12
13
Финишируют 200 гонщиков из 286 . Крупный успех спортсменов социалистических стран. Советская команда—на третьем месте.Б. ТРАММ, член президиума ЦК ДОСААФ.Недавно состоялись. Втридцать седьмые многодневные соревнования ФИМ Баварские Альпы (ФРГ) съехались286 спортсменов из 16 стран мира, чтобы разыграть крупнейшие международные призы — «Большой трофей» и «Серебряную вазу». Гонщики Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Дании, Испании, Италии, Канады, Польши, Советского Союза, США, Финляндии, ФРГ, Швеции, Швейцарии и Чехословакии состязались в мотоциклетном многоборье. «Шестидневка» 1962 года, как и всегда, включала шестиз-тапные дорожные соревнования на регулярность движения. Однако пункты контроля времени на этот раз были расположены не только через 40—50 км , но и через 6—10—15 км . За шесть дней надо было преодолеть свыше 1500 км по шоссейным, проселочным и горным дорогам, по тропам и бездорожью. Трасса была очень трудной, да еще во время соревнований не приостанавливалось движение транспорта. Если учесть, что оно в этом районе достаточно интенсивное, а для участников соревнований не делалось исключения в соблюдении правил движения, то будет ясно, что заданная скорость 40 — 42 км'час была очень «жесткой». Нередко гонщикам приходилось преодолевать кроссовый участок в горах со скоростью всего 8—10 км/час, иногда они «тащили» свои мотоциклы по заболоченному участку, а затем, выйдя на небольшой отрезок хорошего шоссе, мчались в ураганном темпе, чтобы прибыть на KB в установленное время: ведь за каждую минуту опоздания начисляется штрафное очко. Из-за дождя, начавшегося накануне соревнований и не перестававшего первые четыре дня, сама по себе тяжелая трасса стала во многих местах труднопроходимой. В низинах мешали туманы; неожиданные препятствия гонщикам создавали разбушевавшиеся горные реки. Немало хлопот доставил снегопад, а кое--де и пурга. Не случайно в первые же два дня 43 человека прекратили соревнования. Среди них были и сильные, умудренные опытом участники. • Мастерство спортсменов и качество их машин прошли, кроме того, строгое испытание в десяти дополнительных скоростных соревнованиях. В тяжелых горных условиях гонщики состязались в кроссах, скоростных подъемах, в умелом торможении после разгона в точно заданной двухметровой полосе. После полутора тысяч километров дорожных испытаний и скоростных соревнований, когда спортсмены за шесть дней изрядно устали, а их мотоциклы и шины основательно поизносились, был дан старт завершающей шоссейно-кольцевой гонке на 42 км , которые надо было преодолеть с заданной скоростью (не менее 74—87 км/час) в зависимости от класса машин. Трудными были условия не только для людей, но и для техники. В закрытом парке мотоциклы находились под открытым небом, и спортсмены не имели права накрыть даже наиболее уязвимые их части.С первых минут на трассе «шестидневки» развернулась упорная борьба. Для наших спортсменов она началась неудачно. На старте не завелся мотор у мастера спорта Э. Кирсиса. Пока он нашел неисправность в электрооборудовании (оказалось, что причиной ее был дождь) и устранил ее, прошло 11 минут. А ближайший KB почти рядом — в 6км от старта, и ехать надо через город. Где уж тут наверстать упущенное, когда времени дано всего 5 минут. Кирсис не проехал, а пролетел эти 6 километров, но все же «заработал» 8 штрафных очков. Опоздал на KB и А. Сироткин. Оба спортсмена — и Кирсис и Сироткин — входили в со-есть ^нейстав национальной команды (в нее включаются только гонщики, выступающие на мотоциклах отечественного производства). Поэтому наши спортсмены оказались лишь на седьмом месте. По итогам первого дня национальные команды Чехословакии, Польши, Великобритании, Италии, Швеции и ФРГ закончили первый этап без штрафных очков. Плохо