12
13
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ МЕНЯЮТСЯ РОЛЯМИЧехословакии среди детей очень распространена игра «в слова». Нехитрый смысл ее заключается в том, что один играющий произносит какое-нибудь слово, а второй должен немедленно подобрать другое, связанное с ним по определенной ассоциации. Например, один скажет «море», другой отвечает «вода», один скажет «космос», другой — «Гагарин». И если в соответствии с правилами этой игры упомянуть «гонки по гаревой дорожке», чехословацкий юноша, не задумываясь, воскликнет: «Уфа!» Столица Башкирии по праву считается центром гонок по гаревой дорожке. Ведь уфимцы — лучшие советские мастера этого мужественного и красивого спорта, очень популярного в Чехословакии! Прошло совсем немного времени с тех пор, как советские мотоциклисты приезжали а Чехословакию, чтобы закупить первую партию мотоциклов ЭСО, познакомиться с их техническим обслуживанием и постичь азы нелегкой азбуки гонок по гаревой дорожке. Это были очень способные ученики, в чем мы смогли убедиться, когда спустя некоторое время советские гонщики снова приехали к нам, на этот раз уже как участники чемпионата мира и серьезные Шретенденты на лавры победитеСЛОВО НАШИМ ДРУЗЬЯМ ЧЕХОСЛОВАЦКИМ ЖУРНАЛИСТАМАвтор публикуемых заметок чехословацкий журналист Адольф Куба (слева) беседует с уфимскими спортсменами.Влей. Такое же впечатление осталось у нас от прошлогоднего визита, который мы нанесли своим советским коллегам. В нынешнем году команда наших гаревиков вновь приехала в Советский Союз. Теперь роли переменились. Уже мы посылаем к вам молодых гонщиков учиться, закаляться в спортивных боях. Девять встреч в СССР с лучшими советскими и польскими гзревиками явились для наших спортсменов прекрасной школой. Но прежде чем рассказать об этих соревнованиях, мы хотим познакомить советских читателей с состоянием этого вида спорта в Чехословакии. 'В настоящее время в стране свыше 40 стадионов с гаревой дорожкой, расположенных по всей территории республики. Мотогонщики объединены в секции при областных автомотоклубах Свазарм. Каждая область выставляет не менее одной сборной команды. Ежегодно по результатам календарных встреч отбирают 48 лучших гонщиков республики. Они составляют три квалификационные группы. Пять лучших из каждой группы получают право выступать в чемпионате Чехословакии. Шестнадцатым финалистом становится прошлогодний чемпион республики. Участники первенства в течение года встречаются друг с другом на пяти соревнованиях, причем в разных городах.Девять товарищеских встреч мотогонщиков Польши, Чехословакии и СССР состоялось на советских мототреках. Н аснимке : момент соревнований в Уфе.В зачет входят лучшие результаты по четырем состязаниям. Кроме личного чемпионата республики, у нас проводится командное первенство в двух группах. Чехословацкая сборная достигла больших успехов на международных состязаниях. Она вышла в финал командного первенства мира, проходившего в июле этого года, и заняла четвертое место среди 15 участвовавших команд. вот коротко о гаревом спорте в Чехословакии. А теперь вернемся в Советский Союз. Нам, прямо скажем, все время везло. Нет, мы имеем в виду не результаты стартов, они были довольно скромными. Но все наши встречи в СССР проходили как бы под знаком... освоения космоса (да, да, вы сейчас убедитесь в этом!), и мы горды тем, что получили счастливую возможность разделить радость советских людей. Больше всех повезло автору этих строк. Когда я около двух лет назад присутствовал на международных гонках по льду в Уфе, была запущена одна из космических ракет. До самой ночи в 40-градусный мороз мы стояли на улице, притопывали, растирали замерзшие уши и, затаив дыхание, слушали специальные сообщения ТАСС. Летом