тогР озыгрыш личного первенства мира по шоссейно-нольцевой гонке на автомобилях проходил в 1962 году под знаком превосходства спортсменов, выступавших на английских машинах. Это сказалось уже во время тренировочных заездов, а также в первом туре чемпионата — тонне на Большой приз Европы в Зандворте (Голландия). Первые два ряда на старте гонки занимали, по результатам тренировочных заездов, англичане Джим Кларк, Грэхем Хилл и Джон Сюртиз, новозеландец Брюс Мак-Ларен и австралиец Джек Брэбхем, в то время как чемпион мира американец Филипп Хилл стартовал лишь в четвертом ряду, а Боннер, Гэрни и Багетти — в пятом. В ходе этой гонки, а также большинства последующих подтвердилась такая «расстановка сил». Лидирующее положение уверенно захватили Кларк, Грэхем Хилл и Мак-Ларен, вступившие между собой в острую борьбу, а Филипп Хилл, Гэрни и Багетти шли во втором эшелоне; правда, Филиппу Хиллу удалось временно выдвинуться на второе место после того, как Кларк и Мак-Ларен вынуждены были сойти с дистанции из-за повреждений в их машинах, но вскоре американца «оттеснил» малоизвестный гонщик Тревор Тейлор, выступавший на автомобиле «Лотус». Ему и удалось финишировать вторым. Первым окончил гонку Грэхем Хилл, прошедший на автомобиле БРМ дистанцию 334,4 км (80 кругов) за 2 часа 11 минут 2,1 секунды, т. е. со скоростью 153,595 км/час. Примерно такая же нартина повторилась и во втором туре чемпионата — гонке на Большой приз Монако. Здесь лидировал в течение 93 кругов (из 100) Грэхем Хилл, преследуемый сначала Кларком, а затем Мак-Лареном и экс-чемпионом мира Брэбхемом. Судьба соревнования решилась, однако, в борьбе не этих гонщиков. Из-за повреждений в машинах Кларк, Грэхем Хилл и Брэбхем были вынуждены сойти с дистанции; лидером стал Мак-Ларен, которого начал энергично преследовать Филипп Хилл. Новозеландец, однако, сумел выдержать напор и закончил гонку первым, опередив Хилла на неполных две секунды. Изобилующую виражами трассу по узким улицам Монте-Карло (дистанция 314 км) Мак-Ларен прошел за 2 часа 46 минут 29,7 секунды, т. е. со скоростью 113,396 нм/час. Успех выпал также на долю Джима Кларка, который побил рекорд трассы, пройдя лучший круг со скоростью 118,554 км/час. Несмотря на проигрыш двух первых Больших призов чемпионата, прошлогодний чемпион мира Филипп Хилл оказался во главе таблицы розыгрыша, набрав наравне с Грэхемом Хиллом 10 зачетных очков. Это предопределило очень острую борьбу между ними в третьем туре — гонке на Большой приз Бельгии. Однако уже на восьмом нруге обоих лидеров уверенно обошел Джим Кларк, который и сохранил свое преимущество до самого финиша. На этот раз победа была одержана на автомобиле «Лотус», причем Кларк вновь побил рекорд трассы, пройдя лучший круг со скоростью 215,449 км/час. Его технический результат на всей дистанции (451,2 км) равен 2 : 07.32,3; это соответствует средней скорости 212,265 км /час. Что касается борьбы лидеров чемпионата, то она снова кончилась не в польЧЕМПИОНАТАзу американца. Филиппа Хилла оставил далеко позади себя Грэхем Хилл, финишировавший через 44 секунды после Кларка. Чемпион мира был вынужден довольствоваться третьим местом, и это было его последним более или менее заметным успехом в чемпионате. Четвертый тур чемпионата — гонка на Большой приз Франции в Руане — внес некоторое разнообразие в ход событий. Хотя и здесь поначалу лидировала сильная английская тройка — Г. Хилл, Д. Сюртиз и Д. Кларк, но преследовавший их Д. Гэрни на «Порше» находился все время в опасной близости (23 секунды отделяло его от лидера). И достаточно было сначала Сюртизу, а затем Кларку задержаться у боксов, как Гэрни, выйдя на второе место, вступил в острую борьбу с Г. Хиллом. Исходом этой борьбы явилась поломка коробки передач в автомобиле англичанина, сошедшего с дистанции на 42-м круге. Гэрни же закончил дистанцию в 353 им (54 круга) за 2:07.35,5, показав среднюю скорость 164 км /час. Реванш за это поражение англичане взяли с лихвой в гонке на Большой приз Англии, явившейся пятым туром чемпионата. Достаточно сказать, что здесь первые 8 мест были заняты гонщиками, выступавшими на английских машинах. Победил в гонке Джим Кларк, прошедший дистанцию 362 км (75 кругов) за 2 ; 26.20,8, т. е. со скоростью 148,5 км/час. Вторым был Д. Сюртиз, третьим Б. МакЛарен, и лишь на четвертое место вышел лидер чемпионата Г. Хилл. Этот результат очень обострил борьбу за звание чемпиона мира, поскольку разница между лидером (19 очков) и Джимом Кларком стала составлять всего лишь одно очко, а у Брюса Мак-Ларена оказалось 16 очнов. Резко улучшил свое турнирное