В помощь молодому водителюЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ МАСТЕРСТВОМ...Перед выпускниками автомотоклубов, делающими первые шаги в самостоятельной работе, возникает немало вопросов по эксплуатации автомобилей, технике их вождения. В многочисленных письмах в редакцию они просят рассказать, в частности, о том, как управлять автомобилем в различных дорожных условиях. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция предполагает опубликовать ряд материалов 'под рубрикой «В помощь молодому водителю». Статья инженера Г. Берестинского — первая из них.Автомобиль «Победа» может двигаться на высшей передаче и на асфальтированных, и на грунтовых дорогах. В то же время на песчаной дороге его работа также практически возможна только на первой передаче, так как небольшой запас тяги на второй (297—280 = 17) не обеспечивает устойчивого движения. Определение передачи, нужной в данных условиях и при данной скорости, — немаловажный фактор в работе водителя. Расскажем об этом подробнее.НАЧАЛОПУТИожет быть, опытным шоферам некоторые мысли автора и покажутся азбучными, однако, как показывает практика, зачастую невыполнение именно этих элементарных правил служит причиной многих дорожных происшествий, преждевременного износа техники. Мы обращаем свои заметки к начинающему водителю. Цель их — помочь молодым шоферам овладеть рациональными приемами вождения автомобиля, стать настоящими мастерами своего дела. Управление автомобилем требует от водителя внимательности, спокойствия и собранности, готовности правильно действовать в любой обстановке. Уметь хорошо водить автомобиль — значит выработать такие приемы управления им, которые обеспечат полную безопасность движения, увеличат срок службы агрегатов машины, будут способствовать снижению утомляемости и водителя, и пассажиров. Необходимый автоматизм в выполнении этих приемов достигается большим практическим опытом вождения а различных дорожных и климатических условиях, знанием и умением использовать в своей работе законы и правила, которым подчиняется движение автомобиля. О них мы и поведем речь. Условия работы автомобиля — это условия постоянно меняющихся сопротивлений движению. Для этого тяговое усилие на его ведущих колесах также должно изменяться в широких пределах. Однако двигатели внутреннего сгорания, используемые на автомобилях, не способны самостоятельно выполнить такую задачу. Они развивают наибольший кру-М310 5 | 270 %%ПОПтотящии момент при сравнительно небольшом числе оборотов коленчатого вала, а максимальной мощности достигают при увеличении оборотов примерно в два раза. Этот характер изменения крутящего момента и мощности автомобильных двигателей показан на рис.1. Быстрое падение мощности с увеличением числа оборотов коленчатого вала — отрицательное свойство двигателей внутреннего сгорания. Поэтому (в тяжелых условиях движения, при трогании с места и т. п.) подвести повышенный крутящий момент к ведущим колесам автомобиля помогает коробка передач. Известно, что тяговое усилие на ведущих колесах изменяется в зависимости от числа оборотов коленчатого вала и применения различных передач. Это усилие должно превышать силы сопротивления движению (иначе колеса не смогут вращаться) и быть вместе с тем меньше сил сцепления с полотном дороги; в противном случае неизбежна пробуксовка колес. в автомобиле почти всегда можно сочетать различные крутящие моменты двигателя с передаточными числами коробки передач таким образом, чтобы тяговая сила оставалась меньше сил сцепления и больше сил сопротивления движению. В таблице 1 приведены тяговые усилия, силы сцепления и сопротивления качению на различных передачах автомобиля ГАЗ-51. Как видно из таблицы, движение автомобиля ГАЗ-51 (без учета потерь на сопротивление воздуха) по асфальтированному 'покрытию на прямых участках дороги может происходить на всех передачах, включая высшую, так как сила сопротивления качению значительно меньше силы тяги. Движение с небольшой скоростью в этом случае совершается при малых открытиях дроссельной заслонки, а автомобиль имеет значительный запас тяги. На проселочной дороге разница между максимальной силой тяги на высшей передаче и силой сопротивления качению невелика. Это приводит к необходимости перехода на низшую передачу даже при небольшом изменении скорости движения, соответствующей наибольшему крутящему моменту двигателя (40—32 км/час). Езда по песчаной дороге возможна только на первой передаче. Эти же показатели для автомобиля М-20 «Победа» приведены в таблице 2.При трогании автомобиля с места ведущие колеса его испытывают нагрузки веса автомобиля, крутящего момента, передаваемого силовой передачей, и сил инерции. Эти нагрузки воспринимаются шинами колес, и для уменьшения износа их начинать движение нужно как можно плавнее. Расчеты показывают, что сдвинуть с места автомобиль с полным весом в 2000 кг может сила примерно в 25 раз больше той, которая необходима для поддержания скорости движения в 50 км/час (без учета сопротивления воздуха). Развить на небольшой скорости высокие обороты двигателю «помогает» низшая передача: у легковых автомобилей — первая, у грузовых — вторая. На сухой и ровной дороге с высоким коэффициентом сцепления (0,7—0,8) трогание с места на низшей передаче не представляет особых трудностей, так как сила сцепления при этом превышает тяговую силу. На скользкой дороге, где коэффициент сцепления низок, тяговое усилие на низшей передаче зачастую больше силы сцепления и колеса начинают буксовать. В этом случае трогаться нужно на более высокой передаче (легковым автомобилям — на второй, грузовым — на третьей) с малым открытием дроссельной заслонки или увеличить коэффициент сцепления, подсыпав, например, под ведущие колеса песок. Рывки при трогании с места вызывают также усиленный износ деталей сцепления и других механизмов силовой передачи. Чтобы избежать этого, педаль сцепления при приближении ее к верхнему положению следует отпускать медленно, сочетая с умеренными оборотами коленчатого вала двигателя. Увеличивать подачу горючей смеси в цилиндры двигателя следует тогда, когда. сцепление начнет включаться. Соответствующее этому положение педали сцепления определить несложно, особенно если вы постоянно ездите на одном автомобиле. Больших навьжов требует трогание с места на подъемах, где сопротивление движению велико и нужно избежать скатывания автомобиля назад. На подъемах нагрузка задних колес автомобиля значительно выше нагрузки передних. Об этом не следует забывать особенно тогда, когда центр тяжести автомобиля расположен высоко. В этом случае при резком трогании с места разгрузка передних колес и перегрузка задних может привести к опрокидыванию. автомобиля или вызвать повреждение шин. Надо научиться отпускать ручной тормоз в тот момент, когда сцепление начнет включаться, а «газа» прибавлять больше, чем на ровном месте. На уклонах сопротивление движению2200 3000 3800 4600л об/мин26