прошлого года я снова был в Уфе вместе с командой чехословацких мотоциклистов, участвовавшей в серии международных гонок по гаревой до ­ рожке. Термометр снова показывал 40 градусов, на этот раз выше нуля. И снова мы были свидетелями триумфа советской науки — успешного старта, полета и приземления космического корабля «Восток-2», управляемого Г. Титовым. Едва мы в этом году приехали в Уфу и провели первую тренировку, как весь мир взволновало новое сообщение ТАСС: над нашими головами несся космический корабль «Восток-3». А на другой день, незадолго до очередного соревнования, переполненный стадион «Труд» облетело еще одно потрясающее известие: на орбиту вышел «Восток-4». Наверное, когда наши гонщики в очередной раз поедут в СССР, советские космонавты снова удивят мир. Но интересные события происходят и на земле, в том числе там, где проложены гаревые дорожки . Серия международных дружеских соревнований между лучшими гонщиками СССР, ЧССР и Польши началась в Уфе. Вместе с пред- ставителями Советского Союза Л . Дробязко, Ф . Шайнуровым, И. Плехановым, Б. Самородовым, В. Трофимовым, В. Соколовым стартовали молодые чехословацкие гонщики А. Пруш, 3. Коварж, С. Кубичек и А. Шваб — в прошлом сильнейший велогонщик страны, участник велогонки Мира. От Польши выступали три известных гонщика — С. Кемпа, С. Ткоч и Я. Сухецкий. Победителем этой встречи, собравшей 18 тысяч зрителей, стал один из хозяев^дорожки И. Плеханов, набравший *l 4* очков из 15. Последующие мест* зтаняли В. Трофимов из Ровно (13 очков) и Л. Дробязко из Уфы (12 очков). Четвертым был поляк С. Кемпа (11 очков), пятым — чехословацкий спортсмен А. Пруш (10 очков), одержавший победу в двух заездах и опередивший Б. Самородова иФ . Шайнурова (СССР). Затем в День строителя разыгрывался приз «Строительной газеты» между лучшими гаревиками Москвы, Ленинграда, РСФСР, Украины, Грузии, Эстонии и Литвы. Наши гонщики вместе с поляками присутствовали на состязаниях в качестве зрителей и дружно аплодировали своему старому знакомому Ф . Шайнурову, который уверенно набирал очки и выиграл приз. Вторая международная встреча была более увлекательной ив то же время более драматичной, чем предыдущая. Хотя первое место снова занял И. Плеханов, не потерявший ни одного очка во всех пяти заездах, а на второе место уверенно вышел поляк С. Кемпа, на гаревой дорожке развернулась острая борьба, а именно — борьба за третье место между чехословацким спортсменом 3. Коваржем и уфимцем Л . Дробязко. Только несколько сантиметров на финише решили спор в пользу советского гонщика. Сюрприз преподнес запасной участник советской команды Л. Краев. Восьмое место среди лучших спортсменов трех стран, да еще по очкам, набранным в4 заездах, — высокое достижение. В день счастливого приземления советских космонавтов проходило следующее соревнование. На этот раз в нем участвовали только гонщики СССР и ЧССР, так как польские и некоторые советские спортсмены отправились на новый стадион в город Салават, находящийся в 170 км южнее Уфы. Чехословаки твердо решили бороться за каждый метр, не страшась громких имен лучших советских гонщиков. Своей решительной и тактически продуманной ездой они добились очень почетных мест — первого, пятого и шестого. Запомнились нам два выступления в Салавате, «городе молодых», как его по праву называют. История Салавата едва насчитывает 10 лет, а средний возраст его жителей — 25 лет. Несколько месяцев назад здесь был построен мототрек, и уфимские спортсмены помогли своим «младшим братьям» быстро обжить его. Тренирует местных мотоциклистов один из известных советских гаревиков Владимир Соколов. В Салавате мы встретили несколько человек, которые сражались за освобождение Чехословакии. Были тут и участники славной Мурзиновской партизанской бригады «Яна Жижки из Троцнова», которая в течение многих месяцев действовала в Моравии. Наши мотоциклисты считали себя обязанными достойно представлять Чехословакию в Салавате. 