ШКОЛЬНИКАМТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯГ. ПРОТАСОВСКИЙ, старший инженер Института методов обучения Академии педагогических наук РСФСР Девятиклассники средней школы Л° 50а г. Москвы В. Рожков и А. Ростов собирают двигатель ЗИЛ-121 на автозаводе им. Лихачева Фото автора и автоматизацией производственных процессов и передовыми методами труда на автотранспорте. Основное же учебное время (280 часов) занимает самостоятельная работа школьников на техническом обслуживании и ремонте автомобилей. В школьной программе для обучения вождению автомобиля на каждого ученика отводится 70 часов. Эти практические занятия ведутся в течение всего времени подготовки, распределяясь таким образом: IX класс — 11 часов, X39 и XI класс — 20 часов. Теоретический курс программы обеспечивает тот круг знаний, который необходим как шоферу, так и слесарю-авторемонтнику. Опыт передовых педагогических коллективов, уже несколько лет осуществляющих подготовку автомобилистов, подтверждает наличие неплохих возможностей для обучения специалистов высокой квалификации. Так, учащимся 751-й московской школы, проходившим производственную практику на ремонтном заводе, была доверена такая серьезная работа, как сборка автомобилей из отремонтированных агрегатов. Школьники успешно справились с ней, а лучшим — А. Петрову, А. Ставрицкому и В. Ермакову — был присвоен второй производственный разряд. Хороших результатов добивается из года в год и средняя школа № 9 города Риги. Около 100 ее выпускников уже получили специальности шоферов, слесарей-сборщиков, мотористов. И таких примеров много. Широкое распространение технических знаний среди молодежи, подготовка кадров массовых технических профессий, необходимых для народного хозяйства и обороны страны, приобретает сейчас большое значение. В этой работе у школ немало общих задач с организациями ДОСААФ . V съезд ДОСААФ призвал советскую молодежь двинуться в поход за повышение своего культурно-технического уровня, за овладение массовыми техническими профессиями. Следует добиваться, записано в решениях съезда, чтобы учащиеся старших классов научились управлять автомобилем, трактором, мотоциклом, самоходным комбайном, На этом пути перед педагогическими коллективами школ и организациями ДОСААФ большое поле деятельности.Оакон об укреплении связи школы с " ж изньюио дальнейшем развитии системы народного образования в СССР открыл новую страницу в истории советской школы. Производственное обучение предоставляет выпускникам возможность не только получить квалификацию, но главное — воспитывает у них любовь к труду, избранной профессии, помогает развиваться способностям и талантам молодежи. В 1965 году закончится перестройка всех средних общеобразовательных 10-летних школ в 11-летние с производственным обучением. Вместе с аттестатом зрелости выпускники будут получать и свидетельства о профессиональной квалификации. Однако уже сейчас в нашей стране таких школ около 15 тысяч. По 700 специальностям, рекомендованным Госкомитетом по профтехобразованию при Совете Министров СССР и Академией педагогических наук РСФСР, в них занимаются свыше 800 тысяч учащихся. Только за последние три года около 470 тысяч выпускников средних школ получили свидетельства о присвоении производственного разряда. Общеобразовательная школа открыла новые возможности ив подготовке для народного хозяйства рабочих автотранспортных профессий. В учебных планах многих из них — такие специальности, как шофер-автослесарь, слесарь-авторемонтник, слесарь по топливной аппаратуре автомобильных двигателей и слесарь-кузовщик. О большом стремлении школьников освоить эти профессии говорит, в частности, опыт московских школ. В 79 из них в этом учебном году обучается более 5 тысяч будущих шоферов и автослесарей. Техническая подготовка в общеобразовательных школах обладает рядом преимуществ. Во-первых, все учащиеся имеют законченное восьмилетнее образование, а это значительно облегчает изучение автомобильной техники. Вовторых, 1356 учебных часов, которые отведены в IX—XI классах на общетехническое и производственное обучение, позволяют школьникам не только получить квалификацию шофера, но и приобрести смежную специальность слесаря-авторемонтника. Наряду с этим приходится преодолевать и известные трудности. Одной из них является слабость учебно-материальной базы. Располагая хорошими помещениями, квалифицированными преподавателями и налаженной административно-хозяйственной службой, школы нуждаются сейчас в помощи предприятий по оснащению специальных кабинетов, мастерских, учебных цехов, по подготовке инструкторского состава. В создании учебно-производственной базы, необходимой для подготовки шоферов, должны оказать содействие общеобразовательным школам и Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик. И, наконец, еще одна трудность — возрастной ценз. Дело в том, что удостоверения шофера третьего класса выдаются молодым людям в 17,5 лет, а этого возраста школьники достигают только в XI классе. Это значит, что они могут участвовать в производительном труде только в качестве авторемонтных рабочих, но не шоферов. Давно пора Госавтоинспекции снизить возрастное ограничение до 16,5—17 лет. Как же проходит подготовка специалистов автотранспорта в политехнических школах? Программа подготовки шофера-автослесаря, которую разработал Институт производственного обучения Академии педагогических наук РСФСР, а Министерство просвещения РСФСР утвердило и согласовало с Госавтоинспекцией, предусматривает теоретическое обучение по специальности, практическое производственное обучение и производительный труд учащихся. Она рассчитана на три года. На первой ступени — в IX классе — школьники знакомятся с устройством автомобиля и обслуживанием его, выполняют слесарные и разборочно-сборочные работы, а также техническое обслуживание автомобилей. Учебные часы на теоретическое и практическое обучение делятся в этот период приблизительно поровну: 190 и 200. В X классе число часов на производственное обучение возрастает в сравнении с теоретическим курсом вдвое: 312 против 156. Они целиком отводятся на работы по техническому обслуживанию и эксплуатационному ремонту автомобилей. После такой солидной практики учащиеся1 держат проверочные испытания на право допуска к самостоятельной работе. Теоретический курс последнего года обучения невелик — всего 70 часов. Учащиеся заканчивают изучение правил движения, знакомятся с механизацией25