АВТОМОДЕЛИСТЫЧетвертые казахские...Е2 Алма-Ате состоялись Четвертые " республиканские соревнования по автомодельному спорту. На старт недавно построенного кордодрома республиканского комитета ДОСААФ вышло 11 команд, представлявших 10 областей Казахстана. В итоге"- острой спортивной борьбы первое место завоевала команда Кокчетавской области. Ей присужден переходящий кубок по автомоделизму и вручен диплом первой степени. В ходе соревнований было установлено семь республиканских рекордов. Модели спортсменов Алма-Аты, Кокчетава, Семипалатинска и Актюбинска отличались грамотностью исполнения, динамичностью формы, остроумными конструктивными решениями узлов и агрегатов. Наряду с достигнутыми успехами необходимо отметить недостатки, которые мешают развитию моделизма в Казахстане. Надо признать, что нам до сих пор не удалось добиться подлинно массового развития этого вида спорта. Так, за четыре года в республиканских встречах ни разу не принимали участие представители Целинного края, Павлодарской, Западно-Казахстанской и Гурьевской областей. Некоторые области выставляют на соревнования слабо подготовленных спортсменов. Например, несколько лет подряд приезжают на соревнования моделисты Джамбулской области. Но нет ни одного протокола, который бы фиксировал выход джамбульцев на старт. Для того чтобы добиться массовости в автомоделизме, необходимо прежде всего в каждой области подобрать руководителей-инструкторов, выдвигая на эту работу молодых, инициативных людей. Давно уже пора построить в каждой области специальные кордодромы, оборудовать лаборатории, мастерские, обеспечить моделистов необходимыми инструментами. Многое из перечисленного можно сделать силами самих автомоделистов. Все это поможет маленьким автомобилям выйти на большие старты, вовлечь в этот увлекательный вид технического спорта широкие круги молодежи.СКУТЕР МАИВ последнее время спортсмены-вод•* номоторники выступают в соревнованиях на трехточечных скутерах, которые обладают большим преимуществом перед обычными, двухреданными. При трехточечной схеме днище в корме встречает невозмущенный поток, благодаря чему улучшаются условия работы гребного винта, увеличивается остойчивость. Все это позволяет развивать высокие скорости. Однако трехточечные скутера, имеющие широкую носовую часть, недостаточно устойчивы: при встречном ветре и волнении воды они иногда взлетают в воздух на высоту до 5—6 м. Чтобы устранить это явление, корпуса проектируют с передней центровкой, что уменьшает возможность опрокидывания. Примером такой конструкции служит экспериментальный трехточечный скутер МАИ-2, построенный студентами и аспирантами Московского авиационного института. На нем установлен гоночный мотор рабочим объемом до 175 см 3 . В новом скутере спортсмен находится в горизонтальном положении (на животе), что устраняет опасность взлета скутера в воздух. При таком расположении снижается центр тяжести и сопротивление воздуха, повышается остойчивость сучна. При правильном погружении гребного винта и необходимом наклоне подводной части мотора корма скутера отжимается от поверхности воды под давлением воздуха, проходящего по тоннелю между поплавками. При этом корпус касается воды только несущими участками поплавков и идет, как принято говорить, «верхом на винте». Гидродинамическое сопротивление движению существенно уменьшается, что резко увеличивает скорость. Несущие площадки поплавков — постоянной ширины, причем в районе редана они имеют нулевую килеватость. По мере приближения к бортовому поясу килеватость увеличивается, что улучшает выход скутера на волну. Кормовая часть днища — плоская, также с нулевой килеватостью. На внутренней вертикальной скуле поплавка установлены дюралюминиевые отсекатели, которые способствуют созданию «воздушного клина» под днищем скутера при движении и предотвращают замывание краев кормовой площадки струями из-под поплавков. У переднего редана отсекатели переходят в плавники-стабилизаторы. Они улучшают устойчивость скутера при движении по прямой и устраняют дрейф при циркуляции. Для достижения остойчивости на поворотах днище имеет скос скулы на поплавках ив кормовой части. Скутер оборудован управлением штурвального типа. Для лучшего обзора в верхней части штурвала сделан вырез. Слева на нем установлен самосбрасывающийся рычаг газа, а справа — тумблер выключения зажигания. На приборной доске расположены тахометр и манометр. За транцем имеется откидной заборник полного давления, соединенный с манометром .прозрачным шлангом. При управлении скутером гонщик ногами упирается в транец. На кокпите укреплена профилированная подушка из пенопласта, оклеенного толстым паролоном. Руки и ноги гонщика расположены в углублении этой подушки, а грудь и подбородок — на возвышающемся мягком упоре. На фальшборте также установлены боковые паролоновые накладки. Топливный бак укреплен около транца между ногами скутериста. Таким образом обеспечивается плотное, удобное и безопасное размещение спортсмена в скутере. Для улучшения аэродинамической формы корпуса применен прозрачный лобовой фонарь из оргстекла толщиной 4 мм и дюралюминиевый обтекатель, закрывающий кокпит. При опрокидывании корпуса (что, однако, мало вероятно) обтекатель открывается и гонщик отделяется от скутера. Корпус скутера — деревянный. Поперечная и продольная части сделаны из сосновых брусков, обшивка — из березовой водостойкой фанеры. Поперечный набор состоит из 10 шпангоутов с переменной шпацией. В районе переднего и заднего реданов, где особенно велики гидродинамические нагрузки, длина шпации уменьшена до 180 мм. Обшивка днища толщиной 4 мм, палубы — 1,5 мм. Все соединения выполнены на шурупах, заклепках, гвоздях и клее ВИАМ-БЗ. Днище снаружи покрыто этим же клеем и для уменьшения трения отполировано. Новый скутер экспонировался на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Инженер А. ВОЩИНИН.С плохов,г. председатель Федерации автомотоспорта Казахской ССР. Алма-Ата.Н аснимке : руководитель автомотокружка республиканского Дома пионеров (справа) Николай Ямашев со своим воспитанником Анатолием Рыбаком. Они установили два новых республиканских рекорда. Их модель класса 2,5 смз на дистанции 500 метров показала скорость 100 км в час, а модель класса 5 смз — 90 км/час. Фото И. КрасноваТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКУТЕРА МАИ-2 (в мм] Длина — 2600 Ширина — 1300 Наибольшая высота (без киля на обтекателе) — 550 Расстояние менаду реданами — 1300 Ширина несущей площади поплавка — 200 Высота поплавка — 60 Расстояние между поплавками — 660 Ширина заднего редана — 600 Наибольшая ширина кокпита — 450.29