3. «За рулем» № 11Весь город жил этой международной встречей. Даже гастролировавший здесь Московский театр комедии не работал, хотя была суббота. Мы были на спектакле в пятницу, а в субботу московские артисты пришли к нам на стадион с ответным визитом. Только погода не благоприятствовала состязаниям. Дождь шел всю ночь и весь день, и стадион превратился в огромное озеро. Но это не обескуражило салаватцев. На стадион доставили бурильные машины, вырыли несколько ям, в "которых установили всасывающие сетки, и пустили на полные обороты могучие насосы. Вскоре вся вода была удалена. Еще несколько машин с опилками — и исчезли остатки луж. Соревнование состоялось! Но глинистое покрытие все же осталось скользким, как мыло. Некоторым гонщикам, в том числе и такому опытному, как Ф . Шайнуров, не помогло все их умение. Только тренер салаватцев В. Соколов, который уже, наверное, успел освоить новую дорожку, чувствовал себя как рыба в воде. В соревновании, на котором присутствовало 13 тысяч зрителей (больше стадион не вмещает, и многим пришлось довольствоваться местами на крышах ближних домов), В. Соколов одержал бесспорную победу и набрал максимальное количество очков. С честью выдержал сложное испытание С. Кубичек, проигравший только победителю. На следующий день, когда солнце высушило дорожку, соотношение сил изменилось, и Ф . Шайнурову удалось взять реванш. Он повторил достижение В. Соколова, а С. Кубичек сумел удержаться на втором месте. Последние соревнования международной серии должны были проходить далеко от Урала. Команды сели в поезд и после короткой остановки в Москве прибыли во Львов. В тот же день состоялась первая встреча. К сожалению, мотоциклы чехословацких и польских гонщиков опоздали. И снова хозяева дорожки показали, что такое спортивная дружба.СЛОВО НАШИМ ДРУЗЬЯМ — ЧЕХОСЛОВАЦКИМ ЖУРНАЛИСТАМТут же со складов были извлечены шесть новеньких ЭСО и предложены гостям. Сами же советские гонщики стартовали на старых машинах. Блестящее мастерство польских гонщиков, помноженное на ездовые качества новых ЭСО, принесло им заслуженные первое, второе и четвертое места. Если бы не падение С. Ткоча прямо на старте, поляки заняли бы все три первых места. На другой день на том же стадионе состоялось еще одно соревнование. Теперь уже все гонщики выступали на своих машинах, возвратившихся из дальних странствий. Пять последних заездов проходили под проливным дождем, местами дорожка была скрыта под водой, и многим гонщикам не удалось избежать падений. Целая группа спортсменов набрала одинаковое количество очков, и решающим явился последний, двадцатый, заезд, в котором вели спор Б. Самородов и 3. Коварж. Второй чехословацкий гонщик А. Шваб потерял шансы на победу из-за поломки мотоцикла. Одержал победу Б. Самородов, набравший 11 очков. С такой же суммой на второе место вышел С. Ткоч, на третье — 3. Коварж. Последнее, девятое, соревнование проходило в Ровно на асфальтированной дорожке, покрытой местами толстым слоем шлака. Для некоторых гонщиков (в их числе для всей нашей команды) она оказалась твердым орешком. Убедительную победу одержал Л. Дробязко (15 очков), за ним поляк С. Кемпа (14) и ровенский спортсмен А. Ковальчук. Серия описанных здесь вкратце международных соревнований явилась замечательной школой для молодых чехословацких гонщиков и еще больше укрепила дружбу спортсменов братских стран. Адольф КУБА, заместитель главного редактора журнала «Свет мотору».На старте одного из заездов польский гонщик С. Кемпа чересчур резко взял старт. Фото Р. Гайнуллина