в первый день выступил иЛ . Братковский, входивший в команду, боровшуюся за «Серебряную вазу». Он получил сразу 30 штрафных очков: на мотоцикле загорелась проводка, и гонщику пришлось заниматься неотложным ремонтом. Урок этого несчастливого дня не прошел даром. Главные усилия наша 'команда направила на то, чтобы не потерять ни одного зачетного участника. В последующие дни график был еще жестче; и если спортсмен делал на коротком участке хотя бы небольшую остановку для устранения мелких неисправностей, он неминуемо получал штрафные очки. У всех команд, кроме чехословацкой, ломались мотоциклы, выбывали гонщики. Первой понесла потери команда Швеции, затем прошлогодний победитель — команда ФРГ. Не избежали этой печальной участи поляки и итальянцы. В последний день выбыл гонщик из национальной команды Великобритании. Советская команда финишировала в полном составе. Правда, не обошлось без волнений. Особенно тяжелый урон нанес команде А. Сироткин. Из-за небрежной сборки фильтра, которая привела в конечном счете к износу двигателя, он почти ежедневно приносил штрафные очки (в том числе 51 в последний, шестой день). Из-за обрыва цепи опоздал на один из пунктов KB В. Семин, поломался шток подвески у Г. Крюченко, обрыв цепи и неисправность пускового механизма подвели' С. Старых, из-за отказа реле-регулятора получил штрафные очки Б. Мальчиков. И все же ценой больших усилий наша команда на второй день с седьмого места перешла на пятое, в четвертый день — на четвертое, а в пятый — на третье. Пришлось догонять противников ив борьбе за «Серебряную вазу». Начав с двенадцатого места, команда на шестой день занимала уже седьмое (из 18). В соревнованиях национальных команд «Большой трофей» завоевали чехословацкие спортсмены, сумевшие окончить все этапы без штрафных очков; второе место досталось команде Великобритании (108 штрафных очков); на третьем месте — команда СССР (140); далее с большим отрывом следуют команды Польши, Италии, ФРГ, Швеции. Таким образом, из четырех призовых мест три завоевали команды социалистических стран. Две из них—ЧССР и СССРфинишировали полностью. К сожалению, в соревнованиях не приняли участие команды Болгарии и Румынии, имеющие, как известно, опытных гонщиков, и спортсмены Венгрии — страны, где выпускаются хорошие мотоциклы. Не вышла на старт и команда Германской Демократической Республики.РЕЗУЛЬТАТЫ,П ОКАЗАННЫЕ СОВЕТСКИМИ ГОНЩИКАМИ Штрафные очки Положительные! очки 1 ИЖ-350 смз 532 0 505 0 499 2 518 3 470 18 440 32 009 ИЖ-250 см3 536 494 489 „, МедалиГонщикиБ. Г. С. Б. С. Л.Иванов Чащипов Ястребов Мальчиков Старых БратковскийЗолотая •?олотая Серебряная Серебряная Серебряная Бронзовая Золотая Золотая Серебряная Серебряная Серебряная Серебряная БронзоваяР. Р ешетнике А. Е горов Э. К ирсис В. С емин Н. К улев Г. К рюченко А. С ироткин«Ковровец-175 2 507 4 458 7 462 130 34412 Советские мотоциклисты на XXXVII многодневных соревнованиях ФИМ. С лева : Г. Чащипов, з авоевавший золотую медаль, форсирует горную речку. С права : В. Семин проходит сложныйучасток кроссовой трассы .скихАльпахПравительство Бонна не дало ей ви'з ьлгвъезд з ФРГ и лишило таким образом одну из сильнейших команд Европы, располагающую отличными мотоциклами МЦи «Симеон», возможности бороться за первенство. Этот акт дискриминации вызвал глубокое возмущение спортивной общественности. Делегации СССР, ЧССР и Польши заявили протест. Международное жюри выразило сожаление. Как сообщил на заседании жюри президент ФИМ П. Нортье, акт дискриминации в отношении спортсменов ГДР будет специально обсужден на конгрессе ФИМ . Интересны индивидуальные результаты соревнований. Они представлены в таблицах. Стартовало 286 гонщиков, н о на последний финиш прибыло только 200. Лучше других подошли для трассы в Гармише мотоциклы класса 