместно с представителями профсоюзной и комсомольской организации данного предприятия. Проводятся они по билетам (к 624-часовой программе) отдельно по устройству автомобиля и техническому обслуживанию и по правилам движения транспорта. Затем назначаются экзамены по вождению. После окончания их составляется протокол, в котором указываются состав комиссии, преподаватель, выполнение программы, фамилии и инициалы всех слушателей, их экзаменационные оценки. Протокол подписывают все члены комиссии. Лица, успешно выдержавшие экзамены, получают свидетельства установленного образца об окончании курсов идо ­ пускаются к экзаменам в ГАИ. Сами свидетельства об окончании курсов прав на управление автомобилем не дают. Не позднее 10—20 числа каждого месяца первичные организации представляют в автомотоклуб заявку на экзамен госавтоинспекции. За три — четыре дня до него председатель первичной организации проводит окончательное оформление группы в госавтоинспекции, представляя журнал группы, протокол выпускного экзамена, свидетельства об окончании курсов, справки медицинской комиссии, квитанции об уплате государственного сбора за экзамены (1 руб. 50 коп.), личные карточки курсантов (бланки выдаются в ГАИ) и две фотокарточки размером 3X4 см (для автолюбителей и мотоциклистов свидетельства об окончании курсов не представляют). Госавтоинспекция принимает экзамены по правилам движения транспорта и вождению автомобиля. Нужно помнить, что несдавшие правила движения транспорта к экзамену по вождению не допускаются. Зачет по правилам движения действителен для экзаменационной проверки навыков вождения в течение одного года, а затем его надо подтверждать вновь. Курсанты, которые не получили зачета по вождению, могут сдавать экзамен повторно через 10 дней. Новая переэкзаменовка разрешена такж е через 10 дней. Время это нужно использовать для дополнительных занятий с курсантами. При каждой переэкзаменовке обучающиеся обязаны уплатить государственный сбор. Только те курсанты, которые сдали экзамены в ГАИ и получили удостоверение на право управления автомобилем, могут считаться закончившими курс обучения.Немало шоферов-любителей подготовили хозрасчетные курсы при первичной организации ДОСААФ, где председателем комитета К. И. Ковалев. Н а снимке (слева направо): преподаватель Н. Меломед объясняет курсантам Б. Чиркову. В. Демидову, О. Чирве и Е. Купцову устройство и работу приборов системы зажигания автомобиля.КОНТРОЛЬ И ЕЩЕ РАЗ КОНТРОЛЬМы уже говори/.и о том, что весь учебный процесс и финансовую деятельность курсов контролируют вышестоящие комитеты Общества. Каких положений и установок придерживаются они в этой работе? Денежные взносы обучающихся должны поступать в сберкассу на счет первичной организации и учитываться в книге финансово-материального учета. Казначей первичной организации принимать плату за обучение от курсантов не имеет права. При неуплате очередного взноса вопрос о дальнейшем обучении курсанта решает комитет ДОСААФ . Обучающемуся, отчисленному по этой причине, деньги обратно не возвращаются. Во всех иных случаях вопрос о возврате денег решает комитет ДОСААФ . Он несет всю материальнуюЭКЗАМЕНЫЗавершают учебный процесс выпускные экзамены по всем предметам. Экответственность за финансово-хозяйственную деятельность курсов. Оплата преподавателей производится два раза в месяц. Для этого на основании журнала учета занятий составляется контрольный лист. В нем указываются фамилия и инициалы преподавателя, его специальность, наименование первичной организации и предмета, число часов теории и практики, даты занятий. Подписывают контрольный лист председатель первичной организации, староста группы и преподаватель. Поступление и расходование денежных средств должны производиться строго и пределах утвержденной сметы и подтверждаться документами. К контролю за деятельностью курсои мы привлекаем ревизионные комиссии и широкую общественность, принимал строгие меры, исключающие какие бы то ни было злоупотребления. Председатель районного (городского) комитета ДОСААФ проводит документальную бухгалтерскую ревизию деятельности курсов не менее одного раза в квартал. После окончания занятий комитет первичной организации составляет финансовый отчет, который вместе с актом ревизионной комиссии рассматривает и утверждает общее собрание членов ДОСААФ . Утчержденные документы представляются в районный или городской комитеты Общества. Проверка учебного процесса на курсах проводится систематически. В ней участвуют председатель и члены комитета первичной организации ДОСААФ, специалисты из общественного актива. Периодически заслушивают председателя первичной организации ДОСААФо ходе подготовки шоферов и мотоциклистов партийная, профсоюзная организации предприятия. А. ПАВЛОВ, Э. ГОЛЬДЕНБЕРГ, старшие методисты Московского городского автомотоклуба.27