МНОЖИТЬ РЯДЫ СПОРТСМЕНОВ. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ИХ МАСТЕРСТВО! свое время на страницах журнала «За рулем» справедливо критиковались автомотоклубы Литвы за отставание в автомобильном спорте. Действительно, до 1960 года в нашей республике все внимание уделялось только мотоциклетному спорту. Теперь же, как известно, команда Литвы выиграла первенство СССР 1962 года по ралли, а отдельные спортсмены добились высоких призовых мест в крупных автомобильных соревнованиях на первенство страны. К началу 1962 года у нас было четыре мастера по автомобильному спорту, 20 перворазрядников и более 120 спортсменов второго и третьего разрядов. Случайны ли эти успехи? Нет. Они являются закономерным итогом большой организаторской деятельности, которая развернулась в автомотоклубах и первичных организациях ДОСААФ за последние два-три года. С чего мы начали? Прежде всего с организации соревнований на личных автомобилях. С помощью общественников и судей из республиканского автомотоклуба (в г. Вильнюсе) и Каунасского автомотоклуба мы провели первые соревнования по фигурному вождению автомобилей. Автолюбители охотно принимали участие в таких спортивных встречах, поскольку эти соревнования не влекут за собой повышенного износа машин. Первые же соревнования по фигурному вождению вызвали широкий интерес, всколыхнули массу автолюбителей, в том числе и тех, кто не имеет собственных автомобилей. Однако фигурное вождение — это лишь одна из наиболее простых разновидностей автомобильного спорта. Задача состояла в том, чтобы привлечь автолюбителей к более сложным соревнованиям и прежде всего к ралли. Для этого необходимо было пробудить интерес к таким состязаниям среди широких кругов автолюбителей и шоферов. Вот почему мы решили провести соревнование по ралли в масштабе республики. Оно состоялось в мае 1960 года со стартом и финишем в Каунасе и прошло с большим успехом. О ралли заговорили, появилось много желающих в них участвовать, и уже в том же году несколько литовских спортсменов смогли выступить в соревнованиях на первенство СССР. Правда, их спортивно-технические результаты были невысоки (9-е место), но один из них, А. Сакалаускас, выступавший на собственном автомобиле, был награжден поощрительным призом журнала «За рулем». Как гласит литовская пословица, хорошее начало — половина работы. Теперь многие увидели, что и наши спортсмены могут выйти на большую дорогу спортивных успехов. Пропаганде ралли весьма способствовало также то, что первенство страны было проведено у нас, в Каунасе. Но, как известно, ралли — сложный вид автомобильного спорта, требующий от участников определенного уровня мастерства, умения не толйко водить автомобиль, но и производить штурманские расчеты. Поэтому в автомотоклубах мы организовали специальные семинары для спортсменов. Раллисты, которые уже приобрели некоторый опыт, помогли товарищам приобрести необходимые знания; начались усиленные тренировки.ВСОРЕВНОВАНИЯ — КЛАДЕЗЬ ОПЫТАВсе это дало плоды. На соревнованиях прибалтийских республик в Риге наша сборная команда вышла на второе место, а выступавшие на собственной машине Анатолий Курдзикаускас и Анатолий Рябчинский стали победителями в одном из классов автомобилей. В 1961 году были проведены зимние ралли городов Каунаса и Вильнюса, разыграно первенство республики. На финальных соревнованиях Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта в Ужгороде команда Литвы заняла уже пятое место, а в личном зачете наши спортсмены Ю. Олека и Л. Шувалов (класс «Москвич») и С. Симонян и И. Вайтенас (класс «Волга») завоевали бронзовые медали; П. Шатас и В. Лаужетскас стали чемпионами страны. Одновременно мы уделяли большое внимание популяризации других видов автомобильного спорта. Очень помогло этому проведение в 1961 году в Каунасе шоссейно-кольцевых гонок на первенство СССР. И хотя в этих соревнованиях литовцы еще не принимали участия, первые энтузиасты начали строительство спортивных и гоночных автомобилей. Не выпал из поля зрения и самый молодой в нашей стране вид автомобильного спорта — картинг. Пионер литовских картингистов