положение и бывший многократный чемпион мира по мотоциклетным гонкам Джон Сюртиз, набравший после пяти туров 13 очков. Вот почему гонка на северной петле Нюрбургского кольца (шестой тур чемпионата) привлекла к себе большое внимание международной спортивной прессы. Дан Гэрни лидировал первые два круга и сумел финишировать третьим. Но абсолютным победителем оказался Г. Хилл, прошедший дистанцию 342,15 км (15 кругов) за 2:38.45,3 (т. е. со средней скоростью 129,2 км/час) и показавший лучшее время круга (10.12,2). На 2,5 секунды после него финишировал Д. Сюртиз, который благодаря такому успеху мог бы претендовать на второе место ив чемпионате, если бы Д. Кларк и Б. МакЛарен не закончили дистанцию почти столь же успешно. Заняз в гонке 4-е и 5-е места, они сохранили свое высокое турнирное положение. Исход напряженной борьбы в чемпионате мира не решила также и гонка седьмого тура на треке Монца. Выиграв здесь с явным преимуществом Большой приз Италии, Грэхем Хилл прибавил к своим 28 очкам еще зосемь и, казалось, обеспечил себе звание чемпиона мира. Однако достаточно было Д. Кларку выиграть гонку на Большой приз Америки, явившуюся восьмым этапом чемпионата, как картина резко переменилась. Дело в том, что по правилам ФИА зачет ведется по пяти лучшим результатам, а при равенстве очков решает количество выигранных Больших призов. Если Д. Кларк сумеет победить в последнем, девятомМИРАмобильным гонкамэтапе чемпионата — гонках в Южной Америке, которые состоятся 29 декабря, — то по пяти лучшим результатам он сравняется с Г. Хиллом, но будет иметь на одну победу больше и станет чемпионом мира. Так или иначе, но все первые места в чемпионате мира 1962 года выиграны на английских автомобилях БРМ, «Купере», «Лотусе» и «Лоле». Для этих машин характерны некоторые общие конструктивные черты, среди которых едва ли не самыми важными являются легкость и компактность конструкции. Все они — небольшие узкие «монопосто», которые, на первый взгляд, можно принять за «юниор»; благодаря почти лежачему положению гонщика достигается существенное уменьшение лобовой площади и, следовательно, сопротивления воздуха; нузовы выполнены из тонкого алюминиевого листа. Благодаря этому новый «Лотус», например, весит всего 455 кг. На нем установлен восьмицилиндровый V-образный двигатель «Ковентри» весом 136 кг. Целям уменьшения веса были подчинены также изменения в конструкции независимой подвески передних колес — подвеска каждого колеса осуществлена на нижних треугольных поперечных рычагах и имеет верхнюю направляющую поперечину, выполненную из очень легких сварных штамповок листовой стали. Витые пружины с телескопическими амортизаторами уходят далеко в глубь корпуса машины. Задняя часть кузова, включая подголовник, сделана из проволочного сита. На автомобиле «Купер» установлен новый, очень легкий восьмицилиндровый двигатель, имеющий двухкамерный карбюратор с падающим потоком и транзисторную систему зажигания. Оба ряда цилиндров расположены под углом 90° друг н другу. Двигатель развивает мощность 172 л. с. при 9000 об/мин и весит (без сцепления) 115 кг, т. е. меньше, чем четырехцилиндровый двигатель «Климакс», устанавливавшийся на этом автомобиле до прошлого года. Для автомобиля БРМ разработана несколько иная конструкция V-образного восьмицилиндрового двигателя, развивающего мощность свыше 180 л. с. и имеющего вертикально установленный выпускной коллектор. Наряду с розыгрышем личного первенства мира проходили соревнования на «первенство марки». Как уже сообщалось («За рулем» № 8 за 1962 год), в нынешнем году оно разыгрывается на автомобилях «Большого туризма» в шестнадцати соревнованиях. В четырех гонках из этих шестнадцати оспаривается «мировой трофей за скорость и выносливость», установленный для так называемых «прототипов» и спортивных автомобилей. В гонках на автомобилях «Большого туризма» наибольшее количество очков в классе до 1000 смз получили автомобили «Абарт», в классе до 2000 смз — «Порше» и свыше 2000 смз — «Феррари». Что касается названного выше «мирового трофея», то его завоевала фирма Феррари, на автомобилях которой были одержаны победы в 12-часовой гонке в Себринге, 1000-километровой гонке на Нюрбургском кольце, традиционной гонке Tapra-Флорио и 24-часовой гонке в ЛеМане.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ,|А. В. КАРЯГИН,} Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Сдано в набор 26.10.62 г. Г-82598. Тираж 360 000 экз. Поди, к печ. 17.11.62 г. Цена 30 коп. Зав. 507. 3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. Бум. 60 X 90'/». 2,25 бум. л. 4 печ. л.