КАЛЕНДАРЬНо допустим, вы не проделали этой операции заблаговременно и хром успел потускнеть. Не спешите относить потускневшие детали в мастерскую. Попытайтесь при помощи состава, рецепт которого приводится ниже, восстановить первоначальный блеск. Слегка подогретый животный жир (60 г) тщательно перемешайте со стеарином (20 г), добавьте 100 граммов порошкообразного мела — и смесь готова. Теперь можно приступить к восстановлению блеска. Если же хром покрылся налетом ржавчины, лучше воспользоваться составом, состоящим из одного литра воды, 50 граммов соляной кислоты и 200 граммов медного купороса. Места, покрытые ржавчиной, натираются ветошью, смоченной в этой жидкости, после чего детали тщательно обмываются теплой водой и насухо протираются. Как известно, не рекомендуется хранить бензин в баках более трех месяцев во избежание выделения смолистых веществ. Как же быть, если автомобиль предполагается законсервировать на более длительный срок, а своевременно заменить бензин в баке не представляется возможным? В этом случае следует слить топливо из бака, промыть и высушить его, а затем герметически закупорить горловину и воздухоотводящую трубку. Для предохранения внутренней поверхности от коррозии стенки бака полезно покрыть веретенным маслом, предварительно нагретым до температуры 100—140 градусов. Нелишне также опустить внутрь бака специальный влагопоглощающий патрон. Зимой, в связи с резкими колебаниями температуры, а также из-за большого содержания озона в воздухе, к которому в случае безгаражного хранения добавляется действие ультрафиолетовых лучей, происходит интенсивный процесс старения резины (потеря эластичности и появление трещин). Поэтому лучше снять колеса и хранить их в сухом, затемненном помещении с температурой воздуха от минус 10 до плюс 25 градусов. Если шины не будут демонтированы с автомобиля, их надо разгрузить, используя подставку, и снизить давление в них до 0,5 атмосферы. Одновременно для снятия нагрузки с рессор между их средней частью и кузовом устанавливают деревянные прокладки. При хранении автомобиля в гараже достаточно воспользоваться защитным мелоказеиновым покрытием для колес (75% неочищенного мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извести и по четверти процента фенола и кальцинированной соды), При безгаражном хранении добрую услугу окажут вам брезентовые чехлы."-'•'":;_автомобильВот и закончилась «летняя Одни ставят ная навигация»; автолюбители разделились на два «лагеря». свои автомобили «на прикол», дожидаясь весны, когда пригласительные открытки на технический осмотр возвестят, что пора выкапывать из сугробов ворота гаражей; другие же, невзирая на зиму, продолжают эксплуатировать свои автомобили. Но ив том ив другом случае машины должны быть подготовлены к зиме. Здесь уместно заметить, что среди автолюбителей бытует мнение о том, что зимой очень трудно ездить на машине; особенно пугает их заводка двигателя, остывшего за ночь, так как это считается делом довольно трудоемким; да и вождение в зимних условиях затруднено. Но если применить современные методы и способы прогрева двигателя (см. «За рулем» №№ 1, 2, 6, 10 за 1960 г. и № 2 за 1962 г.), можно не бояться даже сильных морозов. Каких-нибудь 15—20 минут работы подогревателя — и запуск двигателя будет так же легок и прост, как в летнее время. С наступлением холодов серьезное внимание надо уделить технической подготовке автомобиля. Только в этом случае вам удастся обеспечить легкость пуска двигателя, снизить износ деталей и избежать «замораживания» системы охлаждения двигателя и отопления кузова. Поэтому надо обязательно выполнить операции, входящие в объем сезонного обслуживания, а также произвести техническое обслуживание автомобиля № 2 (ТО-2). В перечень работ, входящих в объем сезонного обслуживания, включена промывка системы охлаждения двигателя и отопления кузова от накипи, но некоторые автолюбители считают, что накануне зимы все это — излишняя «роскошь», так как, мол, отложившаяся накипь, ухудшая отдачу тепла двигателем и радиатором окружающему холодному воздуху, облегчит поддержание оптимальной температуры двигателя и уменьшит необходимость часто прогревать его во время морозов. В подобных рассуждениях есть, конечно, доля истины, но накипь все же следует удалять, ибо ее кусочки могут забивать трубки радиатора и отверстия сливных краников. К тому же при использовании горячей воды для разогрева двигателя некипь мешает передаче тепла. После промывки системы охлаждения нужно проверить ее герметичность иликвидировать подтекание охлаждающей жидкости, если оно обнаружится. Проверяя термостат, нельзя забывать, что его клапан начинает открываться при температуре около 70 градусов (при исправном термостате). Как это проверить? В начале прогрева верхний бачок радиатора должен быть холодным (на ощупь), а температура в верхнем бачке радиатора, когда стрелка указателя температуры воды в двигателе дойдет до отметки 80°, достаточно высокой. Зимой большое внимание следует уделять уходу за лакокрасочными и хромированными покрытиями автомобиля, так как воздух насыщен влагой, к которой в городах добавляется вредное влияние сернистого газа и соляного раствора, образующегося при обработке солью поверхности дорог. Поэтому перед постановкой автомобиля на консервацию необходимо обязательно покрыть кузов восковой полировочной пастой № 2 (ТУ МХП-4504-56), образующей прозрачный защитный слой, который предохраняет лакокрасочное покрытие от вредных воздействий. Водители, продолжающие эксплуатацию автомобиля зимой, должны проделывать эту операцию не реже одного раза в 2—3 месяца. Если на кузове обнажился металл, появились царапины, сколы, отслаивание пленки и т. п., то надо немедленно его подкрасить, иначе неизбежно корродирование поврежденных участков. Как сохранить хромированные поверхности? Если автомобиль предполагается поставить на консервацию, то лучше всего хромированные поверхности покрыть слоем битумного лака № 177 (ГОСТ 5631—51); технический вазелин в этом отношении менее надежен, поскольку он относительно быстро подвержен окислению (после 3—4 месяцев). По этой же причине не рекомендуется употреблять и солидол; его придется заменять еще чаще — через каждые два месяца. А если вы собираетесь ездить и зимой? В этом случае некоторые любители покрывают хромированные детали различными маслами, что очень непрактично. Гораздо лучший эффект дает обработка хромированных деталей бесцветным цапонлаком № 951 (ГОСТ 5236—50). Можно приготовить подобное защитное покрытие и самому. Для этого необходимо растворить целлулоид летучк;ли органическими растворителями в пропорции 1 ; 4.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора], М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Срано в набор 27.09.62 г. Г-81522. Тираж 360 000 экз. Подп. к печ. 20.10.62 г. Цена 30 коп. '" З'ак. 463. 3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. Бум. 60 X ЭО'/з. 2,25 бум. л. = 4 печ. л.