Г. Черняускас вместе с группой латвийских и московских спортсменов участвовал летом 1961 года в поездке по городам нашей страны с целью пропаганды картинга. В республике развернулось строительство картов. Несмотря на большие трудности, связанные с приобретением двигателей и резины, к первому туру чемпионата республики 1962 года по картингу было построено 25 картов. Федерация автомобильного спорта Литовской ССР приняла решение провести первенство Литвы по картингу четырьмя этапами — в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и Шяуляе. Но главным «секретом» наших спортивных успехов нынешнего года остается то, что мы стараемся организовать как можно больше соревнований у себя и как можно чаще участвовать в соревнованиях, проводимых в других республиках. Большую пользу, например, дали состоявшиеся в прошлом году в Вильнюсе соревнования прибалтийских республик с участием спортсменов Москвы, Ленинграда и Горького, где команда раллистов Литвы заняла первое место. На всесоюзном зимнем рзлли нынешнего года команда Литвы вышла на третье место. Весной наши спортсмены участвовали в розыгрышах первенства Москвы и РСФСР по ралли. Первенство республики мы, как правило, стараемся проводить в сложных и трудных условиях. Это закаляет спортсменов. Не случайно команда Литвы вернулась в этом году из Нальчика с почетным трофеем — кубком чемпиона страны и среди 46 клубных команд три наших коллектива заняли третье, четвертое и пятое места. Мы понимаем, что удержать высокий спортивный трофей гораздо труднее, чем его завоевать. Чтобы сохранить свои позиции, нашим спортсменам и спортивной общественности предстоит еще немало поработать. Вот почему мы с интересом и одобрением восприняли инициативу совета Витебского автомотоклуба, обратившегося с призывом усилить работу по развитию автомотоспорта в клубах ДОСААФ и взявшего на себя повышенные обязательства по подготовке спортсменов-разрядников, судей и общественных тренеров-инструкторов. Всесторонне обсудив обращение витебских спортсменов, совет республиканского автомотоклуба решил к концу 1962 года подготовить в Вильнюсе и Каунасе 8 мастеров спорта, 25 перворазрядников и 150 спортсменов второго и третьего разрядов. Кроме того, в автомотоклубах Каунаса и Вильнюса намечено в этом году подготовить по две группы общественных инструкторов-тренеров и судей по звтомотоспорту. Эта работа сейчас ведется. В Каунасе на «Неманском кольце» состоялся второй этап на первенство страны по шоссейно-кольцевой гонке, где мы приобрели полезный опыт. В социалистическом соревновании мы мобилизуем все свои силы «а то, чтобы выполнить решения V съезда ДОСААФ по развитию автомотоспорта. А. КУРДЗИКАУСКАС, старший тренер республиканского автомотоклуба ДОСААФ г. Вильнюс. Литовской ССР.ИНИЦИАТИВА НАХОДИТ ОТКЛИКИ редакцию продолжают поступать отклики на обращение Витебского автомотоклуба о развертывании соревнования за дальнейший подъем спортивной работы. Часть этих откликов мы публикуем. ЛЬВОВ. Совет автомотоклуба решил до конца года подготовить двух мастеров спорта, 10 спортсменов первого разряда, 20 — второго и 150 — третьего. Решено оказать помощь первичным организациям Общества заводов «Львовсельмаш», электролампового, автобусного, автопогрузчиков и таксомоторному парну в организации самодеятельных клубов. Будет' подготовлено также 60 судей по автомотоспорту и 60 общественных инструкторов. Решено силами общественности оборудовать на городском стадионе «Дружба» гаревую дорожку. Совет автомотоклуба вызвал на соревнование Одесский областной автомотоклуб. СТАВРОПОЛЬ. До конца этого года будет подготовлен мастер по мотоспорту и7 спортсменов-разрядников. При совете клуба создается секция судей по автомотоспорту. Будет оказана помощь первичным организациям Общества в подготовке спортсменов-разрядников по автомотоспорту. ЯРОСЛАВЛЬ. Совет автомотоклуба решил воспитать 141 спортсмена-разрядника, из них двух мастеров спорта по автомоделизму. Кроме того, будет подготовлено 45 общественных инструкторов и 80 судей по техническим видам спорта. Решено до конца года провести 23 соревнования по автомотоспорту.7