НА ТЯЖЕЛЫХ МОТОЦИКЛАХОтечественные тяжелые мотоциклы ^ Д орожного типа пользуютсядоброй славой у потребителей благодаря своей надежности, высокой мощности двигателя, х орошейпроходимости . И все-таки мотоциклистаминогдапри ­ ходится сталкиваться сразличнымине ­ исправностями, в озникающимив процессе эксплуатации машин . Р ассмотримнекоторые неисправности тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевс кого заводов (М-72, М - 7 2М , М-72Н, М-61, М-62 и К-750) и способы их устранения. НЕИСПРАВНОСТИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ. Д овольно часто водители жалуются на обломспиц колеса. Э то вызывается обычнонедостаточным или же , н аобо ­ рот, ч резмернымнатяжением отдельных спиц. М еждутемонидолжны быть на ­ тянуты равномерно , что легкоопреде ­ лить по звукупри их подтягивании. П риизносе втулок задней подвескимотоциклов М-72 и М-61 их надо заме ­ нить новыми . Чтобы извлечь старую втулку, следует ввернуть в нее метчик М-27, а затем ударять молотком пош току . После тогокак новые втулки запрессованы, их одновременноразвора ­ чивают разверткойразмером 25 мм . П ередняя вилка должна проворачиваться в головке рамы свободно, без заеданий. Н е следует допускать ни люф ­ та передней вилки, ни чрезмернойза ­ т яжки гайки стержня рулевой колонки, так как это приводиткпорчеподшипни ­ ков (на обоймепоявляются вмятины). Неисправность тормозовтяжелыхмо ­ тоциклов вызывается либо замасливан иемтормозныхколодок от того , что сальники пропускают масло, либо износом накладок колодок тормоза. Поэтому тормозные барабаны, особенно узаднего колеса, не должны иметь зади ров и рисок. Для повышения эффективности тормозовможно сделать запилы ножовкой на накладкеколодки , к акэтопоказано на рис . 1. НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ИСИ ­ Л ОВОЙ ПЕРЕДАЧИ. О дной из довольно распространенных неисправностей яв ­ ляется прогорание прокладки головки цилиндра вследствие слабой затяжки болтов. П оэтому ни вкоем случае не следует затягивать болты на горячем двигателе. Н ередкопроисходитипод ­ г орание выхлопных труб . Причина этого — работа на бедной или богатойра ­ бочей смеси, а также позднее зажигание. Н екоторые водители, с тремясьумень ­ шить шумработы двигателя, отступают от заводскойинструкцииприрегулиров ­ к е клапанов иуменьшаютдоминимума зазор между толкателем и клапаном. Делать этого не следует, так какможетпроизойти неплотная посадка клапана вгнездо , что, в своюочередь , ведет кперегреву двигателя ипрогоранию клапана. М ногиежалуются на то , что двигатель мотоцикла К-750 сильноперегревается . Действительно, он более форсирован,ваша щ~т\• к i • 10'° иТГП "V мена мечаотачивается)Р ис . 1. Запилы на накладке тормозной колодки Рис . 2. Универсальный съемник с набором приспособлений (слева направо): для снятия корпуса заднего подшипника, маховика, шестерен, сборки и разборки сцепления, выпрессовки коленчатого вала. Р и с. 3. Углубление между канавками III н IV передач. Р ис . 4. Способ проверки генератора. Р ис . 5. Дополнительный сетчатый фильтр на бензокранике. ч ем двигатель мотоцикла М-72, и потому требует точного следования заводской инструкции при выборе горючего и масла, а впериодобкатки — о соботща ­ тельного ухода, п ричемобкатку следует производить по болеелегкой трассе. П рименениедля двигателей М-61 ма ­ сел высокойвязкости ( М С или МК ) н е ­ д опустимо , так каконо вызывает нару ­ шение работыклапанно - р аспределительногомеханизма , что, в конечном счете, влечет за собойвыход двигателя из строя. Нарушение нормальной работы муфты сцепления происходит из-за неисправности троса или заедания ползунаСетчА/рын кшАчакЗАКРЕПЛЯЕМСЯп ривыжимесцепления . В случае воз ­ н икновениятакой неисправности прежде всего нужнопроверить систему приво ­ да сцепления и, т олькоубедившисьвее исправности, снять коробкупередачипосмотреть , не поступает ли масло из картера. Если фетровый сальник маховикапро ­ пускает масло, то сальник необходмо заменить или вкрайнем случае подло ­ жить под него прокладку из проволоки толщиной3мм . Эта операцияпроизво ­ дится припомощисъемника ( р ис . 2), к оторыйнеобходимтакжедля ряда дру ­ гих работ. Н ужно следить за тем , ч тобы закерновка наружного диска в шлицы винтов была произведена тщательно. Бывает, что привыжимесцепления появляется резкийметаллическийзвук . Это объясняется выработкой отверстий промежуточногодиска сцепления ине влечет за собойсерьезныхпоследствий . Самопроизвольное выключение передачи свидетельствует онеисправности механизма ножного переключения ко ­ р обкипередач . Его можноотрегулиро ­ вать спомощью винтов. Если жесамо ­ произвольное включение происходит иприручномвыключении , то придетсяразбиратькоробкуи заменять вышед ­ шие из строя детали (чаще всегокулач ­ к иимуфту ) . В тех случаях, к огдасни ­ мают коробку передач на ирбитскихмотоциклахвыпуска 1957—1960 гг., имеет смысл заменить сапун на сапунную трубку , подняв ее на 30 мм . Если при нажатии на рычагножногопереключения не переключаютсяпере ­ дачи, т о , п о всей вероятности , о бломалсязубхраповика ; следует повернутьхр ^ п овиковуюмуфту на 180 градусов . Если же после этого педаль не будет возвра ­ щаться впрежнееположение , значит, сломана возвратная пружина . С ледует помнить, что втулка рычага ножногопе ­ реключения изнашивается после 12 — 15 тысяч километровпробега . Н адо такж е иметь в виду, что на мотоциклахпо ­ следних выпусков Ирбитского завода (М-61 и М-62) у становлены коробки с мелкошлицевым включением передач. Их детали отличаются от деталей преж ­ них коробоки не подходяткним . П риезде по асфальту можноисполь ­ зовать накат мотоцикласпомощьюней ­ тральной передачи , р асположенноймеж ­ ду третьей и четвертой передачами . Д ля этого между ними нужно сделать углуб ­ ление, к акпоказано на рис . 3. В тех случаях, к огдаобнаруживается течь воротниковогосальника , е гоповер ­ тывают на 180 градусов , у коротивспи ­ р альнуюпружинуипробив отверстие для стекания масла. О пыт показывает, что жесткийшарниркарданацелесообразнее смазывать ни ­ г ролом ( ч ерезмасленку ) , а не солидо ­ лом. НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДО ­ ВАНИЯ. О сновнымисточникомэлектро ­ э нергии является генератор . Н еисправ ­ ности вегоработемогутвозникнутьиз за того , что износились щетки или от ­ паялись их провода , либо концыпрово ­ д овобмотокякоря отпаялись от пластин коллектора . В первом случае достаточно заменить щетки или припаять концы проводов , во втором — г енераторпри ­ дется разобрать . Отремонтированный генератор следует проверить , к акпока ­ зано нэ рис . 4. Бывает, что подвижное основание пре ­ рывателя при повороте в положение «рано» не возвращается назад поддей -22