Б ольшие задачи, шоставленные перед спортсменамиV съездом ДОСААФ , по плечу лишь выносливым, ловким, смелым и решительным людям, неуклонно совершенствующим свое спортивное мастерство. Такие качества вырабатываются упорной, систематической тренировкой. Как ее правильно построить, чтобы получить максимальную отдачу в соревнованиях? Здесь решающее слово принадлежит тренерам. Они призваны вооружать своих воспитанников необходимыми знаниями и навыками, на научной основе готовить их к штурму рекордов. Тренер высшей квалификации — не только старший товарищ спортсменов, умудренный опытом, тонко разбирающийся в спорте. Он должен быть умелым педагогом, всесторонне развитым культурным человеком, обладающим прочными познаниями в биологических науках, медицине, психологии. Потребность в высококвалифицированных тренерах по автомобильному и мотоциклетному спорту особенно велика. В автомотоклубах и первичных организациях ДОСААФ нередко в роли наставников спортсменов выступают бывшие гонщики или кроссмены, не имеющие специального образования, а иногда и просто случайные люди. Воспитать первоклассных автомобилистов и мотоциклистов таким тренерам, естественно, не под силу. Многие из них не знакомы с научными основами и методикой тренерской работы. А ведь тренировка — это процесс всестороннего воспитания спортсмена, охватывающий моральную, физическую, тактическую и техническую его подготовку к трудным соревнованиям. Кто, как не тренеры, в ответе за то, например, что физическая подготовка является до сих пор ахиллесовой пятой значительной части автомобилистов и мотоциклистов? Езда на автомобилях и мотоциклах и особенно участие в соревнованиях требуют большого физического и нерви' го напряжения. Вот почему для гонщиков важно строго соблюдать режим. Любое физическое упражнение воздействует на человеческий организм не изолированно, а комплексно. Чем разнообразнее выполняемые при тренировке упражнения и лучше физическая подготовка спортсмена, тем быстрее и совершеннее овладеет он техникой вождения машины в самых разнообразных дорожных и климатических условиях. Определять медицинские и гигиенические условия подготовки, контролировать состояние здоровья спортсменов должны тренеры. Нарушения спортивного режима никогда не приводят к Добру. Нередко можно видеть, как спортсмены буквально накануне соревнований, ночью, возятся с машиной и, не отдохнув, утром выходят на старт. А потом вместе с тренером недоумевают, ищут причины неудачного выступления. Испытанным средством борьбы с утомлением является массаж. Он благоприятно действует на мышцы, суставосвязочный аппарат, на обмен веществ, сердечно-сосудистую и нервную системы. Поглаживание, растирание, легкоеТРЕНЕРЫ ЗА ПАРТОЙили сильное надавливание, разминание и другие его приемы вызывают усиленное кровообращение, благодаря которому вымываются отработанные продукты, накопившиеся в крови. Пятиминутный массаж воздействует на организм куда более эффективно, чем двадцатиминутный покой. Он — незаменимое средство быстрого устранения отека ног и рук, часто наблюдающегося у спортсменов после продолжительных тренировок. Несмотря на неоспоримые достоинства массажа, автомобилисты и мотоциклисты обычно не пользуются им. Они совсем незнакомы с самомассажем. А тренеры, сами не знающие приемов его выполнения, естественно, не могут научить спортсменов применять это эффективное средство. Автомобильные и мотоциклетные гонки — удел отважных, смелых людей. Тем более нужно проявлять постоянную заботу об их безопасности. Большое значение имеет страховка при тренировках и во время выступлений гонщиков. Если же несчастный случай все же произойдет, надо уметь оказать первую помощь пострадавшему. Эти вопросы обычно выпадают из поля зрения воспитателей спортсменов. Они не анализируют причины несчастных случаев, не принимают действенных мер для предупреждения и искоренения травматизма. Тренировочный процесс неотделим от врачебного контроля. Между тем большинство тренеров по автомотоспорту строит его без учета данных медицинского обследования и педагогических наблюдений. До сих пор они никак не могут привить спортсменам вкус к самоконтролю, который является ценным дополнением к врачебным осмотрам. Надо приучить каждого автомобилиста и мотоциклиста вести дневник регулярно и аккуратно, заносить в него данные о самочувствии, настроении, сне, аппетите, работоспособности, режиме, весе, пульсе, дыхании и т. п. Самоконтроль имеет большое воспитательное значение, он служит показателем сознательного отношения к тренировочным занятиям. Пользуясь им, можно'планировать и проводить тренировку в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена. Наконец, самоконтроль — надежное средство предупреждения перетренированности. Задача тренеров — освоить самоконтроль и научить спортсменов оценивать и использовать его данные для определения физического развития, состояния здоровья, степени тренированности. Наставники автомобилистов и мотоциклистов обязаны в совершенстве знать устройство и особенности эксплуатации машин, готовить их к соревнованиям. Но одного этого мало, надо уметь передать эти знания и навыки спортсменам. Между тем многие тренеры по автомотоспорту имеют смутноепредставление о методике обучения. Проводя урок, они не разделяют материал на вводную, основную и заключительную части; некоторые тренеры даже не считают нужным готовиться к занятиям, не думают, как их будут проводить, не анализируют свои ошибки. Все указанные выше недостатки в воспитании спортсменов объясняются главным образом тем, что тренеры не имеют специального образования. Не случайно об этом шел разговор на V съезде ДОСААФ . Реализуя предложения и пожелания делегатов съезда, ЦК ДОСААФ принял решение начать с 1962 г. подготовку тренеров высшей квалификации по автомотоспорту со сроком обучения 4 года и тренеров с 3-годичным специальным образованием. На новое отделение, организованное в Центральном ордена Ленина институте физической культуры, уже принято 50 мастеров спорта и разрядников из разных городов страны. Для их плодотворной учебы созданы все условия. Каждый студент получает общежитие, обеспечивается стипендией; ему также предоставляется материальная часть для практических занятий. Вся программа подготовки тренеров высшей квалификации рассчитана на 3998 учебных часов. Она включает в себя широкий комплекс общетеоретических, общеобразовательных и специальных предметов. За время обучения студенты овладевают марксистско-ленинской теорией, изучают историю и теорию педагогики, психологии, организацию физической культуры, а также иностранные языки. Большое место в программе отводится биологическим наукам — анатомии, физиологии, химии. Будущие тренеры получают знания и навыки спортивной медицины, в частности врачебного контроля, лечебной физической культуры, общей и прикладной гигиены. Профилирующим предметом профессионального образования в институте является теория и методика физического воспитания. Специальные знания и навыки студенты приобретают, овладевая теорией, практикой и методикой преподавания автомотоспорта, гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, спортивных игр, плавания, тяжелой атлетики, фехтования и других видов спорта. В специализацию по автомотоспорту входит подготовка машин к различным видам соревнований, изучение конструктивных особенностей и динамических качеств отечественных и зарубежных спортивных и гоночных автомобилей и мотоциклов, теории двигателей и ряда других дисциплин. Итак, готовится первая группа высококвалифицированных тренеров- по автомотоспорту. Их ждут в автомотоклубах, в спортивных организациях. Спортсмены связывают с ними надежды на достижение высоких спортивно-технических результатов, будут под их руководством штурмовать мировые рекорды. Я. ПОПОВ, старший преподаватель-тренер по автомотоспорту Центрального ордена Ленина института физической культуры.21