175 и 750 см3 : первые — по легкости, вторые — по мощности двигателя. Наиболее трудными оказапись условия соревнований для машин класса 250 см3 — и м были установлены; такие же нормы, как и для 500-кубовых мотоциклов. Важным -итогом соревнований является преимущество в надежности материальной части команд социалистических стран. У них сошло только 24 процента мотоциклов, а золотые медали получило 42 процента участников. В командах капиталистических стран прекратило соревнования 32 процента гонщиков, а золотых медалей добилось только 36 процентов. Советские гонщики завоевали 4 золотых, 7 серебряных и2 бронзовых медали. Однако советские мотоциклы, показавшие хорошую надежность, все еще отстают в скоростных показателях. *У них меньше мощность и больше вес, чем у лучших образцов иностранных машин. Эти слабые стороны особенно выявились в дополнительных скоростных испытаниях. Так, в классе 350 см3 лучший результат среди 40 гонщиков показал финн К. Пертти на чехословацкой «Яве», набравший 587 дополнительных очков, а первым из советских спортсменов был Б. Иванов на мотоцикле ИЖ — 532 очка (11-е место). В классе 250 см3 было 84 участника. Больше всех набрал до ­ полнительных очков М. Таге на шведском мотоцикле «Гускварна» — 584. Лучший результат советского гонщика Р. Решетникса — 536 очков (18-е место). В целом результаты выступления советских (мотоциклистов в «шестидневке» 1962 года, вышедших на третье призовое место, можно рассматривать как большой шаг вперед. Наша команда впервые заняла высокое место, оставив позади гонщиков ФРГ, Италии и Швеции — стран с развитым мотоциклостроением и большим опытом в шестидневных соревнованиях. Но по мастерству и технической подготовленности советские гонщики еще явно уступают своим чехословацким друзьям. Наша делегация ознакоми'лась с состоянием .мотоспорта в ФРГ. Выяснилось, что в ФРГ только шесть тысяч мотогонщиков, но 600 тысяч членов автомотоклубов. Абсолютное большинство спортсменов участвует в многодневных соревнованиях, кото3. «За рулем» № 12. рые здесь очень популярны. Первенства ФРГ по «шестидневке» проводятся ежегодно, в шесть воскресных дней. Благодаря этому спортсмены не отрываются от работы. Показательно, что все гонщики выступают только на собственных мотоциклах. Следующие международные соревнования, по-видимому, будут проведены в Чехословакии. Готовиться к ним надо уже сейчас. Что мы понимаем под этой подготовкой? Прежде всего речь идет о том, чтобы чаще проводить доступные широким кругам спортсменов однодневные м многодневные состязания мотоциклистов на собственных машинах. Федерации мотоспорта, Центральному автомотоклубу полезно использовать интересный опыт проведения (Многоднев-«Многодневка» может стать массовым соревнованиемных соревнований в ГДР, Польше, ФРГ в выходные дни. Гонщики проходят 'одни и те же участки трассы дважды — в прям оми обратном направлении, без обеденного перерыва. Это значительно облегчает организацию соревнований.. Ответственная задача ложится на коллективы заводов, изготовляющих мотоциклы «Ковровец» и ИЖ. Они должны позаботиться о дальнейшем усовершенствовании машин для многодневных соревнований. Нужно найти возможности снизить вес, повысить мощность двигателей, устранить недостатки в отдельных узлах. Заводам, поставляющим аппаратуру для мотоциклов, давно пора повысить качество спидометров, часов и электрооборудования. Многое можно и нужно сделать для того, чтобы добиться еще лучших результатов в ответственных международных соревнованиях.РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ МОТОЦИКЛОВМедалио3пЩ К1g и5 13 40 84 68 27 21 11 17 288о чgО0 3а оо 14 13 34 14 8444 86g 1о2 5 20 18 5324 593I Sюо соИ0.юО750 смз 500 » 350 » 250 » 175 » 125 » 100 > 75 » 50 > Итого:4 4 20 20 28 10 12 59 1123 2 10 84200 2913